Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа
Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.
Задачи:
1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
3. Изучить основные элементы современной политической системы России.
Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
3. Место государства в политической системе общества……………………11
4. Основные элементы современной политической системы России ………12
5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16
6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18
7.Сравнительная характеристика правового, национального государств. ……………………………………………………………………………………21
8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы ……………………………………….....34
Понятийный аппарат………………………………………………………...….35
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8
«Политическая система общества. Государство. Политический режим»
по дисциплине « Политология »
Выполнили:
Студенты 331-о группы, 1 курса
Зарипова Илюза, Тагирова Айназ,
Петрова Алёна
Проверил: к.п.н., доцент
Газизуллина Татьяна Олеговна
Набережные Челны, 2013-2014
Содержание:
Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
Цель данной работы: изучить политическую систему
общества, государство и политические
режимы.
Задачи:
Политическая система
общества или политическая организация
общества — организованная на единой
нормативно-ценностной основе совокупность
взаимодействий (отношений) политических субъе
Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Политическая система не только формируется, но и
действует главным образом на рациональной
основе (на основе знания). Рациональность полити
Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.
Государство оперирует определёнными методами сохране
Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах.
По сравнению с общиной, которая является простым обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).
Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов,
приёмов и форм осуществления политических
отношений в обществе, то есть способ функционирования
его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления
политической власти, мерой участия граждан
в управлении, отношением государственных
институтов к правовым основам собственной
деятельности, степенью политической свободы в обществ
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
Политическая система – это механизмы согласования действий институтов управления и самоуправления, субъектов и объектов власти на основе норм, исторически доказавших свою эффективность в обеспечении целостности, стабильности и развития общества, реализации прав человека.
Синергетический потенциал политической системы определяется её потоки энергоинформационной активности конкурирующих социальных групп в единых системах взаимодействия. Негэнтропийный эффект политической системы проявляется в её способности выработать единые нормы, образцы, идеалы взаимодействия субъектов власти и объектов управления. Действие этих норм следует рассматривать по формуле Гегеля: Все действительное разумно, а все разумное действительно. Всякое правительство достойно своего народа, а народ достоин своего правительства. Формула, которой придавали исключительно политическое значение, должна стать методологической основой изучения феномена способности людей координировать свои действия в системе взаимодействий прошлого, настоящего и будущего. Негэнтропийные задачи политической системы связаны с развитием представительных институтов управления, гармонизацией свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан, расширением возможностей самореализации личности посредством созидания общественно значимых ценностей.
Исторический опыт развития общества свидетельствует о необходимости слаженности взаимодействия политической, духовно-нравственной и социально-экономической сфер жизнедеятельности. В процессе совместной деятельности вырабатываются нормы, образцы, идеалы взаимодействия. Их использование обусловлено уровнем развития производства, образования, общей и политической культуры граждан, а также конкретно-историческими условиями. На основе этих факторов происходит формирование практики взаимодействия институтов государственного и общественного самоуправления. Попытки отдельных субъектов политики перестроить систему взаимодействия эффективны, только если они способствуют прогрессивному развитию производства и общества. Согласованное функционирование элементов обусловливает развитие политической системы по пути ее демократизации, расширения свободы и ответственности прав и обязанностей граждан. Несогласованное взаимодействие ведет к дезорганизации политической системы и вызывает общественную потребность в ее реорганизации, чтобы обеспечить целостность и стабильность общества.
Структура политической системы состоит из блоков элементов, каждый из которых играет самостоятельную роль.
1. Политическая организация
состоит из субъектов политики и власти,
которые непосредственно участвуют в
принятии политического решения и его
реализации. В составе политической организации
следует выделять
Административные субъекты – это институты государства, его исполнительные, законодательные, судебные, а также региональные и муниципальные органы управления. Институты административной политики и власти создаются доминирующими субъектами для реализации управленческих решений, обеспечивающих целостность, стабильность и развитие общества. Система власти, создаваемая по административному принципу, предназначена для пресечения чрезмерно эгоистических действий представительных институтов политики, несущих угрозу целостности и стабильности общества.
Представительные субъекты создаются доминирующими субъектами рынка для защиты своих взаимовыгодных социально-экономических связей. Институты представительной политики и власти посредством парламента формируют нормы права, регулирующие отношения между субъектами рынка, собственником и работником, субъектом и объектом власти. Институты представительной политики ограничивают тенденцию концентрации власти, представляя частный интерес и добиваясь компромиссных политических решений. В конкретной реальности представительные субъекты – это кланы элиты, авторитеты и лидеры, а также политические движения, партии, общественные организации.
Динамика развития национального производства и разделения труда стимулирует появление новых секторов производства и новых технологий. Появление новых субъектов национального производства объективно ставит вопрос о перераспределении результатов доходов и сфер влияния. Новые субъекты начинают создавать свои представительные институты политики и, прежде всего, политические партии. Они становятся новым фактором, который сопротивляется узурпации власти, и создают системы сдерживания, баланса сил и поиска компромисса.
Полномочия представительных институтов политики разделены и сбалансированы с тем, чтобы политические решения принимались на основе всестороннего обсуждения, поиска компромисса в целях создания благоприятных условий развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Взаимодействие представительных и административных субъектов политики обеспечивает максимальную эффективность согласования частных интересов в рамках общего политического решения.
2. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность представлений, суждений субъектов общества по поводу выбора методов и способов взаимодействия субъектов и объектов политики и власти для обеспечения целостности, стабильности, развития и реализации прав человека. Политическое сознание отражает основные параметры взаимодействия субъектов и объектов политики и власти. Во-первых, политическое сознание фиксирует, какой должна быть власть. Например, политическое сознание россиян ориентировано на поиск авторитарного
субъекта, который воплощает в себе единство слова и дела. Все политические руководители СССР, инициирующие ускоренное развитие демократических процессов (Хрущев, Горбачев), утрачивали контроль над исполнением их управленческих решений и становились объектами политических анекдотов. Во-вторых, политическое сознание ориентирует россиян на такие вопросы, как, на что должна быть направлена деятельность власти, какие цели она должна преследовать. В-третьих, политическое сознание определяет, какими средствами, методами, формами власть должна пользоваться, а какие не должны применяться. В-четвертых, политическое сознание населения определяет, когда необходимо подчиняться власти и в каких случаях ее можно игнорировать. Если политическая власть не контролирует исполнение своих решений, не наказывает субъектов общества за их игнорирование, то общественное мнение воспринимает коррупцию и криминал как естественное и допустимое действие по реализацию частного интереса в противовес действиям бюрократии.
3. Правовое сознание отражает нормы и образцы решения конфликтных ситуаций между гражданами, организациями и властью. Правовое сознание фиксирует права и обязанности субъекта по отношению к общему интересу, степень его свободы и ответственности в системе сочетания частного и общего интересов. Правовое сознание определяет методы и способы решения конфликтных ситуаций, защиты естественных прав граждан, как со стороны государства, так и со стороны субъекта экономической, политической деятельности. Правовое сознание общества определяет допустимые и недопустимые методы, способы, формы разрешения конфликтов, чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы. Если нормы права, реализуемые государством, расходятся с традиционными нормами граждан, то неизбежно идут процессы разрушения норм права.
4. Информационно-
Информация о работе Политическая система общества. Государство. Политический режим