Некоммерческое
Акционерное Общество
АЛМАТИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра
«Социальных дисциплин»
СЕМЕСТРОВАЯ
РАБОТА № 1
Политическая
партии и партийные системы
Выполнил: студ. группы
Э-13-7
Уразалин Н.
№ варианта: 20
Принял: ст.
преподаватель
Шокотаев Д. К.
Алматы
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Казахстан после
обретения ею независимости первоочередными
задачами стали строительство суверенного
государства, формирование институтов
гражданского общества, в том числе института
политических партий.
Общеизвестно, что без серьезных
качественных изменений в политической
системе нельзя добиться поставленных
целей преобразования и в других сферах.
Переход казахстанского общества
от авторитарной, однопартийной, административно-командной
системы к демократической фактически
начался с конца 1986 года, когда остро были
поставлены вопросы народовластия, политического
плюрализма, суверенитета. Можно констатировать,
что именно в это время зарождаются предпосылки
появления институтов гражданского общества,
позволяющих артикулировать и агрегировать
интересы социума и формирующих механизм
доведения требований общества до органов
государственного управления.
Анализ политической жизни
Казахстана последнего десятилетия и
процесса формирования основ гражданского
общества показывает, что динамика политической
жизни в стране соответствует общемировым
закономерностям демократизирующихся
обществ, хотя имеет и неизбежные специфические
особенности, обусловленные переходом
от тоталитаризма к новой системе.
К новым явлениям исследуемого
периода относится тот факт, что политические
партии Казахстана начинают активно выступать
как субъект политического процесса в
переходном демократизирующемся обществе.
Поэтому представляется важным раскрыть
особенности формирующейся м н огопартийности.
Изучение роли партий в консолидации
общества предполагает научное освещение
проблемы легитимации политического режима,
суть которой - в естественной поддержке
его большинством общества. Как свидетельствует
мировой опыт, такую поддержку обеспечивает
процесс социализации населения.
Процессы демократизации казахстанского
общества способствовали "раскрепощению"
инициативы и активности личности. В то
же время характерным является "размытость"
личностной идентификации, выражающаяся
в нечеткости и неопределенности осознания
социально-политических интересов. И здесь
катализатором кристаллизации индивидуального
политического сознания может выступать
политическая партия. Одним из постулатов
классической теории демократии является
тезис о контроле за деятельностью государственных
структур. Своеобразным механизмом контроля
наделены по специфике своей деятельности
именно политические партии, выполняя
в обществе среди прочих регулятивно-контрольные
функции, что тоже требует пристального
внимания политической науки.[15]
Насущная потребность изучения проблем
эволюции политической системы Казахстана
и роли политических партий обусловлена
также достаточно широко распространенным
некритическим подходом к значению западного
опыта без учета специфики постсоветского
периода, казахстанского менталитета,
вековых традиций народа.
Сегодня особенно актуально
изучение роли и влияния политических
партий как субъектов политического процесса,
во многом зависящих от правовой регламентации
со стороны государства, политической,
избирательной систем общества.
Ценными представляются научные
исследования по проблемам взаимовлияния
процессов демократизации, утверждения
гражданского общества и и нституцио нал
изации партийно и системы.
Многие проблемы патрологии
нуждаются в дальнейшей научной разработке.
Тем более что большинство трудов по изучаемой
проблеме носит, к сожалению, описательный
характер.
Современная политическая наука предполагает
критическое отношение к исследованиям»
воплощающим принципы так называемого
"классового подхода", "партийности"
с позиций правящей КПСС и коммунистической
идеологии.
Актуальность темы, на мой
взгляд, недостаточная исследованность
проблемы, неоднозначность понимания
среди политологов, правоведов, социологов
сущности партийной деятельности продиктовали
выбор темы настоящей работы.
Ее главной целью является
исследование стабильного динамического
развития многопартийности применительно
к современным казахстанским условиям
с учетом тенденций мировой практики.
Исходя из состояния изученности
проблемы основные задачи, вытекающие
из цели исследования, заключаются в следующем:
выявление закономерностей формирования
и институционализации
партий, их влияния на процесс демократизации
общества;
изучение особенностей институционализации
политических партий и
партийной системы Казахстана и факторов,
их обуславливающих;
анализ перспектив развития политических
партий республики, их роли
в развитии государственности в контексте
выявления особенностей
формирования плюралистической системы.
В работе:
-раскрыты особенности
формирования и институционализации
пар
тийной системы в посттоталитарном обществе,
изучены социальные и
политические условия формирования новых
общественных движений;
-определены теоретические
аспекты понимания политических партий
как субъекта политического;
-выявлена взаимосвязь
демократизации общества и деятельности
партий;
-освещена специфика
формирования партийной системы.
Политическая партия: понятие, признаки
и роль в политической системе.
Политическая партия (от греч.
part - часть чего-либо) - это организованная
группа единомышленников, представляющая
интересы определенной части народа и
ставящая своей целью их реализацию путем
завоевания государственной власти или
участия в ее осуществлении.
Политические группы, именовавшиеся
партиями, были известны еще в Древней
Греции. Аристотель упоминает о партиях
жителей горы, равнины и прибрежной части
города Афин. Они представляли собой временные
объединения для поддержки какого-либо
политического деятеля (так называемые
клиентеллы).
Политические партии в современном
понимании возникли в XIX веке: либеральная
партия (виги) и консервативная партия
(тори) в Великобритании, демократическая
партия США, у истоков которой стоял третий
президент Америки Т. Джефферсон, республиканская
партия США, основанная при непосредственном
участии президента А. Линкольна. К началу
XX века политические партии стали отражать
и отстаивать интересы не столько отдельных
индивидов, сколько определенных социальных
групп, классов.
На начальных этапах отношение
к партиям было негативным. Защищая интересы
определенных групп общества, они раскалывали
его, были источниками конфликтов. Не случайно,
к примеру, Дж. Вашингтон в «Прощальном
послании» американскому народу говорил
об опасных последствиях «партийного
духа», характеризуя партии как «готовое
оружие» для подрыва власти народа и узурпации
власти правительством. Только постепенно,
по мере развития парламентских, конституционных
основ буржуазной государственности,
партии укрепили свой политический и правовой
статус. В настоящее время они представляют
собой такой институт политической власти,
без которого не может осуществляться
выборное формирование государственности,
легальное завоевание различными слоями
населения ведущих политических позиций,
взаимодействие народа и государства.
Политические партии существенно
отличаются от других политических институтов.
Не всякую группу людей, организованных
для выражения их интересов, можно назвать
партией. Характерными признаками партии
являются:
- наличие организационной
структуры;
- долговременность действия;
по этому признаку партия отличается
от клиентелы, фракции, клики, которые
возникают и исчезают вместе
со своими организаторами и
вдохновителями;
- существование устойчивых
местных организаций, поддерживающих
регулярные связи с центральным
руководством;
- стремление к завоеванию
и осуществлению власти в качестве
основной цели; это отличает партию
от групп давления, которые не
стремятся к захвату власти, а
пытаются влиять на власть, оставаясь
вне ее сферы;
- активное участие в
выборных кампаниях; этот признак
отличает партии от политических
клубов, которые не участвуют
в выборах и парламентской
деятельности;
- наличие программы и
устава партии, той или иной
идеологии.
Набор конституирующих признаков
партии может быть дополнен и другими
признаками.
Роль и значение политических
партий в обществе неодинаково, но можно
выделить некоторые общие функции партий.
1. Функция агрегирования
(согласования и обобщения) разнородных
интересов индивидов и групп,
представительства этих интересов
во властных структурах.
2. Коммуникативная функция
- обеспечения связи населения
с государственными структурами,
углубления связей и отношений
между различными ветвями власти, местными
и центральными органами государственного
управления, разнообразными политическими
институтами.
3. Функция политической
социализации, т. е. функция передачи
политического опыта, традиций, политической
культуры последующим поколениям,
формирования у граждан свойств
и навыков участия в политической
жизни.
4. Функция политического
рекрутирования - отбора политических
лидеров для всех уровней политической
системы, улучшения качественного состава
политической элиты.
5. Функция распределения
(перераспределения) в обществе властных
статусов через выдвижение набора
властных притязаний, требований. Претензий
на изменение политической власти
как в центре, так и на местах. В тоталитарных
системах политическая партия может непосредственно
выполнять функцию реализации власти
(быть монопольно властвующей партией).
Политические партии Казахстана Казахстанские
партии НПО и СМИ. Политика Казахстана
Конституция Республики Казахстан
гарантирует права партий, движений, ассоциаций,
за исключением тех, чья деятельность
направлена на «насильственное изменение
конституционного строя, нарушение целостности
республики, подрыв безопасности государства,
разжигание социальной, расовой, национальной,
религиозной, сословной и родовой розни».
Вмешательство государства в дела партий
и общественных объединений не допускается.
В основе государственной
концепции стратегии реформ в Казахстане
лежит программа демократизации и политических
реформ. Эта программа проявляет динамизм
и эффективные подходы государства к сфере
дальнейшей демократизации общественных
процессов.
Партийное строительство в
Республике Казахстан получило свое второе
развитие с принятием в 2002 году Парламентом
нового Закона «О политических партиях»,
призванного, по мнению авторов закона,
регламентировать и упорядочить ход партийного
строительства в РК. Новым законом был
введен 50-тысячный барьер для формирования
политической партии.
После принятия нового Закона
«О политических партиях» в июле 2002 года,
действующие на тот момент политические
партии должны были в течение шести месяцев
пройти перерегистрацию.
В настоящее время в Республике
Казахстан официально зарегистрированы
11 политических партий.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В Казахстане функционирует
1824 СМИ, включая 1202 газеты, 483 журнала, 124
TВ и радио станций и 15 новостных агентств.
85% СМИ являются неправительственными.
Владельцами 159 СМИ являются общественные
ассоциации, 11 изданий принадлежат политическим
партиям и движениям и 10 религиозным организациям.
Значительное разнообразие тем характерно
для рынка СМИ в стране.
Газеты и журналы публикуются
и ТВ и радио программы транслируются
на 11 языках наций и народностей, живущих
в стране. Кроме основных языков (казахского
и русского), СМИ выходят на украинском,
польском, немецком, корейском, уйгурском,
турецком, дунганском и других языках.
СМИ этнических меньшинств получают финансовую
поддержку от правительства.
В Казахстане динамично развиваются
Интернет, кабельное телевидение. Современные
информационные технологии широко используются
на информационном рынке. Национальные
ТВ и радиостанции транслируются через
национальную спутниковую систему. В 2002
году был создан Спутниковый канал CaspioNet
(оператор Eutelsat). На всей территории республики
посредством кабельного и спутникого
каналов транслируются Программы BBC, CNN,
Deutsche Welle, радиостанции Свобода, польского
канала Polonia, российские и другие теле-
и радиоканалы.
В Министерстве иностранных
дел Республики Казахстан аккредитованы
более 80 представителей зарубежных СМИ
из 20 стран, включая такие самые крупные
новостные агентства, как BBC, Associated Press,
Интерфакс, France Press, Reuters, ITAR-TASS. Разнообразие
тем, изданий и языков способствует быстрому
развитию СМИ в стране и создает уникальную
палитру информационного поля.
С 1921 работает Казахское телеграфное
агентство (КазТАГ, ныне — Казинформ).
Республиканские радиопередачи выпускаются
с 1931. В настоящее время в эфире звучат
более 60 общественно-познавательных программ,
около 20 музыкально-развлекательных (2003).
В 1958 была показана первая телепередача.
По республиканскому радио и телевидению
идут программы на казахском, русском,
корейском, уйгурском, немецком, азербайджанском,
турецком, татарском языках.
АГРАРНАЯ ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА
Председатель партии – Мадинов
Ромин Ризович. Партия зарегистрирована
16 марта 1999 года. Численность партии составляет
60 тысяч членов. Партия имеет свои структурные
подразделения в 12 областях, городах, районах.
Социальную базу партии составляют сельские
товаропроизводители, фермеры, сельские
кооперативы и товарищества. Цели партии: