Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, реферат
Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти. Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.
Введение...................................................................................................
1 Власть как социальное явление..........................................................
2 Основания и ресурсы власти...............................................................
3 Разделение властей................................................................................
Заключение..............................................................................................
Список литературы................................................................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Политология
реферат на тему:
Политическая власть как социальный феномен
Введение......................
1 Власть как
социальное явление............
2 Основания и
ресурсы власти................
3 Разделение властей............
Заключение....................
Список
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
К числу базовых, основополагающих понятий политической науки относится категория политической власти. Без данного понятия невозможно объяснить содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями – экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.
Политические знания – жизненная
необходимость для каждого
Целью данного реферата является анализ
социологических моделей
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической
власти как социального
3. Выявить специфику
Актуальность данной тематики обусловлена
тем, что понятие «власть» в обыденной
жизни и в научной литературе
употребляется в разных смыслах.
При глубоком рассмотрении вопроса
обнаруживается, что понятие «власть»
не может быть полностью раскрыто
лишь с точки зрения экономики
и политики, права и морали, представляющих
отдельные аспекты такого многослойного
и в то же время целостного феномена,
каким является власть. Для этого
необходимо исследование власти на самых
разных уровнях её функционирования
в обществе, истории и культуре.
Разгадка парадоксов властных отношений
и приращение всякого нового знания
о природе власти и механизмах
властвования является едва ли не главной
задачей фундаментальной
Первые попытки разобраться
в парадоксах и механизмах власти,
в частности, политической, были предприняты
ещё в ранний период политической
истории Индии, Китая и Греции.
Например то, что древнегреческое
слово «архе», обозначавшее «власть»
или «главенство», имело и другое
значение - «первоначало» или «
Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории.
Концепция власти - одна из ведущих
теоретических концепций, способствующая
исследованию политических отношений
и пониманию механизма
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как 2не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия».
1. Власть как социальное явление
Власть — одно из центральных понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы: Вся политическая история человечества— это история борьбы за власть. Именно борьба за власть определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.
Исторически понятие «власть»связано
с административным управлением
древнегреческих городов
Политологи придерживаются
различных точек зрения относительно
определения и трактовки
Реляционистские концепции
власти характеризуют власть как
отношение между двумя
В теориях«сопротивления»
В теориях«обмена ресурсами»основное внимание уделяется ситуациям, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, вследствие чего возникает острая потребность в этих ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие«дефицитными ресурсами»,Могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто в них нуждается, в обмен на желаемое поведение.
Теории «раздела зон влияния»предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается изменчивость ролей участников взаимодействия. Если в данной ситуации один индивид обладает властью, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.
Бихевиористские, концепции власти, подобно реляционистским, исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых .Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики сознании, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть— исходный пункт и конечная цель политического действия.
Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление(воля) к власти и обладание«политической энергией».Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть самоценна, что позволяет наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей— они и только они выступают регуляторами, автоматически(без внешнего принуждения)обеспечивающими функционирование политической системы общества.
Системные концепции власти.
Власть рассматривается как
В рамках системных концепций можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы; второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье),а третий — как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).
«Мы можем определить власть, — писал Т. Парсонс, —как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы»(достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».
Некоторые представители
системного подхода трактуют власть
Как средство социального общения
(коммуникации),позволяющее
Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность' этого социального феномена.
Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Структура власти включает источник власти, субъект-объект власти, функции власти, ее основания и ресурсы. В качестве источников власти Могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.Субъект власти(индивид, организация, социальная общность и др.)воплощает в себе ее активное, направляющее начало, Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ(распоряжение)как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение частной воли всеобщей воле власти; наказание(санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле; регламентация поведения в соответствии со всеобщим интересом.
Подчинение приказу может иметь весьма различную мотивацию. М.Вебер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать: интересы(целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа); традиции, привычка к повиновению; личная склонность подданных.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта— второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная крупна, класс и т.д. Власть немыслима без подчинения объекта. «Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета».
Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой отношений господства и подчинения, а сама власть—это возможность приказывать в условиях, когда; те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Скажем, М. Вебер определял власть как«возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».Такой подход к сущности власти- не вызывал сомнения, однако по .мере формирования демократических режимов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, понятие власти усложнилось. В подобных случаях власть— это не Только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в .подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расширяться за счет общественного мнения, средств массовой информации, а также под воздействием международных организаций и групп влияния. В результате власть формируется как система отношений«господство— подчинение»и «руководство— принятие».Граница между этими типами отношений подвижна и зависит от конкретной ситуации в той или иной стране.
Информация о работе Политическая власть как социальный феномен