Политичекая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Целью написания данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем – формы государства, ее составных частей по отдельности и в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Понятие формы государства и её элементы……………………………….5
II. Общая характеристика формы правления……………………………….7
2.1. Основные черты монархической формы правления………….7
2.2.Признаки и виды республиканской формы правления……….9
III. Государственное устройство, как один из аспектов формы государства, его виды………………………………………………………….12
3.1. Унитарное государство………………………………………..12
3.2. Федерация……………………………………………………...13
3.3. Конфедерация………………………………………………….14
IV. Виды политических режимов…………………………………………….15
4.1. Демократия и её формы……………………………………….15
4.2. Антидемократические режимы и их признаки………............17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

Различают также договорные и учредительные  федерации. Договорные федерации создаются  как результат свободного объединения  ряда государств и государственных  образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации  возникают как результат трансформации  унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем  составе собственные субъекты, наделяя  их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение  и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия — это  односторонний выход субъекта федерации  из ее состава. В абсолютном большинстве  современных федераций это право  конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции  СССР 1977 г. такое право у союзных  республик было, что и явилось  формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

3.3. Конфедерация

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид  формы государственного устройства — конфедерацию. Однако формально  она не является государством. Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Конфедерация  не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами  — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения  принимаются по принципу единогласия  и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих  государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные  акты лишь по тем вопросам, которые  входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются  в ратификации их парламентами. Гражданство  конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует  и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов  государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией  была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного  объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится  Европейский союз, который ранее  назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В  результате усиления интеграционных процессов  это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом  пространстве возникло Содружество  Независимых Государств (СНГ). Еще  одним примером надгосударствен-ного объединения является Британское Содружество  наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после  Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Виды политических режимов

“Форма государственного режима - совокупность способов и методов  осуществления власти государством”.

Как уже отмечалось, форма  правления и форма государственного устройства не могут ответить на вопрос о том, как, с помощью каких  способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение  классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполняют фактически органы государства по управлению населением, проживающим на его территории. На эти вопросы отвечает третий блок формы государства - политический режим.

В этой характеристике формы  государства отражаются внеправовые  или правовые способы осуществления  власти, методы использования “материальных” придатков государства - тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия  на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение  свободы личности, защиты прав граждан, участие в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Таким образом, изучение методов  и способов, с помощью которых  государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического  режима, становится также объективно необходимым для постижения формы  государства.

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления  государственной власти режимы могут  быть:

  • демократическими;
  • антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

4.1. Демократия  и её формы

Термин  «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические  формы политической жизни появились  еще в древности: ученые говорят  о существовании первобытной, или  общинной, демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города- государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий  уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое  благосостояние всем гражданам, без  чего невозможно достижение общественного  согласия, стабильности и прочности  базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать  в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной  предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное призна-ние  и гарантированность права частной  собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть  даже и относительная, независимость  от государств.

Демократия  характеризуется следующими признаками:

1) признанием народа источником  власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная,  конституционная власть в государстве,  он выбирает своих представителей  и может периодически сменять  их;

2) формально-юридическим равноправием  граждан и их равной возможностью  участия в политической жизни  страны;

3) наличием фундаментальных прав  и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой  со стороны государства;

4) принятием важнейших властных  решений по принципу большинства:  именно большинство, а не меньшинство  выражает через институты демократии  свою волю;

5) правом меньшинства на оппозицию  при подчинении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под  которым понимается наличие различных  автономных социально-политических  партий, движений, групп, находящихся  в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения властей,  при которой различные ветви  государственной власти достаточно  независимы и уравновешивают  друг друга, препятствуя установлению  диктатуры;

8) гласностью действий государственных  органов и должностных лиц,  возможностью беспрепятственного  контроля за ними со стороны  общества. Этому способствуют: открытые  для прессы заседания коллегиальных  государственных органов, публикация  их стенографических отчетов,  представление чиновниками деклараций  о своих доходах, существование  свободных от цензуры и независимых  от власти неправительственных  средств массовой информации;

9) выборностью основных органов  власти на основе всеобщего,  прямого, равного избирательного  права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного  самоуправления, наиболее приближенных  к народу и компетентных в  решении местных проблем.

На  страже демократических принципов  и форм организации политической жизни должна стоять сильная государственная  власть. Иначе может возникнуть угроза перерождения демократии в охлократию (ohlos — толпа и cratos — власть, т. е. власть толпы). При охлократии принцип  гражданской свободы подменяется  принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным  органам.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть реально воплощены  в жизнь, необходимо существование  всеобщих институтов демократии.

Всеобщие  институты демократии — это организационные  формы, с помощью которых реализуются  демократические принципы. К ним  относят: выборность высших органов  государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных  органов по истечении срока их полномочий. Все это укрепляет  демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной  власти.

В соответствии со способом осуществления  народом своей власти выделяют две  формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами  прямой демократии, в рамках которой  народ непосредственно принимает  политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших  вопросов.

Представительная  демократия подразумевает возможность  народа осуществлять свою власть через  своих представителей в различных  государственных органах. Особую роль среди них играет парламент —  высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила  еще одну форму народовластия  — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

4.2. Антидемократические режимы и  их признаки

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим — это политический рг-жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой  партии, фактически сросшейся с  государственным аппаратом, во  главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная  несменяемость;

2) наличие официальной, господствующей  в обществе тоталитарной идеологии  (коммунизм, национал-социализм,  фашизм). Для данной идеологии  характерна вера в скорое наступление  «светлого будущего». Общественное  развитие представляется как  телеологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами  массовой информации;

4) монополия государства на средства  вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля  и принуждения, массовый террор  по отношению к так называемым  «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству,  командно-административная система  управления.

В современной философско-политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ положения  личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ф. Хайек  и др.). Основное внимание приверженцы  этой концепции уделяют анализу  механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного  режима. Существование тоталитаризма  данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а  с востребованностью обществом  тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют  себя противоречия его модернизации.

Информация о работе Политичекая культура