Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, реферат
Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти. Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.
Введение...................................................................................................
1 Власть как социальное явление..........................................................
2 Основания и ресурсы власти...............................................................
3 Разделение властей................................................................................
Заключение..............................................................................................
Список литературы................................................................................
Властная воля, выраженная в приказе, может быть реализована прямыми и косвенными методами. При этом теория власти, откликаясь на современную ситуацию, обосновывает механизмы, не выпячивающие силу и соответствующие санкции. Соответственно в «технологии»власти повышается роль поощрения, подкупа, а также«рекомендующая»роль лоббистских структур.
Аналогичная тенденция проявляется
в системе отношений«
Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.
Одной из наиболее содержательных
классификаций власти является ее деление
в соответствии с ресурсами, на которых
она основывается, на экономическую,социальную,
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический Контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших целей.
С экономической властью тесно связана власть социальная, Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная— распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.
Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не, может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации(школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ.
Принудительная власть определяется тем, что она опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом —главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д.
Отличительными чертами политической власти являются:
-легальность в использовании
силы и других средств
-верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
- публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит —обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона);
-моноцентричность; т.е. наличие единого центра принятия решений(в отличие, например, от власти экономической);
- многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется
на государственную и
Одним из проявлений политической власти является теневая власть,отличающаяся отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли.- Различают две основные разновидности теневой власти:1) скрытое, невидимое правление,осуществляющееся на основе передачи высшими государственными органами своих властных полномочий по принятию и осуществлению политический решений лицам и институтам,не обладающим для этого официальными полномочиями;2) деятельность различного рода ассоциаций,возникающих либо на базе политических структур, либо параллельно с ними, имеющих нелегальный характер и способных оказывать доминирующее влияние да принятие политических решений, осуществление контроля за их реализацией и других властных функций в различных частях политического пространства.
В зависимости от субъектов
власть делится на государственную,партийную,
2. Основания и ресурсы власти
Важнейшими факторами,
В соответствии со сферами
жизнедеятельности можно
Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности,объемом валового национального продукта на душу населения,стратегически важными природными ресурсами,золотым запасом,степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений НТР. Соответственно,экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.
Социальные основания
власти — это социальные группы
и слои,на которые власть опирается.Конкретный
состав этих групп и ^слоев определяется
общественным строем страны,ее политическими
и культурно-историческими
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Юридические основания власти — это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на основании которых власть сформирована и на которые опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.
Административно-силовые основания власти — совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно, административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.
Культурно-информационные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ— бесконечности, общедоступности, демократичности— подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти» К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же входит система гарантий, препятствующих доступу в печать, на радио и телевидение террористов и всякого рода экстремистских элементов.
Ресурсы власти, являясь производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. Это, в первую очередь, демографические, дипломатические, духовно-нравственные и социально-психологические ресурсы. Последние играют очень важную роль в оценке мотивации господства и подчинения.
Как правило, ресурсы власти используются: для функционирования и укрепления самой власти, а также для создания адекватных ей оснований. В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения),в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные.
Организационные ресурсы направлены на создание оптимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно они должны использоваться рационально, блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному воспроизводству.
Поощрительные ресурсы —
это материальные и социальные блага,
с помощью которых власть«
Принудительные ресурсы — комплекс мер административного воздействия и угрозы санкций при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, не санкционированных митингов, против явного и скрытого саботаж распоряжений власти.
Нормативные ресурсы — средства воздействия на ценностные ориентации и 'морально-этические нормы объектов власти. Они ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.
Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя' возникновению кризисов и революций.
3. Разделение властей
Разделение власти — распределение властных полномочий между ветвями власти.
Теория разделения властей
происходит из идеи «смешанного правления»,
Принцип разделения властей, появившийся в Новое время в европейской политической мысли, впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789г. вошел в политическую практику целого ряда стран.
Разделение власти позволяет:
— четко определить. функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа;
Информация о работе Политическая власть как социальный феномен