Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются.
Введение……………………………………..……………………………………4
Политическая система как категория политологии. Типы и виды политических систем и подсистем………………………………………….….6
Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………….………………………..25
Частные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентации субъектов на соперничество или сотрудничество, явной или скрытой форме протекания. Явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных требованиях к государственной власти, которая открыто принимает управленческие решения. Теневой процесс основан на деятельности скрытых политических институтов и центров власти, а также на требованиях граждан, не выраженных в официальной форме.
Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью стадий взаимодействия субъектов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами. Циклы политических процессов в ряде стран может задавать деятельность правящих партий, их съезды. Часто решающее влияние на эти ритмы оказывают важные политические события, изменяющие соотношение сил. "Рваный" ритм задают политическому процессу военные перевороты.
Все частные политические процессы объединены потребностью их субъектов влиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников политических процессов - включить свои требования в эти решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки политической воли общества.
С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются и политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания.
Первый - это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.
Второй режим протекания политических процессов - это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно отвечать на новые требования населения и вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги определили цели и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро - и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности её устройства, повышению способности применять гибкие технологии управления с учетом разнообразных интересов.11
И, наконец, третьей разновидностью режима протекания политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае политические изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность контролировать и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.
Политический процесс - сложное многофакторное понятие, имеющее различные формы и режимы протекания. Анализ процессов в политике - задача, требующая от исследователя широты взглядов, толерантности, умения учитывать разнообразие факторов и точек зрения, чтобы избежать субъективных оценок. При всем разнообразии политических процессов в них преобладает эволюция, хотя во многих случаях перемены не обходятся без революций.
Заключение
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого. В то же время, как все остальные ее составные звенья – политические партии и различные общественные организации, имеющие политический характер, могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.
В различных сферах жизни
общества и экономики государство
неизменно выступает как
Политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержание и использование власти и связанных с ней ценностей.
Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений.
Политика является неотъемлемой частью жизни современного управленца. Исследование современных процессов позволяет лучше ориентироваться в динамично-развивающемся мире.
Список используемой литературы
1 Бондарь П.И., Бондарь Ю.П. Политология:. - Мн.:Аверсэв, 2003. С.220
2 Панарин А. С. Политология / А. С. Панарин. – М.: Проспект, 2004.С.157
3 Политология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2003.С 67
4 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2005. – С.559
5 Гаджиев К.С. Политология (базовый курс): учебник / К.С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2010. – С.505
6 Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. - М.: Юрайт-Издат. - 2006. – С.278
7 Данчула А.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебно-методическое пособие - РАГС, 2007. С.112
8 Макашева З.М. Исследование систем управления - М., Кнорус, 2008. С.219
9 Политологический словарь, М,: Луч, 1994. С.105.
10 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию - М., Аспект-Пресс, 2006С.45
11 Асташкина И. Мишин В. Исследование систем управления. - М., ПРИОР, 2006. С.254