Политическая оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политической жизни российского общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая оппозиция.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

Политическая оппозиция

 

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в  политической жизни российского  общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение. В отечественной политологии  эти проблемы оказались в силу определенных причин почти не разработанными.

 

 

В любом демократическом обществе с устоявшимися традициями, стабильным правопорядком политическая оппозиция оценивается как закономерное, естественное явление, способствующее нормальной жизнедеятельности и развитию общества вне зависимости от характера его политической системы, как условие совершенствования механизма обратной связи между гражданами и органами политической власти. Это означает, что в обществе сти­мулируется многообразие социально-политической жизни, не запрещаются образование и деятельность различных политических партий, движений и общественных организаций. Благодаря такому многообразию политических сил в обществе создается необходимая система сдержек и противовесов, достигается определенный баланс между различными конкурирующими друг с другом политическими институтами, что способствует социальному прогрессу в целом.

 

Причин, обусловливающих существование  политической оппозиции, много. Это  и внутренняя противоречивость общества, и социальное расслоение, вызывающее социальный диспаритет, и игнорирование принципа социальной справедливости, и кризис между населением и властью.

 

Политическая оппозиция — это  противодействие, сопротивление действующей  государственной власти, противостояние осуществляемому стратегическому  курсу с целью заменить его  на другой, удовлетворяющий оппозиционные  политические организации. Здесь речь идет не о внутрипартийной, а о внутригосударственной политической оппозиции.

 

В зависимости от степени лояльности к государственной власти выделяют умеренную и радикальную (непримиримую) политическую оппозицию. Первая по своей  сути конструктивно-критическая, нередко  готовая прийти к согласию с властью. Вторая открыто выступает за смену  существующего политического курса  с целью реализации своей политической линии.

 

Особую роль приобретает политическая оппозиция в обществе, находящемся  в переходном состоянии, когда происходят глубокие изменения всего социально-экономического уклада (строя). В такой ситуации возрастает опасность использования  насилия для достижения политических целей. Если же политическая власть запаздывает  с формированием механизма обратной связи и модернизацией политических институтов, политическая оппозиция  способна активизироваться, ее деятельность может вызвать непредсказуемые  последствия.

 

Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегальную. Легальная оппозиция действует открыто, в рамках конституции и других законов. Нелегальная (подпольная) политическая оппозиция действует скрытно, нередко применяет методы, неприменимые в цивилизованном обществе.

 

Чтобы политическая оппозиция была эффективной, недостаточно видеть нерешенные проблемы и критиковать работу государственных  органов. Включенность в оппозиционную  деятельность предполагает наличие  собственного, отличного от официального, видения путей социального прогресса.

 

Немалая заслуга молодой российской демократии состоит в признании  законности разнообразных интересов  в обществе, в легальности политической оппозиции, которая сегодня вызвана  большими социальными издержками российских радикальных реформ, обнищанием значительной части общества.

 

Политическая оппозиция

 

   Одним из наиболее распространенных  факторов дестабилизации политического  режима является деятельность  оппозиции. Оппозиция представляет  собой политический институт, имеющий  целью выражение интересов и  ценностей, не представленных  в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает  и консолидаризирует протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей. Оппозиция – это носитель “критического духа” в политике.

   Наличие оппозиции органически  связано как с разнородностью  общества, обусловливающей невозможность  постоянно сохранять в нем  устойчивость и неизменность  политических отношений, так и  со свойствами самого человека. Ведь в природе человека как  социального существа заложено  стремление предлагать в затрагивающих  его интересы областях жизни  альтернативные проекты, осуществлять  поиск нового, преодолевать установленные  ограничения. Поэтому в политическом  смысле наличие оппозиции означает  принципиальную невозможность утверждения  в обществе единого, монолитного,  раз и навсегда установленного  отношения к выдвигаемым властью  целям, окончательной ликвидации  всякой почвы для конфликтных  отношений.

   В таком положении есть  как отрицательные, так и положительные  стороны. Так, оппозиция предотвращает  монополизацию власти. Без нее  политический режим утрачивает  возможности к саморазвитию и, напротив, стремится к окостенению власти. При демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, это ее “визитная карточка”. В государствах этого типа у оппозиции существует свой статус, права, возможности влияния на власть. Например, в Великобритании “оппозиция Ее Величества Королева” – это один из основополагающих политических институтов. В то же время оппозиция, как отмечалось, выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки.

   В качестве основных причин  формирования политической оппозиции  правящему режиму, как правило,  называют: социальное расслоение  в обществе, национальное неравенство,  несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.

   По степени лояльности  к целям и ценностям правительства  обычно разделяют проправительственную, нейтральную и непримиримую формы  (типы) оппозиции, а также институционализированные (включающие партии, “теневые кабинеты” и т.п.) и неинститупионализированные (ограничивающиеся идейной критикой). Главной характеристикой любого типа оппозиции служит степень ее сплоченности, организованности, массовости, отношение к легальным и законным средствам протеста. Иногда оппозиция складывается даже внутри правящих кругов (например, на основе разочарования части правящей элиты в идеалах системы власти).

   Соответственно типу оппозиции  формируются и средства, способы  ее политической деятельности: от  критики режима узкой группой  инакомыслящих, диссидентов (олицетворяющих  духовную оппозицию власти и  не прибегающих к каким-либо  активным политическим действиям,  организации протеста) до политического  террора и насилия со стороны  партий и движений, находящихся  на нелегальном положении. В  сочетании с реакцией властей  на свою деятельность оппозиционные  силы различаются степенью влияния  на принимаемые в государстве  решения, объемом допуска к  СМИ, характером критики властей.  Они могут инициировать разрушительные  для государства формы нелегального  вооруженного сопротивления властям,  революции, мятежи, бунты, гражданские  войны. Но оппозиция может играть  и роль “клапана” для “выпускания  пара”, снижения степени протеста  в целях стабилизации власти  и даже выполнять чисто декоративные  функции для “облагораживания”  режима в глазах зарубежного  общественного мнения. Нередки случаи, когда общественный протест передается  от прежнего режима и усиливается  в совершенно другой ситуации, действуя независимо от позитивных, реформаторских усилий властей.  В такие периоды режим может  оказаться в положении частичной  изоляции, а оппозиция играть  роль защитницы общественных  интересов.

   Самые значительные проблемы  для режима создает непримиримая  оппозиция, не признающая ценностей  правительства, постоянно призывающая  к пересмотру итогов выборов,  не считающаяся с нормами политической  игры и имеющая тенденцию переходить  к вооруженным формам протеста. Непримиримые оппозиционеры нередко отказываются от участия в выборах, используют провокации, ведут поиск союзников за рубежами страны, обращаются к международной поддержке своих требований, убеждают общество в том, что правящий режим является проводником чуждых зарубежных интересов и получил власть в результате противоправных действий или международного тайного заговора (“масонов”, “мирового сионизма” и т.д.). Характеризуя стиль поведения непримиримой оппозиции, известный политолог X. Линц в этот арсенал средств включает: систематическую клевету на политиков, представляющих партии системной ориентации; постоянную обструкцию парламенту; поддержку предложений, сформулированных специально в целях усугубления кризиса; действия, направленные на потерю правительством авторитета; выдвижение заведомо неприемлемых требований для переговоров с правительством. Такая деятельность объективно ведет к идейно-политической поляризации, фрагментаризации и даже распаду общества. Особенно большие проблемы в этом смысле создают сепаратистские движения, радикальные, экстремистские и анархистские группировки, противостоящие не только властям, но и всему обществу.

   В принципе при конкурентной  демократии даже непримиримая  оппозиция может встроиться в  политическую систему (как, например, европейская социал-демократия в  XX в.). Но она может стать и лидером сопротивления режиму, возглавить протест и добиться смещения властей (как, например, антикоммунистические силы в странах Восточной Европы в 80-90-х гг. XX столетия). В то же время непримиримая оппозиция, когда общество отказывает ей в доверии, нередко подвергается политическим репрессиям, а правительственные решения принимаются в целях ее окончательного разгрома.

   Особый тип политической  оппозиции представляет собой  центризм. Формулируемые им задачи  не имеют агрессивного характера,  а ориентированы на принципиальное  соглашательство, т.е. на предпочтение  стабильности перед инновациями,  на рационально-прагматический учет  всего позитивного, что формулируется  как властями так и на противоположных флангах политического спектра. Политические требования центризма неразрывно связаны с легальными механизмами передачи власти, отрицанием насилия, отказом от разжигающей противоречия риторики, стремлением добиться реальной ответственности властей за принимаемые решения. Однако рациональные и примиренческие позиции не всегда ясны избирателям, ориентирующимся на крайние позиции, что снижает возможности примиренческой стратегии в странах, где идет интенсивная политическая борьба.

   В условиях демократических  систем, как правило, осуществляется  гибкая тактика по отношению  к оппозиции, она определяется  в зависимости от степени ее  лояльности власти. При этом активно  используются технологии политического  логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распространение получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения “круглых столов”. При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.

 

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ *

 

Эльвира МАМЫТОВА

 

Эльвира Мамытова, кандидат экономических наук, доцент, директор исследовательского центра "Евразия", вице-президент Ассоциации исследователей социальных наук Кыргызской Республики.

 

* Работа выполнена при финансовой  поддержке Фонда Сороса (грант  № 324.99).

 

Партийная оппозиция — основной канал для выражения социального  недовольства существующим режимом  и наиболее эффективная возможность  познакомить со своими взглядами  официальные власти и широкую  общественность. Однако при анализе  политической оппозиции в условиях трансформации общественной системы  следует, на наш взгляд, отойти от классического  определения, существующего в западной политологии, для которой оппозиция  — постоянно действующий институт1. Необходимо учитывать, что это определение сформулировано в основном на материалах индустриальных стран Северной Америки и Западной Европы конца XIX — начала XX веков. Под оппозицией применительно к государствам переходного периода следует понимать, на наш взгляд, противопоставление стратегических и тактических целей различных политических партий, движений, блоков стратегическому и тактическому направлению властных институтов.

 

Используемая в западной политической науке классификация политической оппозиции2 также, на наш взгляд, применима лишь для сформировавшейся демократии и высокой культуры гражданского общества. В Кыргызстане только начинается формироваться инфраструктура гражданского общества, способного обеспечить условия для создания реально заинтересованных групп, объединений, партий, которые смогут представлять интересы этого общества в структурах власти. Можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей: во всех посткоммунистических странах существует раскол между либеральными рыночно-космополитическими и авторитарными этатистско-националистическими партиями. Поэтому в переходный период от авторитаризма к демократии оппозиция как демократический институт не существует, линия раскола проходит в координатах коммунизма и национализма.

 

В результате социально-экономических  преобразований в СССР, наступивших  после апрельского 1985 года Пленума  ЦК КПСС, стало возможно возрождение  многопартийной системы в Кыргызстане, где к сегодняшнему дню официально зарегистрировано 30 политических партий. Однако этот оппозиционный лагерь чрезвычайно  разнолик и раздроблен по региональным, политическим, родоплеменным принципам, что, собственно говоря, присуще всем политическим организациям на ранних этапах становления демократии. Организационно политическая оппозиция в Кыргызстане  еще не сформировалась, исключением  являются политические кланы.

 

Для анализа причин возникновения  политической оппозиции и степени  ее влияния на общество важное значение имеет исследование процесса становления многопартийности. При этом в новых независимых государствах принято выделять несколько этапов, качественно отличающихся друг от друга. Первый этап, так называемая "неформальная волна теоретического дискутирования", характеризуется появлением различных общественно-политических организаций при полном господстве КПСС. В Кыргызстане к числу таких независимых организаций исследователи относят дискуссионный клуб "Демос", организованный в Бишкеке в 1987 году при редакции газеты "Комсомолец Киргизии", политклуб "Современник", киноклуб "Поиск" и др.3

Информация о работе Политическая оппозиция