Политическая власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ социологических моделей политической власти. Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной тематике.
2. Провести анализ политической власти как социального феномена.
3. Выявить специфику политической власти как социологической категории.

Содержание

Введение...................................................................................................
1 Власть как социальное явление..........................................................
2 Основания и ресурсы власти...............................................................
3 Разделение властей................................................................................
Заключение..............................................................................................
Список литературы................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат по палитологии.docx

— 42.63 Кб (Скачать файл)

Властная воля, выраженная в приказе, может быть реализована  прямыми и косвенными методами. При  этом теория власти, откликаясь на современную  ситуацию, обосновывает механизмы, не выпячивающие силу и соответствующие санкции. Соответственно в «технологии»власти повышается роль поощрения, подкупа, а также«рекомендующая»роль лоббистских структур.

Аналогичная тенденция проявляется  в системе отношений«руководство— принятие».При этом чем выше авторитет  субъекта власти, чем шире ее демократическая база, тем более вероятно добровольное принятие объектом определенных обязательств.

Функциями власти являются: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую,социальную,духовно-информационную,принудительную(которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно)и политическую в широком, Собственном значении этого слова.

Экономическая власть —  это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический Контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших целей.

С экономической властью  тесно связана власть социальная, Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная— распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и  информации. В современном обществе без опоры на знания власть не, может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации(школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ.

Принудительная власть определяется тем, что она опирается на силовые  ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется  с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом —главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д.

Отличительными чертами  политической власти являются:

-легальность в использовании  силы и других средств властвования  в пределах страны;

-верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

- публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит —обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права(закона);

-моноцентричность; т.е. наличие единого центра принятия решений(в отличие, например, от власти экономической);

- многообразие ресурсов.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами(парламентом, правительством, судебными органами и т.д.), органами правопорядка(полицией, армией, прокуратурой и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть осуществляется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

Одним из проявлений политической власти является теневая власть,отличающаяся отсутствием публичного характера  действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли.- Различают  две основные разновидности теневой власти:1) скрытое, невидимое правление,осуществляющееся на основе передачи высшими государственными органами своих властных полномочий по принятию и осуществлению политический решений лицам и институтам,не обладающим для этого официальными полномочиями;2) деятельность различного рода ассоциаций,возникающих либо на базе политических структур, либо параллельно с ними, имеющих нелегальный характер и способных оказывать доминирующее влияние да принятие политических решений, осуществление контроля за их реализацией и других властных функций в различных частях политического пространства.

В зависимости от субъектов  власть делится на государственную,партийную,военную, профсоюзную,семейную и т.п.По широте распространения выделяется мегауровень— международные организации,макроуровень—  центральные органы государства,мезоуровень— подчиненные центру организации(областные,окружные, районные и т.п.) и микроуровень—  власть в первичных организациях и малых группах.Возможна классификация  власти по функциям ее органов,например законодательная,исполнительная и  судебная власти государства,по способам воздействия на субъект и объект власти— демократическая,авторитарная и т.д.

 

2. Основания и  ресурсы власти

 

Важнейшими факторами,определяющими  содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями  власти понимаются ее база, источники,на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти — это  реальные и потенциальные средства, которые используются(или могут  быть использованы)для укрепления самой  власти и ее оснований.Образно говоря,основания  власти — это ее фундамент,ресурсы  власти— ее потенциал и технология.

В соответствии со сферами  жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы  власти:экономические,социальные,юридические,административно-силовые  и культурно-информационные.

Экономические основания  власти характеризуются господствующей формой собственности,объемом валового национального продукта на душу населения,стратегически  важными природными ресурсами,золотым  запасом,степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений НТР. Соответственно,экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность в части укрепления независимости страны.

Социальные основания  власти — это социальные группы и слои,на которые власть опирается.Конкретный состав этих групп и ^слоев определяется общественным строем страны,ее политическими  и культурно-историческими традициями,уровнем  развития науки и техники.В любом  государстве существуют социальные группы, который обречены на подчиненное  положение, а также группы,которые  занимают промежуточное,колеблющееся положение между устойчивыми  субъектами и объектами власти. Социальные ресурсы — это совокупность возможностей изменения статуса социальных групп  и слоев, действия, направленные на повышение(понижение) их общественной активности. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми»слоями и группами.

Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование,  медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

Юридические основания власти — это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на основании которых власть сформирована и на которые опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов.

Административно-силовые  основания власти — совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства, а также их аппарат. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно, административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-информационные основания  власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы — это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ— бесконечности, общедоступности, демократичности— подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти» К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же входит система гарантий, препятствующих доступу в печать, на радио и телевидение террористов и всякого рода экстремистских элементов.

Ресурсы власти, являясь  производными от ее оснований, в то же время относительно самостоятельны и по своему содержанию существенно шире этих оснований. Это, в первую очередь, демографические, дипломатические, духовно-нравственные и социально-психологические ресурсы. Последние играют очень важную роль в оценке мотивации господства и подчинения.

Как правило, ресурсы власти используются: для функционирования и укрепления самой власти, а также для создания адекватных ей оснований. В социотехнологической цепочке самой власти ресурсы играют самостоятельную роль в обеспечении научной обоснованности приказа (распоряжения),в организации контроля, для убеждения, наказания и поощрения, а также для обеспечения эффективной обратной связи от объекта власти к ее субъекту. При таком подходе ресурсы делятся на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные.

Организационные ресурсы  направлены на создание оптимальных  организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечение надежного контроля. Одновременно они должны использоваться рационально, блокировать естественную потребность чиновничьего аппарата к расширенному воспроизводству.

Поощрительные ресурсы —  это материальные и социальные блага, с помощью которых власть«подкармливает»определенные  слои населения и политиков. В результате стимулируется выполнение распоряжений власти соответствующими объектами, а накануне выборов расширяется социальная база поддержки правящей элиты.

Принудительные ресурсы  — комплекс мер административного  воздействия и угрозы санкций  при невыполнении приказа. Одновременно они используются для предотвращения забастовок, не санкционированных митингов, против явного и скрытого саботаж распоряжений власти.

Нормативные ресурсы —  средства воздействия на ценностные ориентации и 'морально-этические нормы  объектов власти. Они ориентируют  на социальное партнерство руководителей  и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с профессиональным долгом.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя' возникновению кризисов и революций.

 

3. Разделение властей

 

Разделение власти — распределение  властных полномочий между ветвями  власти.

Теория разделения властей  происходит из идеи «смешанного правления»,которую  разрабатывали еще Аристотель и  Цицерон. Так, Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов(аристократию)и народную власть (демократию),подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью —оптиматы, свободой— народы».Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем считал наилучшей.

Принцип разделения властей, появившийся в Новое время  в европейской политической мысли, впервые нашла свое юридическое  оформление в Конституции США, конституционных  актах Французской революции 1789г. вошел в политическую практику целого ряда стран.

Разделение власти позволяет:

— четко определить. функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа;

Информация о работе Политическая власть как социальный феномен