Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:28, контрольная работа
Проведение выборов различного уровня требует глубокого анализа электоральных предпочтений, всестороннего учета объективных и субъективных факторов, влияющих на избирательное поведение различных групп населения.
Введение
1. Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение
2. Модели электорального поведения
3. Факторы политической пассивности молодежи
4. Причины пассивного электорального поведения молодежи
5. Формирование политико-правовой культуры молодежи
6. Способы повышения электоральной активности молодежи в избирательном процессе
Заключение
Список использованных источников
План работы
Введение
1. Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение
2. Модели электорального поведения
3. Факторы политической пассивности молодежи
4. Причины пассивного
электорального поведения
5. Формирование политико-
6. Способы повышения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проведение выборов различного
уровня требует глубокого анализа
электоральных предпочтений, всестороннего
учета объективных и
1) молодые люди составляют сегодня в России около 23 % электората[1];
2) современная молодёжь
– это, кроме всего прочего,
политическое будущее России. Через
10 - 15 лет она будет определять
не только облик страны в
целом, но и (в более узком
смысле) статус выборов в российском
обществе. От установок и образцов
поведения молодых людей будет
зависеть, превратятся ли выборы
в инструмент манипуляции
3) в нынешней ситуации
особую актуальность обретает
выявление основных социальных
сил, призванных решать
4) молодёжь представляет
особый интерес для оценки
современного политического
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
во-первых, важностью задачи управления избирательным процессом, решить которую невозможно без учета специфики избирательного поведения различных социальных и социально-демографических групп;
во-вторых, поиском эффективных путей превращения выборов в форму реального политического участия молодых граждан;
в-третьих, необходимостью исследования
противоречий и проблем электорального
поведения молодежи с целью его
прогнозирования и
Избирательный процесс является сегодня объектом пристального изучения специалистов в различных областях научного знания[2].
Значительное число работ посвящено исследованию особенностей избирательного процесса, электорального поведения в Российской Федерации и её регионах[3].
Анализ состояния изученности темы исследования позволяет утверждать, что ряд её аспектов обстоятельно рассмотрен в отечественной литературе. В то же время очевиден недостаток специальных работ по изучению проблемы электорального поведения молодежи на региональном уровне, её типологии, объективных и субъективных факторов, влияющих на него, выявлению специфики по отношению к избирательному поведению других групп населения, хотя потребность в таких исследованиях довольно велика.
Опираясь на имеющиеся
теоретические разработки, эмпирические
данные представляется возможным выявить
противоречие между заинтересованностью
общества и органов государственной
и муниципальной власти в сознательном,
эффективном участии молодежи в
электоральных процессах и
Целью работы является анализ электорального поведения молодежи в регионах России, выявление доминирующих факторов, влияющих на него и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию молодежной политики.
Предмет работы – условия и факторы, определяющие электоральное поведения молодежи, основные тенденции его развития.
Задачи работы:
- выявление установок,
и ориентаций молодых людей
в отношении выборов,
- определение уровня
- анализ целей и мотивов участия молодежи в выборах;
- изучение факторов, влияющих на электоральные предпочтения и формирующих избирательное поведение молодежи;
- выявление электоральных
предпочтений и социально-
- изучение и анализ
организационно-
- изучение мнения специалистов
и экспертов, занимающихся
- разработка рекомендаций
для внедрения в практику
1. Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение
Сегодня в Российской Федерации
сложилась непростая ситуация в
молодежной среде. Совершенно очевидно,
что активность молодежи, ее гражданская
и жизненная позиция, желание
участвовать в принятии государственных
решений – это залог
Рисунок 1 Электоральное поведение молодежи Архангельской области в зависимости от пола в 2006 году[4]
Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь же стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность, если и не равна нулю, то далека от идеальной.
В статистике и социологии к молодежи обычно относят молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, в данной работе нас будет интересовать часть этой группы в возрасте от 18 до 30 лет. В России в этой группе избирателей примерно 25 миллионов человек, а это 23 % от общего числа избирателей. Как показывают социологические исследования, около 40% молодых людей не интересуются политикой вообще. В регионах активность молодежи на выборах еще ниже.
Рисунок 2 – Электоральное поведение молодежи Архангельской области в 2006 году[5]
Политическая культура молодежи – важная составная часть политической культуры общества в целом. Проникая через определенные средства массовой информации, она формируется в сознании представителей общества. А молодежь - это та грань, которая стоит между правосознательным населением, обладающим сложившимися представлениями о политической культуре, и людьми, не имеющими о ней даже первичных знаний. [6]
Осмысляя процессы формирования
политической культуры молодежи, ее роли
в современной России, следует
отметить, что молодежь - это не только
потенциал перемен, но и возможный
фактор политической нестабильности.
Сегодняшнее социально-
Для вовлечения молодежи в политическую деятельность, формирования у нее активной гражданской позиции необходимо совершенствование системы государственной молодежной политики, решение основных проблем развития российского общества. Кроме того, необходимо принятие мер воспитательного характера, в результате которых должен сформироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно-значимую деятельность, способную сформировать в ней ответственность за общество, государство, взять на себя «бремя» власти и управления страной.
Говоря о «политической активности», следует отметить, что она может быть двух видов: участие в политической деятельности (членство в политической партии, ведение агитации, собственная политическая карьера) и участие в политическом процессе (явка на выборы и осознанное голосование).[7]
Последнее в рамках настоящей работы и будет обозначено как электоральное поведение.
Следует отметить, что в
современной российской практике сегодня
не сложилось общепринятого
Исследуя электоральное
поведение молодёжи на региональном
уровне, необходимо учитывать реальное
состояние дел в молодёжной среде,
её предпочтения и ориентации. Важными
оценочными показателями здесь являются
степень заинтересованности политикой
и участие в ней, а также
самоидентификация молодых
Дополнительным стимулом
к изучению избирательного поведения
российской молодёжи российских регионов
является то, что её современное
состояние характеризуется
2. Модели электорального поведения
При анализе проблем электорального поведения исследователи чаще всего исходят из концепции политического участия, которое понимается как «осознание человеком его гражданского долга, гражданской ответственности, социальной идентичности с официальной группой и права оказывать влияние на ход политических событий, поддержку тем или иным политическим силам и лидерам, используя имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы».[11] Выделяют два вида политического участия:
а) конвенциональное (осуществляемое в рамках закона)
б) неконвенциональное (выходящее за рамки закона).
В качестве важнейшего вида
конвенционального участия
При изучении электорального
поведения рассматривается
Под общей электоральной установкой понимается готовность избирателя принять (не принять) участие в выборах (голосовании). Общая электоральная установка измеряется электоральной активностью, то есть долей населения, собирающегося принять (не принять) участие в голосовании. Частную электоральную установку вышеупомянутый Ф.Н. Ильясов определяет как «готовность избирателей проголосовать «за» или «против» определенного кандидата (партию)».[13] В структуру частной электоральной установки входят: знания, оценки, чувства, убеждения избирателя, относящиеся к конкретному политическому лидеру (партии).
В качестве моделей электорального
поведения определяют «совокупности
параметров, в соответствии с которыми
избиратели будут делиться на относительно
однородные группы. При этом суть модели
заключается в определении веса
факторов, в разной степени влияющих
на поведение избирателей
Существует общая
• «активистскую» модель, согласно которой избиратели принимают участие в голосовании всех уровней и подразделяются на два типа: «последовательные активисты» (отличающиеся наличием интереса к предвыборной кампании и имеющие положительную оценку значимости результатов голосов) и «непоследовательные активисты» (которые отличаются тем, что не проявляют интереса к предвыборным кампаниям и не считают результаты голосования важным для себя);
• модель «колеблющихся
предпочтений», согласно которой электорат
в одних выборах принимает
участие, а в других не принимает
и характеризуется параметрами
последовательности и непоследовательности,
представленными в «