Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:29, контрольная работа
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVI вв.). Политическая мысль Средневековья является частью средневековой философии. Вне сомнений, именно греко-римские и библейские представления обеспечили большую часть интеллектуального материала, радикально отличавшихся от тех, которые преобладали в Древней Греции, Древнем Риме или древнееврейском мире. Политическая мысль Древнего мира, периода поздней античности, была выбрана отправной точкой, потому что она знаменовала собой общественное признание и затем господство христианства, обеспечившего фундаментальные условия для развития политических средневековых идей.
1. Ведение
2. Политическая мысль Средневековья
3. Политическая мысль Блаженного Августина
4. Политическая мысль Фомы Аквинского
5. Заключение
6. Список литературы
План
В истории Западной Европы
Средние века заняли громадную, более
чем тысячелетнюю эпоху (V – XVI вв.). Политическая
мысль Средневековья является частью
средневековой философии. Вне сомнений,
именно греко-римские и библейские
представления обеспечили большую
часть интеллектуального
Политическая мысль
Политические учения Средневековья утверждали, что главная цель – это содействие христианскому вероучению и, в конечном счете, достижение вечной жизни. Церковь среди мыслителей, философов, богословов отводит важнейшую роль Фоме Аквинскому. Он больше, чем любой другой философ, даже Аврелий Августин, заложил основу для несокрушимого учения католической Церкви о политике. Ранняя христианская (политическая) философия Августина находилась в большой степени под влиянием идей Платона. Христианская мысль несколько «смягчила» стоицизм и теорию правосудия античного мира. В самом его известном произведении – «О Граде Божьем» – история человечества Августином была представлена как конфликт между двумя общностями, «градом Земным» и «градом Божьим», греховным и божественным, которому суждено закончиться победой последнего.
Политическое учение Фомы
Аквинского имеет дело с типами законов.
По его словам, существует четыре закона:
Космический закон Бога, Закон
Бога по писанию, Естественный закон, или
универсальные правила
2. Политическая мысль Средневековья
Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.
Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не было проявлений рационализма. Это не случайно. В 325 году, как известно, на первом Вселенском соборе представителей церковных верхов был оформлен союз между римской императорской властью и церковью. Христианство из религии угнетенных превратилось в государственную. Это в ряду других причин привело к тому, что господствующим стало религиозное мировоззрение. Социальные, политические проблемы стали рассматриваться через призму религиозных догматов. В это время были реанимированы и приспособлены к потребностям господствующего мировоззрения, не только философские и социально-политические взгляды Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей, но и идеи раннего христианства.
Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.
Для политической мысли Средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).
Августин Блаженный. Европейска
Фома Аквинский. Идея духовного превосходства церкви над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении крупнейшего католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное предопределение, не исключено, что ее конкретные формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповедях Христа, справедливости и общем благе. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.
Учения Августина и
Фомы Аквинского были использованы в
католицизме Средневековья для
обоснования примата церкви над
государством и права Римского Папы
назначать и смещать монархов.
Практическое воплощение этих идей часто
приводило к войнам между светской
и церковной властями.
Никколо Макиавелли. В конце Средневековья государства
начинают выходить из-под влияния церкви,
происходит процесс становления современных
государств. Сменившая его эпоха Возрождения
дала толчок развитию интеллектуальной
жизни и распространению знаний. Центром
Возрождения стала Италия. Именно с историей
этой страны, и в частности с Флоренцией,
которую называют колыбелью Ренессанса,
связана судьба самого знаменитого политического
мыслителя этого периода Никколо Макиавелли.
Отвергнув философско-этическую и религиозную
традиции предшествующих эпох, он разработал
оригинальную концепцию политики. Макиавелли
считал, что моральные критерии добра
и зла не могут распространяться на политику.
Она имеет собственную автономную систему
ценностей, главные из которых - интересы
государства. Ради последних политик может
пренебречь моралью. Из его рассуждений
следовал вывод: "цель оправдывает средства".
Обоснованный мыслителем принцип оказался
очень востребованным в политической
практике для оправдания жестокости и
террора интересами государства либо
другими высшими целями. В политическом
же лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику,
основанную на пренебрежении нормами
морали, на интригах и на насилии.
Если у мыслителей прошлого главной была
проблема, как использовать государственную
власть, чтобы достигнуть справедливости
и общего блага, то для Макиавелли - проблема
самой власти и средств, позволяющих эту
власть завоевать, удержать и расширить.
Раскрытию подобных властных технологий
он посвящает свой главный труд "Государь".
Среди советов, которые он дает политикам, следующие: уметь играть человеческими страстями; полагаться на силу или закон; использовать страх и любовь, но предпочитать воздействие на подданных силой страха; прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.
Идеалом для Макиавелли выступает
политик, сочетающий качества льва и
лисицы: силу, умение внушить страх
у подданных и одновременно хитрость,
способность к интригам. Макиавелли
открыто заявляет об утилитарном
использовании религии. Для него
религия - это средство влияния в
руках государства. Он признает целесообразность
и политических убийств. Не случайно
прототипом для создания образа государя
для него стал Чезаре Борджа, который
прославился своей жестокостью и предательствами.
Макиавелли вошел в историю политологии
как мыслитель, который разграничил общество
и государство. Он ввел в науку и сам термин
"государство" (stato).
Жан Боден. Проблема сущности государства
нашла продолжение в трудах французского
мыслителя, видного идеолога абсолютизма
Жана Бодена. Он отметил главные признаки
государства, отличающие его от всех других
форм человеческого общения: это "правовое
управление" и суверенитет. Суверенитет
- это "постоянная и абсолютная власть",
право создавать и требовать исполнения
законов. Концепция суверенитета стала
важнейшим вкладом Бодена в политическую
теорию. Дальнейшее развитие политической
мысли будет связано с обсуждением проблем:
кто является носителем суверенной власти
(одно лицо или народ), должен ли суверенитет
быть единым. Сам Ж. Боден развивал идею
единого и неделимого суверенитета, что,
по его мнению, воплощается в монархии.
Позже смысл абсолютной власти монарха
выразит французский король Людовик XIV в знаменитой фразе: "Государство
- это я".
Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения
нашел выражение в формировании нового
течения общественной мысли, ставящего
вопрос о несправедливости сложившегося
социального неравенства и защищающего
интересы самых бесправных слоев населения,
- утопического социализма.
Идеи нового учения в художественно-романтической
форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия"
и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе
"утопия" означает "место, которое
не существует". После Мора утопическими
будут называть все неосуществимые проекты
преобразования общества в соответствии
с представлением об идеальном общественном
строе. Утверждение отношений социального
равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением
частной собственности, всеобщей обязательностью
труда, с равным распределением общественных
благ. Их проекты идеального общественного
устройства, как и проект греческого философа
Платона, имели черты грубой уравнительности
и аскетизма, непоследовательности (Мор
сохранял рабство). Но если целью Платона
было сохранение социальной иерархии
и неравенства, аристократическое или
монархическое правление, то для Мора
и Кампанеллы - достижение социального
равенства и улучшение жизни простого
народа. Платон же, описывая идеальную
организацию общественной жизни, оставляет
без внимания сословие "производителей".
Отличаются и их представления об организации
политической жизни. Так, в городе Солнца
функционирует народное собрание (Большой
совет), который избирает и контролирует
должностных лиц. В то же время верховный
правитель и три его советника не могут
быть смещены по воле народа. Политический
строй на острове Утопия более демократичен.
Все должностные лица избираются народом.
Но все же, политический идеал Мора более
соответствует "смешанному правлению".
Наряду с народным собранием верховную
власть разделяет выбираемый ежегодно
сенат (аристократическое начало) и князь,
который избирается пожизненно (монархическое
начало).
В период раннего средневековья наиболее крупным мыслителем проявил себя Аврелий Августин (354—430), учение которого легло в основу католицизма.
Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что исторические события зависят от божественного провидения. Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви.
По Августину, бог не только сотворил мир, но и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.
За верное и ревностное служение интересам католической церкви Августин получил имя «Блаженный» и был причислен к лику святых.
Августин Блаженный виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града” является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.
История, по Августину, подчиняется божественному