Политическая оппозиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:12, реферат

Краткое описание

Выяснение причин возникновения, форм деятельности, характеристик политической оппозиции, определение ее роли в политической жизни российского общества приобретают все возрастающее научное и практическое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая оппозиция.docx

— 73.30 Кб (Скачать файл)

 

 Только в этих условиях  появляется необходимость и реальная  возможность правового регулирования  взаимоотношений власти и оппозиции  и обеспечения гарантий оппозиционной  деятельности. Таким образом, по  нашему мнению, принятие закона  о гарантиях оппозиционной деятельности в настоящее время является ненужным или даже вредным для развития реального плюрализма в обществе и институционализации политической оппозиции.

 

 При этом следует отметить, что сам факт постановки вопроса  о важности оппозиции и необходимости  установления гарантий для ее  деятельности на повестку сегодняшнего  политического дня является обнадеживающим. Процесс обсуждения в обществе  вопросов об оппозиции и оппозиционной  деятельности представляется позитивным  и плодотворным, поскольку способствует  формированию понимания того, что  является реальной оппозицией, зачем  она нужна и почему власть  и общество должны быть заинтересованы  в ее существовании. Результатом  общественного и экспертного  обсуждения может стать осознание  того, что является по настоящему  важным для продолжения демократических  реформ в стране, а что второстепенным, не несущим в себе кардинальных  изменений, а лишь создающим  красочный фасад, прикрывающий  старые проблемы.

 

 Об авторе: Ибраимов Тамерлан,

 Директор Центра политико-правовых  исследований

 

"Открытый Кыргызстан"

 

 

«Об оппозиционной деятельности в  Кыргызской Республике» (инициатор  Ф.Ш.Кулов)

 

Проект

 

Закон Кыргызской Республики

 «Об оппозиционной деятельности  в Кыргызской Республике»

 

 

 Глава 1. Общие положения

 Глава 2. Правовые гарантии  парламентской оппозиционной деятельности 

 Глава 3. Правовые гарантии  оппозиционной деятельности в  органах местного самоуправления 

 Глава 4. Правовые гарантии  внепарламентской оппозиционной  деятельности 

 Глава 5. Ответственность за  нарушения настоящего Закона 

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Понятие оппозиционной  деятельности

 

Под оппозиционной деятельностью  в настоящем Законе понимается правомерная  деятельность граждан, объединившихся для распространения взглядов и  мнений, не совпадающих с позициями  и решениями органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предлагаются иные пути и средства разрешения проблем, стоящих перед обществом и  государством, а также целенаправленные конструктивные политические действия политических партий, депутатских фракций  в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, составляющих парламентское меньшинство, которые противопоставляют действиям Правительства Кыргызской Республики политические программы, предложения, методы принятия и реализации политических решений.

 

Статья 2. Законодательство об оппозиционной  деятельности

 

Законодательство Кыргызской Республики об оппозиционной деятельности основывается на положениях Конституции Кыргызской Республики, общепризнанных принципах  и нормах международного права, и  включает в себя настоящий Закон, законы о политических партиях, о  некоммерческих организациях, иные законодательные  акты Кыргызской Республики, регулирующие осуществление прав граждан Кыргызской Республики на участие в управлении делами государства, на объединение, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, свободы массовой информации.

 

Статья 3. Виды и формы оппозиционной  деятельности

 

1. В Кыргызской Республике осуществляются  следующие виды оппозиционной  деятельности:

- парламентская оппозиционная  деятельность и оппозиционная  деятельность в представительном  органе муниципального образования;

- внепарламентская оппозиционная  деятельность.

2. Парламентская оппозиционная деятельность в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики осуществляется фракцией или фракциями, не вошедшими в парламентское большинство, и составляющими парламентское меньшинство, в форме внесения проектов нормативных правовых актов, в том числе альтернативных проектам, вносимым Правительством Кыргызской Республики, проектов заявлений и обращений Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выступлений на заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выступления с инициативой о проведении парламентских слушаний, участия в работе комитетов, комиссий и иных органов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также в любых других формах, не противоречащих Конституции и иным нормативно-правовым актам Кыргызской Республики.

3. Оппозиционная деятельность  в органах местного самоуправления  осуществляется в форме внесения  проектов нормативных правовых  актов представительного органа  местного самоуправления, выступлений  на заседаниях представительного  органа местного самоуправления, в любых других формах, не противоречащих  Конституции и иным нормативным  правовым актам Кыргызской Республики.

4. Внепарламентская оппозиционная деятельность осуществляется в форме оценки решений и действий, выступлений с конструктивной публичной критикой целей и способов реализации государственной политики Правительством Кыргызской Республики, в том числе в средствах массовой информации, в ходе проведения публичных мероприятий, а также в любых других формах, не противоречащих Конституции и иным нормативным правовым актам Кыргызской Республики.

 

Статья 4. Право на осуществление  оппозиционной деятельности и на участие в оппозиционной деятельности

 

1. Правом на осуществление оппозиционной  деятельности в Кыргызской Республике  обладают:

- политические партии;

- депутатская фракция, фракции  или их коалиция в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, депутатские объединения в органах местного самоуправления, сформированные на основе политических партий.

2. Каждый гражданин Кыргызской  Республики вправе принимать  участие в оппозиционной деятельности  любым не запрещенным законом  способом. Членство в политической  партии, имеющей право осуществлять  оппозиционную деятельность, не  является обязательным условием  для участия гражданина в оппозиционной  деятельности.

3. Никто не вправе принудить  гражданина или лицо без гражданства  вступить в оппозиционное общественное  объединение или выйти из него, поддерживать или осуждать оппозицию.

 

Статья 5. Права и обязанности  оппозиционных политических партий, оппозиционных депутатских объединений (депутатских фракций, коалиции фракций)

 

1. Оппозиционная политическая  партия, оппозиционное депутатское  объединение вправе:

1) выступать с публичной критикой  политического курса Президента  Кыргызской Республики, членов Правительства  Кыргызской Республики и должностных  лиц;

2) выступать с политическими  инициативами по актуальным вопросам  государственной и общественной  жизни;

3) получать доступ к средствам  массовой информации, в частности,  в период избирательной кампании  и кампании референдума;

4) направлять своих представителей  в избирательные комиссии в  соответствии с законодательством  о выборах и референдумах;

5) отвечать в средствах массовой  информации на публичную критику  политической программы и деятельности  оппозиционной политической партии, высказанную представителями Правительства  Кыргызской Республики, политических  партий, представленных в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, на основе которых сформированы депутатские фракции, составляющие парламентское большинство.

2. Оппозиционная политическая  партия в течение четырнадцати  рабочих дней с момента принятия  решения о переходе в оппозицию  обязана обнародовать в государственных  средствах массовой информации  свою оппозиционную программу.

 Эфирное время, печатная площадь  для обнародования оппозиционной  программы предоставляются на  безвозмездной основе на основании  письменного обращения соответствующей  оппозиционной политической партии  не позднее следующего дня  после даты такого обращения. 

 

 Депутатская фракция, фракции  или их коалиция обязана официально  объявить о своей оппозиции  на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а депутатские объединения в органах местного самоуправления – на заседании местного кенеша.

 

Статья 6. Принципы оппозиционной деятельности

 

Оппозиционная деятельность осуществляется на следующих принципах:

1) соблюдения Конституции и  иных нормативных правовых актов  Кыргызской Республики;

2) соблюдения прав и свобод  человека и гражданина;

3) добровольности и равенства  прав граждан Кыргызской Республики  на участие в оппозиционной  деятельности ;

4) равенства прав политических  партий, депутатских объединений  в Жогорку Кенеше Кыргызской Республике и органах местного самоуправления при осуществлении оппозиционной деятельности;

5) недопустимости ограничения  установленных настоящим Законом  прав оппозиционной деятельности;

6) невмешательства во внутренние  дела Кыргызской Республики иностранных  государств;

7) недопустимости участия и  финансовой поддержки оппозиционной  деятельности в Кыргызской Республике  иностранных граждан, лиц без  гражданства, иностранных юридических  лиц, иных зарубежных и международных  организаций; 

8) недопустимости осуществления  экстремистской деятельности, призывов  к нарушению прав и свобод  человека и гражданина, направленных  на насильственное изменение  основ конституционного строя  и нарушение территориальной  целостности Кыргызской Республики, подрыв безопасности государства,  к разжиганию социальной, национальной, региональной и религиозной розни,  а также создание вооруженных  формирований.

 Не рассматривается в качестве  недопустимой включение положений о возрождении и сохранении исторических, культурных и духовных традиций государства в программные документы оппозиционных политических партий, депутатских объединений и публичное распространение указанных положений.

 

Статья 7. Оппозиционная политическая партия

 

1. Оппозиционной признается политическая  партия, принявшая решение о переходе  в оппозицию.

 Решение о переходе в оппозицию  принимается съездом, а в период  между съездами - постоянно действующим  руководящим органом политической  партии.

2. Политическая партия не признается  оппозиционной в следующих случаях:

1) если хотя бы один из  членов политической партии является  членом Правительства Кыргызской  Республики, возглавляет государственный  орган исполнительной власти;

2) если численность фракции  в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, сформированной на основе политической партии, составляет более половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

3. Политическая партия утрачивает  статус оппозиционной в случае  принятия решения о прекращении  оппозиционной деятельности, а также  в случае наступления обстоятельств,  предусмотренных частью 2 настоящей  статьи.

 Решение о прекращении оппозиционной деятельности политической партии принимается в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи для принятия решения о переходе в оппозицию.

4. О принятии решения о переходе  в оппозицию, о прекращении  оппозиционной деятельности политическая  партия сообщает в государственных  средствах массовой информации.

 Эфирное время, печатная площадь для сообщения о принятии решения о переходе политической партии в оппозицию, прекращении оппозиционной деятельности политической партии предоставляются на безвозмездной основе на основании письменного обращения соответствующей политической партии не позднее следующего дня (в периодических печатных изданиях, не являющихся ежедневными, а также при отсутствии выпуска номера периодического печатного издания на следующий день – не позднее даты выпуска следующего номера данного печатного издания) после даты такого обращения. Государственные средства массовой информации не вправе отказать оппозиционной политической партии в удовлетворении такого обращения.

 

Статья 8. Оппозиционное депутатское  объединение (депутатская фракция, коалиции фракций)

 

1. Оппозиционным признается депутатское  объединение в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики, депутатское объединение в представительном органе муниципального образования, сформированное на основе оппозиционной политической партии.

2. В случае, если все политические  партии, входящие в состав избирательного  блока, допущенного к распределению  депутатских мандатов, являются  оппозиционными , указанный избирательный блок признается оппозиционным избирательным блоком.

3. Депутатское объединение, сформированное  на основе избирательного блока,  в случае, если не все входящие  в него политические партии  приняли решение о переходе  в оппозицию, признается оппозиционным  депутатским объединением в соответствии  с настоящим законом в случае  принятия указанным объединением  решения о переходе в оппозицию  большинством голосов входящих  в его состав депутатов.

4. Депутатское объединение в  представительном органе муниципального  образования, сформированное на  основе оппозиционной политической  партии, признается оппозиционным  независимо от его численности.

Информация о работе Политическая оппозиция