Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа
Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются.
Введение……………………………………..……………………………………4
Политическая система как категория политологии. Типы и виды политических систем и подсистем………………………………………….….6
Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания….15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………….………………………..25
Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.
Режим тоталитарной власти
оказывается внеполитическим
При тоталитарном режиме государственная власть, строго централизована и фактически принадлежит аппарату правящей партии или военной хунте.
Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н. Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.6
В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Авторитарная политическая
система основана на
Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот, и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена.
Однако необходимо заметить, что вместе с тем авторитаризм имеет и существенное отличие от тоталитарного политического режима.
Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик.
2. Политический процесс: понятие, структура, режимы протекания.
Понятие "процесс" используется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, праве и т.д. Разнообразные процессы постоянно протекают во всех сферах общественной жизни, и политическая сфера не исключение. Политические процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует, функционирует и развивается. Другими словами, они служат формой функционирования политической сферы (системы) общества.
В широком смысле политические процессы
есть формы политической активности
общества. Многообразие этой активности
и тот факт, что каждый её случай
имеет свою причину и цель, разную
степень предсказуемости
Эта тема является одной из самых дискуссионных в политологии. И, тем не менее, степень научной разработанности политических процессов позволяет достаточно четко их классифицировать.
Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Правда, некоторые ученые отождествляют её с понятием политики в целом (Р.Доуз).
Другие же видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т.Парсонс), или в динамике борьбы групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф), либо в поведении субъектов при реализации своих интересов (Ч.Мэрриам). В определении понятия "политический процесс" распространены три основные точки зрения.
Одни исследователи понимают под политическим процессом все, что происходит в политике, другие вообще отождествляют эту категорию с категорией "политика", а третий подход трактует понятие "политический процесс" как смену состояний политической системы общества. Но считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия разнообразных внешних и внутренних факторов.
Политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты со своими субъективными целями взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо предопределенность в развитии событий.
В политическом процессе
взаимодействуют различные
В сущности, политический процесс охватывает все действия рядовых граждан и представителей элит, как поддерживающих правящий режим, так и находящихся в оппозиции. Реализация политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений и другие формы политической активности групп и лиц, в том числе и нелегальные. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций, хотя они обычно находятся на периферии политической жизни.7
Учитывая названные
черты политического процесса, можно
сказать, что он раскрывает движение,
динамику, эволюцию политической системы,
изменения её состояний во времени
и пространстве. По мнению политологов
В.П.Пугачева и А.Н.Соловьева, политический
процесс представляет собой совокупность
действий политических субъектов по осуществлению
своих специфических функций (дисфункций)
в сфере власти, в итоге ведущих к развитию
или упадку политической системы общества.
Политический процесс - это совокупная
деятельность социальных общностей, общественных
организаций и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные политические цели.
Особенность политических
процессов заключается в том,
что их невозможно изучать как
единую массу. Есть различие между процессами
в обществе, в которых участвуют в основном
общественно-политические силы и государственная
власть одной страны, и международными
политическими процессами, в которых участвуют
в основном различные государства и международные
организации. В рамках первых политические
решения принимаются и реализуются властью,
а в рамках вторых - на основе соглашения
суверенных участников, над которыми нет
верховной власти.
В совокупности политических процессов
выделяются две группы - общие и частные.
Они отличаются не только масштабом охвата
общественной жизни, но и содержанием,
формами протекания, целями и результатами,
поэтому их изучают раздельно. Однако
эти две группы процессов взаимосвязаны
и могут оказывать существенное влияние
на содержание, формы и скорость протекания
друг друга.
Общий политический процесс
охватывает все общество и ведет
к смене состояния его
Общий политический
процесс отличается от частных
не только масштабом,
Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция,
кризис. Эволюция - основная и наиболее
распространенная форма, означающая постепенные
изменения политической системы страны:
в расстановке политических сил, политическом
режиме (нарастание демократических или
антидемократических тенденций), структурах
власти и т.д. Здесь процесс протекает
в рамках сложившихся в политической системе
отношений между властвующей элитой страны,
с одной стороны, и электоратом, партиями,
движениями, органами местного самоуправления
и т.д. - с другой. В этих условиях попытки
нововведений иногда отступают перед
традициями и преемственностью политической
жизни, но обычно политическая власть
находит адекватные меняющемуся соотношению
внутри- и внешнеполитических сил методы
организации политической жизни и управления.
С учетом интересов различных групп используются
новые, более гибкие модели и методы управления.
Эволюция позволяет решать политические
проблемы по мере их возникновения и, что
особенно важно, избегать насилия и разрушения
того, что еще не устарело.
Революционная форма развития общего
политического процесса означает "коренной
поворот в жизни общества, в ходе которого
происходит смена государственной власти
и господствующих форм собственности".9 Политическая революция связана с насилием,
вплоть до вооруженной смены власти. Происходит
стремительное разрушение всех политических
органов, что, как правило, сопровождается
многочисленными жертвами и трагедией
миллионов людей.
Наконец, третьей формой общего политического процесса является политический кризис. Его показатели - потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д. Причины политического кризиса в основном носят экономический и социальный характер, поэтому для его преодоления необходимы реформы в различных сферах. В отличие от революции политические кризисы редко ведут к смене государственного строя, но это драматические периоды в судьбах общества.
В отличие от общего политического
процесса частные политические процессы
касаются отдельных сторон политической
жизни. Они отличаются от общего процесса
своей структурой, типологией, этапами
развития.
Структурными элементами частного политического процесса являются причина
(или причины) его возникновения, объект,
субъект и цель. Причина возникновения
частного политического процесса - это
появление противоречия, требующего разрешения.
Это может быть проблема, затрагивающая
интересы небольшой группы либо широкой
общественности. Например, недовольство
системой налогообложения может инициировать
законотворческий процесс по её изменению.10
Объект частного политического
процесса - это конкретная политическая
проблема, ставшая его причиной:
1) возникновение и необходимость реализации
каких-либо политических интересов; 2)
создание новых политических институтов,
партий, движений и т.д.; 3) реорганизация
властных структур, создание нового правительства;
4) организация поддержки существующей
политической власти. Субъект частного
политического процесса - это его инициатор:
какой-либо орган власти, партия, движение
или даже индивид. Необходимо определить
статус этих субъектов, их цели, ресурсы
и стратегию их действий. Цель частного
политического процесса - это то, ради
чего начинается и развивается политический
процесс. Знание цели позволяет оценить
реальность её достижения, взвесив ресурсы,
которыми располагают участники процесса.
Следует отметить, что частный политический
процесс не обязательно возникает в политической
сфере. Он может начаться и развиваться
в любой сфере общества (экономической,
социальной, духовной, культурной и т.д.).
Если эти сферы сами не могут разрешить
возникшие противоречия, то проблема,
например, из экономической превращается
в политическую.
Этапы развития частного
политического процесса.
Все частные политические процессы, несмотря
на их многообразие, проходят в своем развитии
через три этапа. Каждый частный политический
процесс начинается с появления проблемы.
На первом этапе определяются силы, заинтересованные в её
решении, уточняются их позиции и возможности,
вырабатываются пути решения данной проблемы.
Второй этап - это мобилизация сил для
поддержки намеченного пути решения проблемы
или различных вариантов решения. Процесс
завершается с прохождением третьего
этапа - принятия политическими структурами
мер по решению проблемы.
Существует и другая точка зрения, согласно которой любой политический процесс можно разделить на пять стадий: 1) формирование политических приоритетов; 2) выдвижение приоритетов на авансцену процесса; 3) принятие по ним политических решений; 4) реализация принятых решений; 5) осмысление и оценка результатов решений.