Политическая система общества. Государство. Политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить политическую систему общества, государство и политические режимы.
Задачи:
1. Рассмотреть политическую систему общества, её сущность, структуру и функции.
2. Рассмотреть место государства в политической системе общества.
3. Изучить основные элементы современной политической системы России.

Содержание

Введение………….. ………………………………………………………….....2
1. Политическая система, её сущность и структура…………………….…….4
2. Функции политической системы общества………………………………...8
3. Место государства в политической системе общества……………………11
4. Основные элементы современной политической системы России ………12
5.Модели политической системы, разработанные Истоном Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном. ………………………………………......16
6.Теории происхождения и сущности государства, разработанные Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др. …………………………………………………………………....18
7.Сравнительная характеристика правового, национального государств. ……………………………………………………………………………………21
8. Политический режим. Признаки и сущность. ……………………………..24
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы ……………………………………….....34
Понятийный аппарат………………………………………………………...….35

Вложенные файлы: 1 файл

8.контрольная,Политическая система общества.Государство.Политический режим. Зарипова,Тагирова, Петрова.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

· во-первых, обеспечивает всеобщее управленческое воздействие на все процессы, которые происходят в обществе путем систематизации, компиляции, интеграции и использования информации, принятие и реализацию политических решений с целью дальнейшего достижения необходимого соответствия политических и законодательных норм;

· во-вторых, стремится обеспечить сохранность равновесия в обществе. Для этого необходимо периодически перемещать политические элементы в самой системе по их приоритетности, адаптируя и приспосабливая их друг к другу;

· в-третьих, установит прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволит ей постоянно развиваться, функционировать и нивелировать социальную напряженность;

· в-четвертых, обеспечит интеграцию общества посредством применения политики и власти для выражения воли народа через закон и правовые нормы;


· в-пятых, установит и поддержит регулирование режима политико-социальной деятельности в обществе, установит такие способы поведения и жизнедеятельности граждан и организаций, которые обеспечили бы соблюдение взаимных интересов и устойчивость общественных отношений;

· в-шестых, задаст политические цели и стратегию, которые послужат всеобщим стимулом к развитию и будут нести публичный, всеобщий характер.

Отсюда следует вывод, что граждане готовы активно проявлять свою позицию, хотят участвовать в формировании власти и делают это доступными им способами. Аполитическая сила, создавшая для этого проявления максимально комфортные условия, автоматически может рассчитывать на усиливающуюся поддержку пока не определившихся избирателей на следующих выборах. Уставшие от постперестроечной политики граждане делегируют власть самой крупной на сегодняшний день политической партии потому, что хотят стабильности.

Как отмечают многие российские аналитики, сегодня о существовании в партийной системы можно говорить с большой долей условности. Речь может идти по преимуществу о конгломерате протопартий, не обладающих значительной социальной базой.

Политическая система Российской Федерации в настоящее время находиться не в лучшем состоянии своего развития, хотя и переживает определенный подъем. Это вызвано следующими причинами: 1. Политическая безграмотность граждан, а в связи с этим и их политическая пассивность, крайнее не желание принимать участие в политической жизни государства. 2. Несовершенство политического законодательства, отражение правовыми нормами преимущественно классовых интересов. Законодательство России построено таким образом, что бы народ как можно меньше влиял на политическую конъюнктуру страны. 3. Отсутствие местного самоуправления. Вернее сказать, что оно продекларировано и органы местного самоуправления яко бы созданы и функционируют. Но то, что у нас называют местным самоуправлением является не чем иным как придатком самостоятельно государственной власти полностью и всесторонне ей подчиненным. Сама этимология слова местное самоуправление (самостоятельно, не зависимо от государства) предполагает решение всех местных вопросов населением муниципального образования самостоятельно. На деле за нас все решает государство. 4. Отсутствие как таковых институтов непосредственной демократии. Это подтверждает тот факт, что за всю историю после распада СССР (более 18 лет) было проведено всего лишь два общероссийских референдума. А ведь глобальных изменений в политической обстановке в стране было не мало (например, передача части островов Японии, изменении порядка выборов депутатов Государственной Думы, изменение порядка назначения глав субъектов Российской Федерации, монетизация льгот и т. д.) и при этом мнения народа посредствам референдума никто не спросил, все было решено политической элитой, в угоду их собственных интересов. 5. Существование и активная деятельность в государстве незаконных, вредительских организаций которые систематически в угоду своих экономических интересов лоббируют принятие тех или иных решений, а боле того занимают руководящие посты в государстве. Список недостатков российской политической системы можно было бы легко продолжить, однако представляется, что они более чем очевидны. Необходимо принимать активные меры по их устранению и главной задачей государства и общества в целом является политизация общества, повышения политического воспитания народа, приобщение всех слоев населения к властной политической деятельности государства, а иначе мы можем остаться без своего государства, все деградируя и деградируя превращаясь в послушных холопов политической верхушки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Модели политической системы, разработанные Истоном    Митчелом, Г. Спиро, Г. Алмондом, Т. Парсоном.

 

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

Американский политолог Габриэль Алмонд одним из первых применил структурно-функциональный метод для исследования политической системы. Он рассматривал политику как целостную систему со сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенные назначения и осуществляет специфические функции, направленные на удовлетворение потребностей системы. Системный и структурно-функциональные методы не отрицают, а наоборот, взаимно дополняют друг друга. Основное отличие между ними заключается в том, что первый метод акцентирует внимание на целостности и взаимосвязях элементов структур системы, а второй - на функциях этих элементов и системы в целом.

Политическую систему Г. Алмонд определяет как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и приспособления посредством применения или угрозы применения более или менее законного физического принуждения. Эти функции политическая система выполняет как внутри каждого конкретного общества, так и за его пределами в отношениях с другими обществами.

Как и любая другая система, отмечает Г. Алмонд, политическая система выполняет два базовых наборы функций - входа и выхода. Есть четыре функции входа и три - выхода. Функции входа - это политическая социализация и привлечения к участию в политической жизни; артикуляция интересов, то есть формирование требований, которые отвечают реальным или воображаемым интересам; агрегирование, т.е. сочетание интересов; политическая коммуникация. Функции выхода - это разработка норм, применения норм и контроль за их соблюдением. Функции входа осуществляются негосударственными формированиями - политическими партиями, группами давления, средствами массовой информации и т.п., а функции выхода - государственными органами. Так, функцию разработки норм выполняют органы законодательной власти, функцию применения норм - органы исполнительной власти, а функцию контроля за соблюдением норм - судебные органы. Две функции входа - политическая социализация и политическая коммуникация - предусматривают наличие сферы политической деятельности. Так благодаря категории «политическая система общества» было объединено в единую систему основные понятия науки о политике.


 По мнению Д. Истона, политическая система является  целостной множеством многих  элементов, каждый из которых  состоит из простых явлений  и процессов. Исследуя ее, по Истону, необходимо применять два подхода: социально-психологический, направленный на изучение поведения человека и мотивации участников, и ситуационный, который позволяет анализировать активность групп под влиянием социального окружения.

Политическая система, с точки зрения Истона, — это не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая, динамичная система. Она представляет собой сложную, разветвленную совокупность различных политических институтов, общностей, форм взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. В каждом конкретном обществе политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на основе определенных политических идей, политическая система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, друг на друга. Значимость знания и изучения политической системы по теории Д. Истона состоит в том, что именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Теория Т.Парсона заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.


  1. Теории происхождения и сущности государства, разработанные   Аристотелем, Платоном, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Оппенгеймером, Т. Гоббсом, Дж. Локком и др.

 

Вопрос о том, почему, в силу каких причин появилось государство, возник еще в глубокой древности. Многовековая история формирования государства сопровождалась многочисленными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников происхождения, природы, социального назначения, перспектив будущего развития государства. Существует множество объяснений этого феномена. В теоретической мысли обособилось множество направлений пытавшихся с тех или иных теоретико-методологических позиций обосновать причины происхождения государства. Множественность теорий происхождения государства обусловлена главным образом множественностью причин, факторов его возникновения.

1) Патриархальная  теория. Ее основателем является политический мыслитель ХVII в. Роберт Филмер (хотя истоки этой теории мы находим уже у Аристотеля). Патриархальная теория предполагает возникновение государства, государственной власти как власти опекунской, отеческой, в результате соединения родов в племена, племен – в большие общности, вплоть до государства. Государство рассматривается как развитая форма патриархальной власти, осуществляемая во благо всех и для всеобщего добра. Монархическая власть абсолютна и не подчиняется каким-либо законам. Цари – выше законов, – заключил Филмер. Закон есть не что иное, как воля того, кто обладал властью верховного отца. Несмотря на квазинаучный характер, патриархальная теория имела реальные основания. Семья предшествовала возникновению государства (или, во всяком случае, возникает вместе с ним, одновременно имея государствообразующее значение), с точки зрения складывавшихся в ней отношений, в миниатюре отражала то, что в последующем восприняло государство. Возникшее право учитывало патриархальный уклад жизни и всячески поддерживало его.

2) Теологическая  теория. Она обосновывает происхождение государства с божественным установлением (волей Бога). Основатели данной теории рассматривают государство как продукт Божьего промысла, орудие, заранее преуготованного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Смысл данной теории – доказать примат духовной власти (власти церкви) над светской, исходя при этом из того, что нет государства и власти «не от бога». Государство, отмечал Ф. Аквинский в работе «О правлении властителей», является частью вселенской империи, которую создал и которой правит Бог. Правитель (глава государства) рассматривается теологией не как один из, составных элементов государства, а именно как власть, стоящая над государством и от него не зависимая. «Правитель в государстве занимает такое же положение, как Бог во Вселенной, как душа в теле. Управляющая государством воля властителя есть вместе с тем единственное объясняющее в нем начало: без нее государство бы распалось». Управление государством сравнивается с тем «как Бог правит миром, как душа управляет телом». Проявления теологической теории имеют место и в современных условиях. К примеру, японские власти во Второй мировой войне широко использовали мифологические идеи, утверждавшие, что первым императором Японии был внук Богини Солнца и потому умереть за Богом избранного монарха есть высший религиозный долг.


3) Договорная, или  естественно-правовая, теория. Данная теория возникает в ХVII-ХVIII вв.Теоретико-методологической предпосылкой данного учения явилось сформировавшееся в ХVI-ХVII вв. буржуазно-юридическое мировоззрение, пришедшее на смену теологическому. Его суть состояла в том, что государственно-правовые явления рассматривались как первичные (первооснова про исходящих в обществе социальных, политических и экономических процессов). Именно в это время возникают учения о естественных правах и общественном договоре. Основатели договорной теории Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Б. Спиноза и другие, исходя из отрицания божественного происхождения государства и власти монарха («божественного права королей»), и основываясь на идее народного суверенитета, рассматривали государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Государство, согласно данной теории, возникает из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни; властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Тем самым признавалось право людей упразднить (свергнуть) правительство и государство, если они не служат их интересам. Позиции сторонников рассматриваемой теории имеют свои нюансы. Т. Гоббс (1588–1679) считал, что государственная власть предоставляется властителям, чтобы сохранить общественный порядок и предотвратить «войну всех против всех».

В отличие от Т. Гоббса Локк считал, что общество сложилось до государства, что в естественном предгосударственном состоянии господствует равенство, нет «войны всех против всех», отсутствуют властные органы, имеющие свою задачу решать споры и применять наказание. Государство, в понимании Локка, есть совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и ими же созданных общих органов власти, правомочных во имя общего блага улаживать конфликты между людьми, издавать общие и обязательные для всех законы, наказывать виновных, применять для этого силу.


Ж.Ж. Руссо (1712–1778) исходил из того, что в естественном состоянии все люди равны и свободны, хотя имеют различия. С появлением частной собственности в предгосударственном состоянии возникает социальное неравенство, которое противоречит естественному, природному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми, перерастающая в «ужаснейшие смуты, несправедливые захваты богатых, разбои бедных», «постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым», «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны.Согласно воззрениям Руссо, государство есть продукт общественного договора, порождение воли народа. И «только общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления». Руссо и его последователи, основываясь на идее народного суверенитета, отдавали приоритет в государстве народу, полагая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме, не нарушающей и не ограничивающей его общую волю правления, но также и расторгнуть общественный договор и вернуть себе естественное состояние.

Информация о работе Политическая система общества. Государство. Политический режим