Политическая мысль Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:29, контрольная работа

Краткое описание

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V – XVI вв.). Политическая мысль Средневековья является частью средневековой философии. Вне сомнений, именно греко-римские и библейские представления обеспечили большую часть интеллектуального материала, радикально отличавшихся от тех, которые преобладали в Древней Греции, Древнем Риме или древнееврейском мире. Политическая мысль Древнего мира, периода поздней античности, была выбрана отправной точкой, потому что она знаменовала собой общественное признание и затем господство христианства, обеспечившего фундаментальные условия для развития политических средневековых идей.

Содержание

1. Ведение
2. Политическая мысль Средневековья
3. Политическая мысль Блаженного Августина
4. Политическая мысль Фомы Аквинского
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

политология оригинал.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Августин (354-430) и Фома Аквинский(1226-1274) - основные создатели христианской политической теории. В их учениях  христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью. Так, Августин соединил концепцию "лучшей жизни" (счастье от Бога) с возможностями  и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит  человека из-за его порока, отмечал  он, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит  человека. Августин резко противопоставлял церковь и государство. Своим  утверждением о том, что "град земной", т.е. государственность, связан с царством дьявола, он положил начало многим средневековым  ересям. Но в то же время он обсуждал идею обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать  Бога и человека. 

С Августина Блаженного началась традиция различия светской и духовной власти. В Средние века это соотношение будет реализовано в теории “Двух мечей” и будет использоваться в разрешении соперничества папы Римского и императоров. 

Политико-правовая концепция  Фомы Аквинского – апология западноевропейского  феодализма с главенствующей ролью  католической церкви. В своих работах  он оправдывает казни и гонения  на еретиков; принципиально настаивает на контроле церкви за развитием науки, подчинении ее догмам католицизма; возводит господство и подчинение в одну из основ мироздания; прославляет подсказанную феодальным строем иерархию, как универсальный принцип строения общества и природы; обосновывает феодальное право как божественное установление; аргументирует рабство (крепостничество); вмещает в концепцию государства теократические устремления католической церкви. Все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии.

Учение Фомы Аквинского о  государственной власти – обоснование  теократической теории, используя философию  Аристотеля. Светские правители, ссылаясь на писание («нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»), не редко  оспаривали правомерность попыток  церкви ограничить их власть или судить о ее законности. Цель католической церкви – власть не только духовная, но и фактическая нуждалась в  обосновании. Толкование св.Августина  было ведущим на тот момент, но использование  его философии как опоры католичества, изжило себя. Требовалось вливания новой мысли. И новые философские  течения – ереси, в которых  феодалы искали правовую поддержку  своей власти, желая обособить  свои латифундии от папского надзора  – церковь использовала на службу себе.

На воззрениях Аристотеля Фомой была предпринята попытка  выстроить громоздкую философско-богословскую схему, чаще такие конструкции неизбежно  приобретают чисто спекулятивный  характер. Католическая церковь утверждает, что Фоме удается этого избежать. Однако, в действительности в учении прослеживается суть – не власть божественная, а власть церковная. Философские  построения Фомы дали пищу для революционного взгляда на власть и государство  в эпоху Нового Времени, что на первый взгляд, кажется взаимоисключающим, но при внимательном изучении обосновывается, в первую очередь, построениями Фомы, относительно возможности свержения  монархов.

Произошло ли, то, что считается  официально точкой зрения, прежде всего  католической церкви – осмысление Стагирита с точки зрения христианства? Едва ли. Бертран Рассел утверждает, что Фома Аквинский не является философом, т.к. он двигался к желаемому через  возможное, а не к непознанному через  осознанное. Следовательно, не могло  произойти осмысления, т.к. цель заключалась  в обоснование власти, а не в  ее осмысление. «В Аквинском мало истинного  философского духа. Он не ставит своей  целью, как платоник Сократ, следовать  повсюду, куда его может завести  аргумент. Аквинского не интересует исследование, результат которого заранее знать  невозможно. Прежде чем Аквинский  начинает философствовать, он уже знает  истину: она возвещена в католическом вероучении. Если ему удается найти  убедительные рациональные аргументы  для тех или иных частей вероучения - тем лучше; не удается - Аквинскому нужно лишь вернуться к откровению. Но отыскание аргументов для вывода, данного заранее, - это не философия, а система предвзятой аргументации. Поэтому я никак не могу разделить  мнения, что Аквинский заслуживает  быть поставленным на одну доску с  лучшими философами Греции или Нового времени».

 

 

Список используемой литературы.

  1. Политология: Учебник // Под Ред. М.А. Василюка. М.:  Гардарики, 2009, 588с.
  2. Политология. Под  ред. Перевалова. М.2009
  3. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 2004.
  4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2005. 
  5. Радугин. А. А. Политология. М., Центр 2003. 
  6. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: 2005. – 288 с.

 

 


Информация о работе Политическая мысль Средневековья