Политическая система общества. Государство. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.
Задачи:
1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
3. Изучить основные элементы современной политической системы России.

Содержание

Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
3. Место государства в политической системе общества……………………11
4. Основные элементы современной политической системы России ………12
5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16
6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18
7.Сравнительная характеристика правового, национального государств. ……………………………………………………………………………………21
8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы ……………………………………….....34
Понятийный аппарат………………………………………………………...….35

Вложенные файлы: 1 файл

8.контрольная,Политическая система общества.Государство.Политический режим. Зарипова,Тагирова, Петрова.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

2. Потребность обеспечить любыми средствами право человека на жизнь и продолжение рода является насущной необходимостью для масс. Решить эту задачу возможно только посредством слома старой системы правления и создания сильной власти, способной изменить социально-политическую систему общества. Проведение структурных реформ и преодоление сопротивления правящих элит объективно требуют диктатуры. Деятельность этой диктатуры направлена на реализацию идей социальной справедливости и гарантированной реализации минимума прав массы.

3. Массы интегрируются на основе общей потребности обеспечить минимум реализации естественных прав каждого посредством поддержки новой системы власти и диктатуры дискриминированных масс. Содержанием идеи становится гарантия равенства социальных прав и возможностей самореализации представителей массы. Идея становится символом единства, провозглашается основой возрождения государства. Среди рядовых граждан формируется чувство причастности, личной значимости и новых возможностей самоутверждения в процессе реализации общей идеи. Массы становятся активной силой поддержки режима. Тоталитарная система держит массы, особенно молодежь, в постоянном напряжении, состоянии перманентной мобилизационной готовности к самоотверженной борьбе, к самопожертвованию во имя светлого будущего. Всюду вокруг – непримиримые враги (капиталистическое окружение либо мировая плутократия).


4. Во имя реализации идеи массы готовы к использованию любых методов насилия для подавления эгоизма бывших элит, всех инакодействующих и инакомыслящих, т.е. тех, кто несет угрозу идейному

единству. Масса требует от государства использовать силу как доказательство его способности и готовности реализовать идею социального равенства и справедливости.

Становление тоталитарных режимов обусловлено настоятельной потребностью масс в гарантированной защите их естественных прав и целостности государства посредством диктатуры и насилия.

Признаки тоталитарного режима:

Политическая организация тоталитаризма характеризуется предельной степенью концентрации власти в руках партийно-государственной элиты, реализующей глобальную идею социальной защиты интересов массы. Все остальные субъекты политической власти либо ликвидируются, либо становятся инструментом реализации политики правящей элиты. Партийная элита становится неконтролируемой со стороны съездов, конференций и пленумов, а сама партия становится частью государственной системы управления. Власть строится на основе жесткой иерархии и централизации, во главе которой – политический вождь, его деятельность подчинена реализации общей идеи. Власть активно использует инициативу масс для повышения эффективности деятельности аппарата.

Политическое сознание граждан тоталитарного общества отличается готовностью к реализации общей идеи социальной защиты интересов массы на основе безусловного подчинения власти и отказа населения от своих гражданско-политических прав. Подавляющее большинство граждан желает видеть власть жесткой, централизованной, решительной и последовательной в реализации общей идеи. Масса требует от власти активного использования любых форм, средств и методов подавления тех, кто сопротивляется реализации общей идеи.

Правовое сознание граждан тоталитарного общества основано на безусловном подчинении частных интересов граждан интересам государства. Граждане делегируют всю совокупность политических, а также юридических прав государству и не признают своей ответственности за положение в обществе. Государство гарантирует реализацию минимума прав, необходимого для поддержания жизни, продолжения рода и самореализации каждого индивида при сохранении политической лояльности.

Политико-информационная система тоталитаризма нацелена на реализацию общей идеи, обещающей процветание и всеобщее счастье. Массы граждан воспринимают идею построения социально справедливого общества как новую религию. Религиозное сознание масс и правящей элиты делит мир на «своих» и «чужих». Любая критика идеи тоталитарного общества воспринималась как разрушение или оскорбление религиозных ценностей. Массовое тоталитарное сознание основывалось на традициях общинности и государственного патернализма, оно было жестко ориентировано на достижение единства, рассматривая альтернативную информацию как угрозу целостности и возможному развитию общества.


Экономическая основа тоталитаризма – плановая экономика;

социальная основа – массы; политическая основа – предельная концентрация власти для реализации общей идеи; нравственная основа – вера в ценности общей идеи.

 

           Авторитарный политический режим

Авторитаризм – это способ самоорганизации общества посредством делегирования всей полноты государственной власти конкретному субъекту в целях координации деятельности элитных групп, распоряжающихся ресурсами государства для обеспечения его целостности, стабильности, развития общества и реализации конкретного минимума прав человека.

Причины возникновения:

Термин «авторитаризм» объединяет в одну категорию и самодержавные монархии, и военные диктатуры, и президентские республики, в которых реальная политическая власть сосредоточена в руках одного человека. Потребность в концентрации всей полноты власти в руках монарха-самодержца, восточного деспота, диктатора возникает при необходимости организовать принудительное взаимодействие основных социальных групп, чтобы обеспечить стабильность и возможность развития общества.

1. Авторитарный режим представляет собой традиционный способ самоорганизации посредством авторитета конкретной личности и веры в его способность сплотить различные социальные группы общества при отсутствии общей интегрирующей идеи.

2. Авторитарный режим основан на концентрации политических полномочий в руках доминирующего субъекта политики и необходимости формирования власти на основе административного принципа. Только авторитарный лидер, балансируя между интересами элит и масс, способен обеспечить целостность, стабильность и возможность развития общества.

3. Авторитарный лидер, как правило, выдвигается элитами, которые требуют приоритета своих интересов, необходимого им для разработки и внедрения в серийное производство новых технологий развития. В условиях современной России искусственно поддерживается приоритет интересов предпринимателей, осваивающих технологии рыночной конкуренции.

4. Масса поддерживает концентрацию власти в руках авторитарного лидера, рассматривая его как гаранта защиты определенного минимума естественных прав человека, подавления эгоизма тех или иных элит, несущих угрозу социальной целостности и стабильности общества.

Признаки авторитарного режима:

Политическая организация авторитаризма характеризуется концентрацией реальной политической и государственной власти в руках авторитарного лидера, несмотря на имеющееся в отдельных странах формальное разделение власти и выборные процедуры формирования исполнительной и законодательной власти. Реальным правом участия в формировании и корректировке государственной политики обладают только


правящие элиты, властные полномочия которой зависят от степени ее экономического влияния и близости к доминирующему субъекту политики и государственной власти. Претензии массы и ее политических представителей на участие в принятии управленческих решений, обязательных для исполнения государством и обществом, игнорируются.

Политическое сознание граждан авторитарного общества отличается отсутствием общей интегрирующей идеи. Символом политического единства становится субъект авторитарной власти, способный временно, различными способами примирить интересы элит и масс. Правящая элита рассматривает себя как естественный субъект власти, имеющий право использовать все традиционные способы и методы господства. Масса представляет авторитета как естественного защитника своих интересов, а правящую элиту – как барьер, искажающий волю и действия авторитета.

Правовое сознание граждан авторитарного общества основано на необходимости согласования интересов конкурирующих элит и подчинения массы. Право действует избирательно в зависимости от места и роли гражданина в экономической и социально-политической иерархии общества. Элитные группы создают свое право как способ защиты своих частных интересов, преимущественно связанных с обладанием собственностью, игнорируя потребности и интересы массы. Массы, как правило, не способны использовать право в силу низкой культуры, отсутствия финансовых ресурсов, неверия в правовые механизмы.

Политико-информационная система авторитаризма нацелена на критику авторитетов конкурирующих групп, поиск и поддержку своих авторитетов. Массовое сознание населения, как правило, не склонно анализировать идейно-теоретические концепции конкурирующих политических партий, оно ориентировано на восприятие информации о личных качествах авторитета. Система производства и потребления информации в обществе нацелена на поиск общенационального авторитета, власть которого должна быть жесткой, последовательной, решительной в обеспечении стабильности и развития государства.

Экономическая основа авторитаризма – крупная частная собственность; социальная основа – традиционные элиты и связанные с ними массы; политическая основа – концентрация реальной власти в руках авторитета; духовно-идеологическая основа – вера в силу и способность авторитета обеспечить целостность, стабильность и развитие общества.

 

          Демократический политический режим

Демократия – это самоорганизация граждан на основе добровольного согласования их частных интересов в процессе принятия управленческих решений органами представительной власти, ответственной за создание условий свободного развития личности через участие в созидании общественно значимых ценностей.


Причины возникновения:

Среди политологов нет единства в определении термина «демократия». С точки зрения приверженцев методологии классической рациональности современная демократия представлена стандартами, мерками и ориентирами развитой либеральной демократии Запада. С точки зрения приверженцев методологии неклассической рациональности поступательное движение к демократии не предполагает унификации каких-либо стандартов демократии. С точки зрения приверженцев методологии постнеклассической рациональности национальные особенности России и ценности населения следует учитывать наряду с опытом предшественников при разработке стратегической линии развития, ориентируясь на создание максимально благоприятных условий самореализации граждан посредством созидания общественно значимых ценностей.

1. Демократический политический режим возникает, когда субъекты национального производства нуждаются в мирных способах согласования частных интересов элит, средних слоев и масс в рамках общего интереса, способного обеспечить устойчивое развитие национального производства.

2. Политические представители конкурирующих субъектов осуществляют согласование своих частных интересов посредством систем представительной власти, действующих на основе разделения и баланса полномочий. Субъекты представительной власти несут ответственность за создание условий развития национального производства и уровень реализации естественных и гражданских прав человека перед избирателями.

3. Информационной предпосылкой демократии является возможность обмена мнениями в процессе согласования частных интересов и определения общего. На этапе общества личной зависимости зоны демократии были ограничены рамками небольших территориальных единиц, имеющих общий экономический интерес и возможность непосредственного обмена мнениями. Например, на протяжении всей истории развития Российского государства в его структуре действовал демократический институт – сельский сход. На этапе общества экономической зависимости обмен информацией осуществляется посредством товарно-денежных отношений. Экономика становится системой информационного обмена между гражданами, а также способом контроля объекта за деятельностью субъекта власти, на основе которой общество определяет свою политическую позицию по тем или иным вопросам общественного развития. Универсальным критерием оценки деятельности власти становится развитие национального производства, повышение уровня и качества жизни, возможность свободного развития личности.

Признаки демократического режима:

Политическая организация демократии характеризуется доминированием систем представительной власти (на федеральном, региональном и местном уровнях). В обществе реально действует система разделения властей, их взаимного контроля и сдерживания.


Политическое сознание граждан отличается наличием осознанных критериев оценки власти на основе ее вклада в развитие производства и повышение уровня и качества жизни. Граждане поддерживают политический приоритет групп, обеспечивающих развитие производства. Общество осознало необходимость защиты политических прав меньшинства, не угрожающих развитию личности и государства.

Правовое сознание граждан основано на естественном сочетании частных и общих интересов в системе права. Граждане активно используют право для защиты своих интересов и осознают свою ответственность за положение дел в обществе. Государство создает правовые механизмы поддержки созидательной активности граждан и гарантирует стабильность рыночных отношений.

Экономическая основа демократии – гармоничное взаимодействие всех видов и форм собственности; социальная основа – широкие средние слои; политическая основа – доминирование представительной власти и контроль над её действиями со стороны гражданского общества; духовно-нравственная основа – ориентация граждан на расширение естественных и гражданских прав человека посредством участия в созидании общественно значимых ценностей. Демократия в переводе с греческого означает власть народа, власть участников процесса созидания.

Информация о работе Политическая система общества. Государство. Политический режим