Политическая система общества. Государство. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.
Задачи:
1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
3. Изучить основные элементы современной политической системы России.

Содержание

Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
3. Место государства в политической системе общества……………………11
4. Основные элементы современной политической системы России ………12
5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16
6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18
7.Сравнительная характеристика правового, национального государств. ……………………………………………………………………………………21
8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы ……………………………………….....34
Понятийный аппарат………………………………………………………...….35

Вложенные файлы: 1 файл

8.контрольная,Политическая система общества.Государство.Политический режим. Зарипова,Тагирова, Петрова.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГАОУ ВПО «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8

«Политическая система общества. Государство. Политический режим»

 

по дисциплине « Политология »

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Студенты  331-о  группы, 1 курса

Зарипова Илюза, Тагирова Айназ,

Петрова Алёна

 

Проверил: к.п.н., доцент

Газизуллина Татьяна Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Набережные Челны, 2013-2014

Содержание:

 

Введение………….. ………………………………………………………….....2

1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4

2. Функции политической системы общества………………………………...8

3. Место государства в политической системе общества……………………11

4. Основные элементы современной политической системы России ………12

5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16

6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18

7.Сравнительная характеристика правового,  национального государств. ……………………………………………………………………………………21

8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24

Заключение………………………………………………………………….…..32

Список использованной литературы ……………………………………….....34

Понятийный аппарат………………………………………………………...….35


 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 


                                                  Введение

 
          Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.

Задачи:

  1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
  2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
  3. Изучить основные элементы современной политической системы России.
  4. Рассмотреть модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном.
  5. Рассмотреть теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др.
  6. Провести сравнительную характеристику правового,  национального государств.
  7. Рассмотреть политический режим, его признаки и сущность

 

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

 

Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

 

Политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах, как лидерство, органы власти и регламентация.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти


                                                                                                         определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах.

По сравнению с общиной, которая является простым обществом,  государство  содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

 

 

 

 

 

 


    1. Политическая система, её сущность и структура

 

Политическая система – это механизмы согласования действий институтов управления и самоуправления, субъектов и объектов власти на основе норм, исторически доказавших свою эффективность в обеспечении целостности, стабильности и развития общества, реализации прав человека.

Синергетический потенциал политической системы определяется её потоки энергоинформационной активности конкурирующих социальных групп в единых системах взаимодействия. Негэнтропийный эффект политической системы проявляется в её способности выработать единые нормы, образцы, идеалы взаимодействия субъектов власти и объектов управления. Действие этих норм следует рассматривать по формуле Гегеля: Все действительное разумно, а все разумное действительно. Всякое правительство достойно своего народа, а народ достоин своего правительства. Формула, которой придавали исключительно политическое значение, должна стать методологической основой изучения феномена способности людей координировать свои действия в системе взаимодействий прошлого, настоящего и будущего. Негэнтропийные задачи политической системы связаны с развитием представительных институтов управления, гармонизацией свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан, расширением возможностей самореализации личности посредством созидания общественно значимых ценностей.

Исторический опыт развития общества свидетельствует о необходимости слаженности взаимодействия политической, духовно-нравственной и социально-экономической сфер жизнедеятельности. В процессе совместной деятельности вырабатываются нормы, образцы, идеалы взаимодействия. Их использование обусловлено уровнем развития производства, образования, общей и политической культуры граждан, а также конкретно-историческими условиями. На основе этих факторов происходит формирование практики взаимодействия институтов государственного и общественного самоуправления. Попытки отдельных субъектов политики перестроить систему взаимодействия эффективны, только если они способствуют прогрессивному развитию производства и общества. Согласованное функционирование элементов обусловливает развитие политической системы по пути ее демократизации, расширения свободы и ответственности прав и обязанностей граждан. Несогласованное взаимодействие ведет к дезорганизации политической системы и вызывает общественную потребность в ее реорганизации, чтобы обеспечить целостность и стабильность общества.

Структура политической системы состоит из блоков элементов, каждый из которых играет самостоятельную роль.

1. Политическая организация состоит из субъектов политики и власти, которые непосредственно участвуют в принятии политического решения и его реализации. В составе политической организации следует выделять                                                                                                                административных и представительных субъектов.


Административные субъекты – это институты государства, его исполнительные, законодательные, судебные, а также региональные и муниципальные органы управления. Институты административной политики и власти создаются доминирующими субъектами для реализации управленческих решений, обеспечивающих целостность, стабильность и развитие общества. Система власти, создаваемая по административному принципу, предназначена для пресечения чрезмерно эгоистических действий представительных институтов политики, несущих угрозу целостности и стабильности общества.

Представительные субъекты создаются доминирующими субъектами рынка для защиты своих взаимовыгодных социально-экономических связей. Институты представительной политики и власти посредством парламента формируют нормы права, регулирующие отношения между субъектами рынка, собственником и работником, субъектом и объектом власти. Институты представительной политики ограничивают тенденцию концентрации власти, представляя частный интерес и добиваясь компромиссных политических решений. В конкретной реальности представительные субъекты – это кланы элиты, авторитеты и лидеры, а также политические движения, партии, общественные организации.

Динамика развития национального производства и разделения труда стимулирует появление новых секторов производства и новых технологий. Появление новых субъектов национального производства объективно ставит вопрос о перераспределении результатов доходов и сфер влияния. Новые субъекты начинают создавать свои представительные институты политики и, прежде всего, политические партии. Они становятся новым фактором, который сопротивляется узурпации власти, и создают системы сдерживания, баланса сил и поиска компромисса.

Полномочия представительных институтов политики разделены и сбалансированы с тем, чтобы политические решения принимались на основе всестороннего обсуждения, поиска компромисса в целях создания благоприятных условий развития национального производства, а в конечном итоге человека как субъекта созидания. Взаимодействие представительных и административных субъектов политики обеспечивает максимальную эффективность согласования частных интересов в рамках общего политического решения.

2. Политическое сознание общества – это устойчивая совокупность представлений, суждений субъектов общества по поводу выбора методов и способов взаимодействия субъектов и объектов политики и власти для обеспечения целостности, стабильности, развития и реализации прав человека. Политическое сознание отражает основные параметры взаимодействия субъектов и объектов политики и власти. Во-первых, политическое сознание фиксирует, какой должна быть власть. Например, политическое сознание россиян ориентировано на поиск авторитарного

субъекта, который воплощает в себе единство слова и дела. Все политические руководители СССР, инициирующие ускоренное развитие демократических процессов (Хрущев, Горбачев), утрачивали контроль над исполнением их управленческих решений и становились объектами политических анекдотов. Во-вторых, политическое сознание ориентирует россиян на такие вопросы, как, на что должна быть направлена деятельность власти, какие цели она должна преследовать. В-третьих, политическое сознание определяет, какими средствами, методами, формами власть должна пользоваться, а какие не должны применяться. В-четвертых, политическое сознание населения определяет, когда необходимо подчиняться власти и в каких случаях ее можно игнорировать. Если политическая власть не контролирует исполнение своих решений, не наказывает субъектов общества за их игнорирование, то общественное мнение воспринимает коррупцию и криминал как естественное и допустимое действие по реализацию частного интереса в противовес действиям бюрократии.


3. Правовое сознание отражает нормы и образцы решения конфликтных ситуаций между гражданами, организациями и властью. Правовое сознание фиксирует права и обязанности субъекта по отношению к общему интересу, степень его свободы и ответственности в системе сочетания частного и общего интересов. Правовое сознание определяет методы и способы решения конфликтных ситуаций, защиты естественных прав граждан, как со стороны государства, так и со стороны субъекта экономической, политической деятельности. Правовое сознание общества определяет допустимые и недопустимые методы, способы, формы разрешения конфликтов, чтобы рационально использовать имеющиеся ресурсы. Если нормы права, реализуемые государством, расходятся с традиционными нормами граждан, то неизбежно идут процессы разрушения норм права.

4. Информационно-коммуникационная система – это система производства, обмена, распределения и потребления информации, значимой для политической жизнедеятельности общества. Политическая информация создается представителями инстинктивного, обыденного сознания и субъектами идеологического сознания. Субъекты идеологического сознания – элиты – разрабатывают свои идеологии – теоретические модели функционирования и развития общества, основанные на приоритете частных интересов конкретной группы. Они осознанно ведут борьбу за формирование общественного мнения, активно распространяя информацию, которая представляет их частный интерес как общий интерес социума. Если политическая информация, распространяемая государством и правящей элитой, противоречит интересам рядовых граждан, то в обществе инстинктивно создается и распространяется информация недоверия и критики действий власти. Когда между идеологией власти и общества нет принципиальных противоречий, но существуют противоречия частных интересов, тогда возникает установка: «голосуй не голосуй, за нас уже все

Информация о работе Политическая система общества. Государство. Политический режим