Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 08:28, контрольная работа
Проведение выборов различного уровня требует глубокого анализа электоральных предпочтений, всестороннего учета объективных и субъективных факторов, влияющих на избирательное поведение различных групп населения.
Введение
1. Политическая культура молодежи и ее электоральное поведение
2. Модели электорального поведения
3. Факторы политической пассивности молодежи
4. Причины пассивного электорального поведения молодежи
5. Формирование политико-правовой культуры молодежи
6. Способы повышения электоральной активности молодежи в избирательном процессе
Заключение
Список использованных источников
• «абсентеистскую» модель,
в которой избиратель не принимает
участие в голосовании. Выделяются
также «последовательные
В этой связи интересна статистика, представленная М. Кошелюком и Т. Александровой, согласно которой: «порядка 20% избирателей регулярно ходит на выборы, порядка 40% систематически не пользуются своим конституционно закрепленным правом голоса, а оставшиеся 40% принимают решение в зависимости от конкретной предвыборной ситуации».[16]
Большинство политологов
и специалистов по социальной психологии,
анализируя электоральное поведение
такой специфичной части
• Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть «как все»;
• Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;
• Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;
• Апатичный («никакой») тип.
Характеризуется «активной
К сожалению, последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности. Политика для молодежи – не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизни и профессиональная самореализация. Причем, эта ситуация с электоральной пассивностью приняла «характер эпидемии, стала неуправляемой».[18]
3. Факторы политической пассивности молодежи
Активность молодежи, формирование
ее гражданской и жизненной
Существует множество факторов, влияющих на электоральное отчуждение молодых избирателей: психологические, исторические, социальные, экономические, другие. В российской политической традиции их принято объединять в три основные группы:
• правовой нигилизм,
• недоверие к власти,
• негативная социальная адаптация.[19]
Нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - это отрицание исторических и культурных ценностей, моральных и нравственных норм и устоев общества. В данном случае правовой нигилизм подразумевает под собой отрицание исторических предпосылок, авторитета источников и вообще права, как такового. Однако, «свято место пусто не бывает», и право подменяется на различные иные формы квазимировоззрения субкультурной направленности, включая различного рода течения, секты и т.п.
Правовой нигилизм появляется не на пустом месте. Долгие годы, в течение которых наше государство шло «по пути социализма» и наш народ усиленными темпами строил «светлое будущее коммунизма», наложили неизгладимый отпечаток на всю отечественную юридическую науку и ещё более углубили пропасть, разделяющую уровни правосознания в России и Европе. Всё это, в конечном счёте, базировалось на догмах учения Маркса и Ленина, - именно в трудах этих разработчиков классической идеи коммунизма и социалистического государства с всеобщим равенством и обобществлением средств производства активно пропагандировалась идея о том, что в будущем государстве всеобщего равенства праву, вообще, и правовым нормам, в частности, будет отводиться едва ли не второстепенная роль, а на более поздних этапах становления коммунистического общества предполагалось отмирание всей отечественной правовой системы целиком «за ненадобностью». Сухие нормы закона предполагалось заменить на более действенные требования и предписания «пролетарского самосознания» и «пролетарского правосознания».[20]
Дальнейшее историческое
развитие, последовательное прохождение
поколений через «перестройку»,
90-е годы, настоящее время, с его
изменяющимся законодательствам, так
же не приносят ощущения стабильности.
Сегодня исследователи
Следующая группа факторов,
отрицательно влияющих на электоральную
активность - это недоверие к власти.
Если правовой нигилизм - есть отношение
к праву в целом, то недоверие
к власти выражается в недоверии
к отдельным властным структурам,
конкретным должностным лицам, государственным
и муниципальным учреждениям. Данное
недоверие может переходить в
крайние формы, когда наибольшее
количество голосов на выборах получает
кандидат «против всех» (в то время,
когда такая графа еще
В контексте анализа доверия
как фундаментального фактора политического,
в том числе и электорального,
поведения следует рассмотреть
отношение к выборам как
В своем отношении к
существующему политическому
Эксперты, отвечая на вопросы
о низкой электоральной активности
молодежи, выделяют два типа мотивов
участия молодежи в политике, которые
непосредственно влияют на политическое
поведение. Во-первых, это прагматические
мотивы. Мотив поведения заключается
в том, чтобы влиять на устройство
общественных институтов, тем самым,
стремясь улучшить свое положение. Другой
тип мотивов – идеологический.
Это наглядно видно, когда вдруг
молодежью овладевает какая-нибудь
идея, ради которой они готовы жертвовать
жизнью. В настоящее время, на молодежь
не влияют ни прагматические, ни идеологические
мотивы, а значит, остаются случайные
воздействия. Этим и объясняется
низкий уровень электоральной
Третья группа факторов - негативная социальная адаптация. Пожалуй, это основная группа, так как человек, социальная адаптация которого прошла положительно, не ищет возможности обвинить в своих неудачах представителей власти или правовой режим государства. Социальная адаптация напрямую связана с процессом социализации личности. Она показывает, насколько личность готова к жизнедеятельности, насколько она способна встраиваться в окружающую социальную среду, ставить перед собой цели, искать пути их достижения, отметать девиантные методы поведения, разбивать путь к цели на отдельные задачи. Социальная адаптация наглядно иллюстрирует то, насколько процесс социализации личности в данном, конкретном обществе отработан и реально помогает человеку, обретая индивидуальность, оставаться частью общей структуры. Не выпадать из нее, переживая фрустрации, депрессии и становясь постепенно асоциальной, а напротив, налаживать социальные связи, постоянно обучаться, черпая информацию из окружающего мира, делать правильные выводы.[21]
4. Причины пассивного
электорального поведения
Одной из самых значительных причин появления вышеперечисленных групп факторов, является конфликт двух типов морали. «Переходный период», в котором сейчас находится Россия, опасен, в первую очередь, тем, что к сформировавшейся в советскую эпоху моральным и нравственным ценностям, добавились ценности современного, «буржуазного» мира. Данный конфликт вызывает фрустрации у молодого поколения, когда жить по моральным принципам, по которым жили родители и родители родителей уже нельзя, но жить по принципам, которые «без купюр» привносит в нашу жизнь хлынувший с запада поток информации, еще не стало нормой.
Подменяя духовное богатство и высокую нравственность погоней за сиюминутной выгодой, вкупе с крайним цинизмом и недоверием ко всему окружающему, западная культура вносит такие изменения в сознание молодых людей, которые очень сильно влияют на их последующее поведение. Негативная социальная адаптация, заставляет их делать следующие выводы: те нормы, по которым живут их родители - не есть нечто непогрешимое. Существуют новые нормы, которые черпаются в чистом виде из американского, европейского кинематографа, СМИ, которые не адаптированы под российскую действительность. Получается смена одного неработающего набора ценностей другим. Лишь единицы, способные выработать на основе этого неконтролируемого потока информации свое собственное видение. Однако, они довольно часто сталкиваются с непониманием сверстников.
5. Формирование политико-
Исходя из вышеизложенного, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее электоральной пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти. Необходимо прививать ценности не манипулированием, а «открытым разговором» на добровольных началах. Например, томский политолог В. И. Постол, размышляя над проблемой становления демократии в поставторитарных обществах, приходит к выводу, что успешность этого процесса зависит от политического выбора, информированности общества и результатов кропотливой работы по созданию специфических правил и организаций демократии. Каким образом идея гражданского общества может быть осознанна и усвоена гражданами этих стран? «Трудно переоценить роль PR, ведущей гносеологической функцией которого является функция «конституирования публичного дискурса».[22] В компетенцию PR входит восстановление связи абстрактных научных категорий с миром повседневности и обыденного сознания. Средством объяснения реалий современной практики PR обычно служат четыре модели, подробно проанализированные Грюнигом и Хантом: модель пресс-агентства, модель общественной информации, модель двусторонней асимметрии и модель двусторонней симметрии. Возросшая масштабность общественной жизни, ее сложность, объем информации требуют новых технологий коммуникации, где принцип двусторонней симметричной коммуникации более чем актуален на сегодняшний день. В этих условиях PR может сыграть стратегическую роль в обучении людей гражданству, включению демократических идей в активный общественный оборот. Посредством своих коммуникаций PR плетет сеть отношений, «которые образуют основу социальной ткани, в которую вплетены все общественные институты, и от них зависит прочность или хрупкость этой ткани». В рамках этой концепции граждане и действующие лица, представляющие заинтересованные стороны, становятся партнерами, благодаря чему возникает доверие, обеспечивающее консолидацию и причастность. PR призван переформулировать абстрактные демократические идеи в нечто более реальное, только тогда общество может прийти к пониманию, и, следовательно – к действию.
Паблик рилейшнз – (от англ. publik relations - отношения с публикой) – специализированная деятельность государственных и иных организаций, обеспечивающих установление взаимопонимания и доброжелательности с населением. В последнее время нередко рассматривается как деятельность, связанная с манипуляцией общественным мнением преимущественно в период проведения избирательных кампаний.
Двусторонние отношения
способствуют легитимации власти, ее
социальному признанию. Власть не может
рассчитывать на длительное существование
и эффективную деятельность, полагаясь
только на принуждение. Необходимо добровольное
согласие большинства законопослушного
населения. А молодое поколение,
как никакое другое, является особой
социально-демографической
Опыт построения специальных
программ, направленных на правовое воспитание
молодежи, формирования правовой культуры,
повышения электоральной
Основное требование к молодежной политике в ситуации, когда необходимо преодолеть электоральную пассивность, - это отказ от давления. Манипуляция, в данном случае, будет иметь ряд негативных последствий, которые помешают достижению конечных целей. Правовое воспитание же способствует формированию правовых потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют его удовлетворению. Совершенно очевидно, что конечная цель воспитания – превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства - еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере
М. Кошелюк разработал свой алгоритм создания программы, способствующей преодолению электоральной пассивности в условиях российской действительности. Выглядит данный алгоритм следующим образом:
• создание базового насыщения информационного пространства темой выборов (независимо от кампаний конкретных кандидатов, партий);