Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются.

Содержание

Введение……………………………………..……………………………………4
Политическая система как категория политологии. Типы и виды политических систем и подсистем………………………………………….….6
Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………….………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение……………………………………..……………………………………4

  1. Политическая система как категория политологии. Типы и виды политических систем и подсистем………………………………………….….6
  2. Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания….15

Заключение……………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………….………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение        

 Известно, что человеческое  общество находится в процессе  постоянных изменений, которые  осуществляются под влиянием  различных факторов. По мере его  развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляю основу жизнеспособности и стабильности любого общества.        

 Понятие «политическая  система» используется для характеристики  отношений между государством  и обществом, между различными  субъектами на негосударственном  уровне.

В современной политологии  и политической социологии существует множество методологических подходов к анализу политических процессов, представители которых рассматривают различные аспекты этого явления.

Политология изучает  не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политическая система как категория политологии. Типы и виды политических систем и подсистем.

Термин "политическая система" стал широко применяться  в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества

Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адаптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания - определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.1

Наиболее детально разработанная  теория политической системы была предложена американским политологом Д.Истоном. В дальнейшем теория политической системы получила развитие в работах Г.Алмонда, Д.Пауэлла, К.Дойча и других ученых.

Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия "политическая система".

Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

Д. Истон рассматривает  политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения  ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".

На "входе" он выделил  два основных элемента: требования и поддержку. Требования - это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

Политическая система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и  поддержку на "выходе" в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.2

Политическая система  чрезвычайно сложное явление. Она  состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют пять основных подсистем в структуре политической системы.

Институциональная подсистема включает совокупность основных политических институтов и взаимоотношений между  ними. Центральное место в ней  принадлежит государству. Важную роль играют также, входящие в эту подсистему политические партии, заинтересованные группы, средства массовой коммуникации, церковь.

Нормативная подсистема включает правовые нормы, традиции, обычаи, нравственные принципы, регулирующие и определяющие политическую жизнь  общества.

Функциональная подсистема представляет собой совокупность методов и способов осуществления власти.

Коммуникативная подсистема включает все каналы политического  взаимодействия.

Идеологическая подсистема - это совокупность различных по своему содержанию политических идей, представлений субъектов политики.

Культурная подсистема - комплекс типичных для конкретного  общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического  поведения. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы  общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

Функции политической системы  Функция - это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой  способы реагирования на изменения  её внутреннего состояния и внешней  среды. В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.

Г.Алмонд и Г. Пауэлл разработали  классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении  об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия.3

В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две  группы функций: преобразования, адаптации  и сохранения системы.

Первая группа включает шесть функций, различаемых в  зависимости от "входа" и "выхода". На "входе" выделяют две функции:

1) артикуляция (выражение)  интересов; 

2) агрегирование (обобщение  и иерархизация) интересов. 

На "выходе" четыре функции: разработка норм, применение норм, контроль за применением норм, политическая коммуникация.

Вторая группа включает две основные функции - политическое рекрутирование и политическую социализацию. Политическое рекрутирование представляет собой процесс подбора и подготовки кадров для политической системы. Функция политической социализации означает воздействие политической системы на процесс усвоения индивидом норм политической культуры.

В современном мире существуют многообразные политические системы. В зависимости от различных критериев  предлагаются разные классификации.

В соответствии с цивилизационным  подходом политические системы подразделяют на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют открытые и закрытые политические системы. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, способны воспринимать ценности других стран. Закрытые политические системы характеризуются ограниченными контактами с внешней средой, не воспринимают иные системы ценностей.4

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную.

Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций  между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.

Европейско-континентальная  политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличие противоположных  ориентаций, идей, ценностей присущих какой-либо группе индивидов. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри этой группы. Согласие между субкультурами на основе либеральных ценностей не дает разногласия в обществе.

Доиндустриальные и  частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводят к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или  религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.

Многообразие политических систем, существующих в современном  мире, указывает на то, что, на процесс  их формирования оказывает влияние  на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние многих факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обуславливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.5

Типология политических систем осуществляется на основе учета  различных признаков.

Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на:

- Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем.

- Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Распространена классификация  политических систем по политическому  режиму, т.е. на основе характера и  способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются:   

 Тоталитарная политическая  система - полное подчинение личности  и общества власти, регламентация  и контроль за всеми сферами  жизни людей со стороны государства.   

Информация о работе Политическая система