Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти. Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.

Содержание

Введение...................................................................................................
1 Власть как социальное явление..........................................................
2 Основания и ресурсы власти...............................................................
3 Разделение властей................................................................................
Заключение..............................................................................................
Список литературы................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат по палитологии.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                             Политология

                               реферат на тему:

Политическая  власть как социальный феномен

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнил студент группы 21МС - 101

                                                                Канунников М.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Челябинск 2013

                                                   Содержание

   Введение...................................................................................................

1 Власть как  социальное явление..........................................................

2 Основания и  ресурсы власти...............................................................

3 Разделение властей................................................................................

   Заключение..............................................................................................

   Список  литературы................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К числу базовых, основополагающих понятий политической науки относится  категория политической власти. Без  данного понятия невозможно объяснить  содержание и закономерности политической деятельности, осуществление государственной  политики. По своей сути она играет роль своеобразного стержня, который  скрепляет воедино все элементы общества, придает ему целостность  и устойчивость. Ослабление, либо деформация политической власти неизбежно грозит обществу тяжелыми последствиями –  экономическим хаосам, разгулом преступности, кровавыми эксцессами.

Политические знания – жизненная  необходимость для каждого гражданина. Цель работы состоит в том, чтобы  вооружиться необходимыми знаниями и вполне достоверными о политических общественных процессах, научиться  самостоятельно ориентироваться в  сложной политической ситуации.

Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти.

Задачи:

1. Проанализировать литературу  по данной тематике.

2. Провести анализ политической  власти как социального феномена.

3. Выявить специфику политической  власти как социологической категории. 

Актуальность данной тематики обусловлена  тем, что понятие «власть» в обыденной  жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса  обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики  и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного  и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого  необходимо исследование власти на самых  разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений  и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной  задачей фундаментальной политологии.

Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты  ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что древнегреческое  слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе  власти.

Власть, в отличие от физического  насилия, оказывает воздействие  на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую  ценность она представляет тогда  и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается  на в состоянии осуществлять большее  количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно  воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти  попытки составляют существенную часть  политической истории.

Концепция власти - одна из ведущих  теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений  и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Среди крупнейших теоретиков, имеющих  исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как 2не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение [кого-то или чего-то]». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия». 

1. Власть как  социальное явление

Власть — одно из центральных  понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы: Вся политическая история человечества— это история борьбы за власть. Именно борьба за власть определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.

Исторически понятие «власть»связано  с административным управлением  древнегреческих городов государств-полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов,  оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами- «политами»,регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика».Исторически и логически между понятиями«власть» и«политика»возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле«политическая власть».

Политологи придерживаются различных точек зрения относительно определения и трактовки понятия  «власть».Рассмотрим кратко основные из них.

Реляционистские концепции  власти характеризуют власть как  отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Можно выделить три основных варианта теории реляционной интерпретации власти: теории«сопротивления»,«обмена ресурсами»и «раздела зон влияния».

В теориях«сопротивления»исследуются  такие властные отношения, в которых  субъект власти подавляет сопротивление  ее объекта. Разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.

В теориях«обмена ресурсами»основное внимание уделяется ситуациям, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, вследствие чего возникает острая потребность в этих ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие«дефицитными ресурсами»,Могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто в них нуждается, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния»предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается изменчивость ролей участников взаимодействия. Если в данной ситуации один индивид обладает властью, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

Бихевиористские, концепции власти, подобно реляционистским, исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых .Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики сознании, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть— исходный пункт и конечная цель политического действия.

Одну из типичных бихевиористских  трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление(воля) к власти и обладание«политической энергией».Человек  видит во власти средство улучшения  жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть самоценна, что позволяет наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс,  равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений  как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей— они и только они выступают регуляторами, автоматически(без внешнего принуждения)обеспечивающими функционирование политической системы общества.

Системные концепции власти. Власть рассматривается как систематизирующее  отношение в политической системе  общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно.

В рамках системных концепций  можно выделить три подхода к  пониманию власти. Первый истолковывает  власть как свойство или атрибут  макросоциальной системы; второй рассматривает  власть на уровне конкретных систем —  семьи, организации и т.п. (М. Крозье),а третий — как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс).

«Мы можем определить власть, — писал Т. Парсонс, —как реальную способность единицы системы  аккумулировать свои «интересы»(достичь  целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Некоторые представители  системного подхода трактуют власть Как средство социального общения (коммуникации),позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти — разрешать постоянно  возникающее противоречие между  необходимостью поддержания порядка  в обществе и многообразием интересов  членов общества, сопряженных с конфликтами,

Все приведенные трактовки  сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность' этого социального феномена.

Власть — это один из важнейших видов социального  взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, а властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Структура власти включает источник власти, субъект-объект власти, функции власти, ее основания и ресурсы. В качестве источников власти Могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.Субъект власти(индивид, организация, социальная общность и др.)воплощает в себе ее активное, направляющее начало, Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ(распоряжение)как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение частной воли всеобщей воле власти; наказание(санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле; регламентация поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Подчинение приказу может  иметь весьма различную мотивацию. М.Вебер отмечал, что типичными мотивами повиновения могут выступать: интересы(целесообразные соображения повинующихся относительно преимуществ или невыгод выполнения приказа); традиции, привычка к повиновению; личная склонность подданных.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта— второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействия субъекта и объекта. Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная крупна, класс и т.д. Власть немыслима без подчинения объекта. «Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета».

Долгое время считалось, что содержание власти определяется системой отношений господства и  подчинения, а сама власть—это возможность приказывать в условиях, когда; те, кому приказывают, обязаны подчиняться. Скажем, М. Вебер определял власть как«возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».Такой подход к сущности власти- не вызывал сомнения, однако по .мере формирования демократических режимов, базирующихся на тех или иных общественных договорах, понятие власти усложнилось. В подобных случаях власть— это не Только господство одних и подчинение других, но и договоренность об учете интересов тех, кто находится в .подчиненном положении. В современном обществе сфера договорных отношений стала расширяться за счет общественного мнения, средств массовой информации, а также под воздействием международных организаций и групп влияния. В результате власть формируется как система отношений«господство— подчинение»и «руководство— принятие».Граница между этими типами отношений подвижна и зависит от конкретной ситуации в той или иной стране.

Информация о работе Политическая власть как социальный феномен