Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти. Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.

Содержание

Введение...................................................................................................
1 Власть как социальное явление..........................................................
2 Основания и ресурсы власти...............................................................
3 Разделение властей................................................................................
Заключение..............................................................................................
Список литературы................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат по палитологии.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

— осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий;

— предотвращать злоупотребления  властью, установление диктатуры;

— гармонично соединять  такие противоречивые аспекты жизни)общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали.

Разделение власти по вертикали  представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким  образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы «продолжением»центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных— местные органы(провинции, земли, департаменты)наделены значительными полномочиями(Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных — местные органы власти в ряде сфер (к примеру, в сферах образования,  здравоохранения, строительства и т.п.) пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение власти по горизонтали  представляет собой распределение  властных полномочий между тремя  властными органами («ветвями»власти) — законодательным, исполнительным и судебным.

Законодательная власть представляет собой, совокупность полномочий по изданию  законов, а также систему государственных  органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган — парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпартийная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии)обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия(в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования),  а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Современные конституции  формально наделяют исполнительной властью главу государства(в парламентских  монархиях и республиках, в президентских республиках)или правительство(в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентарных монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях —монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства(президента).На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления и самоуправления(губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению  правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права(например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд США), нормотворческих полномочий(создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий(например, проверка законности ареста или задержания)и некоторых других второстепенных полномочий(установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.),а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.Полномочия судебной власти подразделяются на основные(исключительные)

— по осуществлению правосудия и вспомогательные.В современных  демократических государствах осуществление  основных полномочий судебной власти возлагается на суды различных категорий(обычные (общей компетенции и специализированные),административные,конституционные),а  также иногда на так называемые квазисудебные  органы. В РФ основные полномочия судебной власти осуществляются только судами(в  том числе единолично судьями).

 

 

                                           Заключение

Итак, по своей природе  власть- явление социальное,поскольку  возникает в обществе. Общество без  власти -это хаос, дезорганизация,саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом  причин,и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между  людьми целесообразность,разумность,организованность,создав общие для всех правила поведения.Кроме  того,наличие власти вызвано объективной  потребностью в регуляции социальных отношений,согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов  и потребностей людей с помощью  различных средств, в том числе  и принуждения.Дело в том, что  общество представляет собой совокупность индивидов,возможности которых заметно  различаются.Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни,материального  богатства,образования,заняты разными  видами труда,общественные оценки которого также различаются.Наконец, одни люди талантливы,другие - не очень,одни активны,другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального  неравенства людей в обществе порождают несовместимость,а подчас противоположность их интересов  и потребностей.Если бы не власть,то общество погибло бы под грузом бесконечных  внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие  интересы, регулирует взаимоотношения  между их носителями,обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым  предохраняет общество от анархии и  распада.

Я думаю, что поставленная в начале работы задача, выполнена,отличительные  черты политической власти, содержание понятия власти в вышеизложенном тексте отмечены.

 

Список литературы

 

  1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Учебное пособие. –М., 2003.
  2. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. –М., 2001.
  3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. –М., -2005.
  4. Основы политологии. Курс лекций. / Под ред. В.П. Пугачева. –М., 1992.
  5. Политология. / Под ред. Василика. –М., 2002 г.

Информация о работе Политическая власть как социальный феномен