Политическая оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политической жизни российского общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая оппозиция.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

 

 Вместо выстраивания механизма  поиска оптимальных решений, осуществления  партнерских, диалоговых контактов,  часто идет откровенная борьба  за сферы влияния и полномочия. Наиболее яркими событиями этого  процесса можно назвать противостояние  между группой депутатов, требующих  незамедлительной конституционной  реформы и президента. Показательным  является случай ссоры между  экс-спикером О.Текебаевым и президентом К. Бакиевым, в результате которой Текебаев ушел со своего поста. Ряд депутатов парламента неоднократно заявляли, что за ними ведется слежка и что есть прямая угроза их жизни. Виновными в преследованиях они называли верховную власть. Случай с попыткой дискредитации экс-спикера О.Текебаева в аэропорту г. Варшавы, когда ему были подброшены наркотики (как утверждается, это было сделано кыргызскими спецслужбами) свидетельствует о том, что политическая борьба все больше приобретает криминальный характер.

 

 Непартийный парламент и  оппозиция

 

 Имеет большое значение, чьи  интересы фактически представляют  органы государственной власти. Поскольку президент – единоличный  орган, то его позиция хоть  и должна отражать умонастроения  по возможности большего количества  людей, но все же является  единой позицией, одного человека. С этой точки зрения наиболее  демократичным органом, призванным  представлять и отражать весь  спектр общественного мнения  является парламент. В идеале, законодательный орган должен  представлять все наиболее влиятельные  политические силы страны.

 

 Существующая сегодня в Кыргызстане  избирательная система не способствует  прохождению представителей политических  партий в законодательный орган.  Парламент сейчас, в основном, является  собранием индивидуальностей, а  не политических партий. Личные  достижения кандидата в депутаты, его привлекательность, связи,  богатство имеют большее значение  для избирателей, чем его политические  и идеологические приверженности.

 

 Представители только четырех  партий, которые выдвигали своих  кандидатов, получили места в  законодательном органе («Алга, Кыргызстан»  (13 мест), «Адилет» (2 места), «Коммунистическая партия Кыргызстана» (1 место), «Демократическая партия женщин и молодежи Кыргызстана «Новая сила» (1 место)). В парламенте есть ряд депутатов от других политических партий, но баллотировались они в качестве самовыдвиженцев. То есть примерно одна треть состава Жогорку Кенеша является партийно ориентированной. Но даже эта часть народных избранников не всегда придерживается четких партийных рамок и идеологических программ. Непартийный состав Жогорку Кенеша во многом затрудняет выстраивание парламентских политических объединений (фракций) сформированных на партийной и идеологической основе. А это в свою очередь существенно затрудняет четкое структурирование законодательного органа на тех, кто за власть и тех, кто против.

 

 Широко обсуждаемая сейчас  в обществе тема формирования  и развития оппозиции, обеспечения  гарантий ее деятельности в  современном Кыргызстане представляется  весьма своевременной. В Кыргызстане,  как бы это не оценивались  различными силами, но все же  произошли некоторые положительные  перемены. Оппозиция публично была  признана одним из субъектов  процесса перемен, а в практике  Кыргызстана ей впервые была  отведена некая позитивная роль. Но это состояние пока переменно  и подвержено политической конъюнктуре.  Когда в стране победившей  революции начала формироваться  «новая» оппозиция к теперешней  власти, из уст власти вновь  слышатся старые оценки ее  деятельности. К сожалению, ни  раньше, ни даже сейчас оппозиция  в рамках страны пока не  воспринимается как полноценный  субъект политического процесса.

 

 Нынешняя власть и реформирование  политической системы

 

 Современная общественно-политическая  ситуация в Кыргызстане складывается  таким образом, что вопрос о  реформировании политической системы  становится жизненно важным. От того, насколько наша политическая система будет способна адекватно “переваривать” и разрешать возникающие конфликты, реагировать на современные угрозы и вызовы, от того насколько эффективно государство будет сотрудничать с обществом, воспринимая импульсы исходящие оттуда, и принимая соответствующие решения, зависит - будем ли мы вариться в бесконечном “конфликтном” бульоне или построим систему, способствующую разрешению этих конфликтов и нахождению эффективных путей развития общества и государства.

 

 Кыргызстан должен искать  пути проведения реальных реформ  во всех сферах политической  и экономической жизни. При  этом общественно-политические реформы  являются первичными потому, что  без либерально-демократических  преобразований невозможно создать  условия для всемерного развития  бизнеса и экономики в целом,  когда сами граждане смогут  заботиться о своем благополучии. А одним из наиболее важных  вопросов политических реформ  является выстраивание цивилизованных  отношений между властью и  оппозицией.

 

 Президент страны, олицетворяющий  государственную власть, несомненно видит проблемность политической системы страны и пытается преодолевать возникающие трудности, используя доступные и понятные ему и его команде методы.

 

 При этом настойчивость сторонников  конституционной реформы, давление  со стороны гражданского общества  подвигает его идти на реформы.  Прежде всего, это касается  согласия президента на проведение  конституционной реформы. К сожалению,  действия президента в этом  плане были не всегда последовательны,  что вероятно говорит о еще  не сформировавшейся его собственной  четкой позиции по этому вопросу.  Непредсказуемость его шагов  создает дополнительные сложности в процессе внимательной, компетентной, целенаправленной подготовки проекта конституции.

 

 Еще одним характерным шагом главы государства, отражающим его желание изменить политическую систему в стране является указ, инициирующий разработку закона «О гарантиях оппозиционной деятельности». 4 мая 2006 г. Курманбек Бакиев подписал указ “О некоторых мерах, направленных на дальнейшее совершенствование демократических процессов в Кыргызской Республике”. В соответствии с ним правительству было поручено разработать законопроект, предусматривающий гарантии оппозиционной деятельности, функционирование и деятельность оппозиции в Кыргызской Республике. Примерно в то же время некоторые политические партии (н.р. Ар Намыс) выступили с инициативой о принятии закона “Об оппозиции”.

 

 Вопрос о принятии специального закона, обеспечивающего деятельность оппозиции в стране получил широкий резонанс, причем реакция со стороны общественности была неоднозначной.

 

 Желание власти дать правовые  гарантии оппозиции достойно  уважения, однако не все так  просто. И прежде всего потому, что вначале нужно определиться: 1) что такое оппозиция;

 

2) есть ли она в Кыргызстане;

 

3) если нет то, что нужно сделать  для ее становления, а если  есть, то на каком этапе своего  развития она находится;

 

4) каковы современные общественно-политические  реалии в Кыргызстане;

 

5) в какой форме может быть  принято законодательство об  оппозиции;

 

6) какими будут последствия  принятия специального законодательства  для оппозиции - способствующие  ее укреплению или ограничивающие  ее развитие.

 

 Кроме того, важны причины,  по которым было принято решение  о разработке закона и цели, которые ставят перед собой  его инициаторы. Впервые с инициативой  принять закон об оппозиции  в 2003 г. после Аксыйских событий выступил депутат Жогорку Кенеша З. Курманов. Инициатива не получила продолжения и закон так и остался в рабочем виде. О необходимости принять такой закон писал из тюрьмы нынешний премьер-министр Ф. Кулов. Об этом же он говорил, когда собирался баллотироваться в президенты. Когда он стал премьером, эта идея получила свое воплощение, особенно после митинга 19 апреля. Очевидно, что и К.Бакиев, будучи в оппозиции к бывшему президенту Акаеву, рассматривал возможность законодательного урегулирования взаимоотношений между властью и оппозицией.

 

 Несомненно, оппозиция и ее  деятельность по-разному видятся  из стана этой самой оппозиции  и с вершины властного олимпа. Политика и политики склонны  к частой смене своих взглядов. Отношение к оппозиции является  одним из фундаментальных представлений  политика, отражающих его понимание,  что есть демократия и как  работать в ее условиях. К сожалению,  предыдущая история развития  политики и политиков в Кыргызстане  свидетельствует о неустоявшихся  взглядах и часто неверном  представлении о демократических  механизмах работы власти. Поэтому  об истинных причинах инициации  принятия закона о гарантиях  оппозиции могут знать только  те, кто принимал такое решение.  Причиной такой инициативы может  быть, как искреннее желание развивать  политический плюрализм и демократию  в стране, так и намерение подкинуть  оппозиции декларативный документ  с целью увести от реальных  проблем, отвлечь, заболтать и  отодвинуть на задний план  проведение реальных демократических  реформ.

 

 Существующая законодательная  база, имеющая отношение к деятельности  оппозиции

 

 В Кыргызстане принята Конституция,  закрепившая основы демократии, но вместе с тем, такие институты,  как политические права и свободы  человека, свободные и справедливые  выборы, многопартийность и политический  плюрализм, независимая и компетентная  судебная власть, система сдержек  и противовесов зачастую не  работают. Это дает основание  говорить о том, что конституционно-правовые  основы у нас не в полной  мере способствуют формированию  демократического режима в стране. В силу этого, борьба между  государственной властью и оппонирующими  ей силами, противоборство между  самими высшими органами государственной  власти в Кыргызстане приобретает  обостренные, а нередко и крайние  формы.

 

 Другими нормативно-правовыми  актами имеющими отношение к  деятельности оппозиции являются  закон “О политических партиях”  и закон “О регламенте Жогорку Кенеша”. В этих законах получили свое развитие конституционные нормы о свободе объединений и иных политических правах, правах и обязанностях политических партий, недопустимости экстремистской деятельности и т.п. Иными словами, основные вопросы, имеющие отношение к деятельности оппозиции в стране, уже отражены и регулируются в действующем законодательстве Кыргызстана.

 

 Тем не менее, вопрос о  выстраивании механизмов эффективного  взаимодействия между различными  политическими силами страны, становления  коммуникационных каналов между  государством и обществом, обеспечении  гарантий деятельности оппозиции  не теряет своей актуальности. Об этом свидетельствуют факты,  упоминаемые выше, а также непрекращающиеся  политические разборки между  ветвями власти.

 

 Что думают по поводу оппозиции  в Кыргызстане некоторые эксперты  и политики

 

 Как уже отмечалось, разброс  мнений по поводу оппозиции,  уже существующего соответствующего  законодательства в Кыргызстане  и необходимости принятия закона  о гарантиях оппозиционной деятельности, велик. Ряд экспертов и политиков  считают, что то, каковы преимущества  наличия или отсутствия оппозиции  в стране, зависит от уровня  развития государства в целом.  Согласно их позиции в странах,  где демократические институты  устойчивы и функционируют конституционно, где гражданское общество сравнительно  развито, и способно влиять  на власть посредством конструктивного  сотрудничества, наличие конструктивной  оппозиции благоприятно действуют  на развитие общества в целом.  А в тех странах, где социально-экономические,  политические институты переживают  переходный период, а гражданское  общество пока не представляет  собой реальную силу, влияющей  на политику, наличие оппозиции  рискованно. В таких странах оппозиция  часто оказывается не сформированной, слабой политической силой, или  даже не оппозицией, в прямом  смысле слова, а группой оппозиционно  настроенных людей, каковым является  оппозиция Кыргызстана. И в  этом смысле инициатива властей  по урегулированию взаимоотношений  между властью и оппозицией  с помощью специального закона  выглядит абсолютно правильной.

 

 Имеется другое мнение, что  действующее законодательство Кыргызстана  не регулирует деятельность оппозиции,  как правового субъекта, но при  этом создает правовые условия  для ее деятельности. Конституция  КР предполагает, что в Кыргызстане могут создаваться политические партии, признаются основные права и свободы человека, гарантируется право на свободу мысли, слова и печати, а также беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Гражданам, их объединениям дозволено любое действие и деятельность, кроме запрещенной и ограниченной Конституцией. Граждане имеют право участвовать в управлении государством непосредственно или через своих представителей.

 

 Таким образом, предполагается, что в Кыргызстане нет необходимости  отдельным законом регулировать  правоотношения между властью  и оппозицией. Действующее законодательство  провозглашает достаточно политических свобод для граждан и их объединений с тем, чтобы осуществлять все необходимые действия - критику действующей исполнительной власти и смены ее в результате легитимных выборов. Что действительно нужно, так это проведение конституционной реформы для того, чтобы создать механизм сдержек и противовесов между ветвями власти и на этой основе придать политическому режиму в стране демократическую парадигму развития.

 

 Мнение политических партий  по поводу оппозиции, степени  ее развитости и нужности или  ненужности принятия специального  закона о гарантиях оппозиционной  деятельности значительно разнятся. Например, партия «Ар Намыс» является активным сторонником разработки и принятия закона об оппозиции. Более того, эта партия разработала собственный проект закона. По мнению партии, такой закон сейчас нужен и он позволит упорядочить взаимоотношения власти и оппозиционно настроенных политических сил.

 

 В свою очередь лидеры  партии «Асаба» считают, что говорить о создании закона об оппозиции еще рано, а принятие закона об оппозиции на сегодняшнем этапе развития для Кыргызстана было бы вредным.

 

 Партия «Моя страна» достаточно  осторожно оценивает перспективы  закона об оппозиции. Она считает,  что за внешней демократичной  направленностью закона могут  скрываться непредвиденные угрозы, прежде всего для самой оппозиции.

 

 Партия «Эл ынтымагы» считает, что закон об оппозиции мог бы положительным образом повлиять на политическую ситуацию в Кыргызстане. При этом отмечается, что нет необходимости принимать отдельный закон, а более целесообразно внести в уже действующее законодательство ряд поправок и дополнений с тем, чтобы четко прописать права и обязанности оппозиции.

Информация о работе Политическая оппозиция