Политическая стабильность и условия ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:45, реферат

Краткое описание

Вне зависимости от политического режима, уровня социально-экономического развития, традиций и структуры политического и административного управления для всех государств задача обеспечения политической стабильности является основной и перманентной. История развития человеческого общества показывает, что многообразные задачи достижения политической стабильности и сохранения достигнутого равновесия политических сил решаются как на уровне внутригосударственных, так и межгосударственных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

стабильность.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

Литература

Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001

Общая и прикладная политология: Учебное пособие Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997

http://www.cspdom.ru/public-analit/ppsychology/pps2 (посмотри, я не стала сюда вставлять, там таблицы)

 

 

 

Политическая  стабильность и условия ее осуществления

Введение

Актуальность  темы исследования. Вне зависимости  от политического режима, уровня социально-экономического развития, традиций и структуры политического  и административного управления для всех государств задача обеспечения  политической стабильности является основной и перманентной. История развития человеческого общества показывает, что многообразные задачи достижения политической стабильности и сохранения достигнутого равновесия политических сил решаются как на уровне внутригосударственных, так и межгосударственных отношений. Причем всегда центральным субъектом  в процессе обеспечения политической стабильности выступает государство  и его институты. Особенно усиливается  проблема политической стабильности при  движении страны от авторитарной политической системы к демократической.

Большое значение для исследования представляет современная ситуация в России, характеризующаяся  остротой проблемы политической стабильности, что привлекает к ней внимание ученых, политиков и государственных  деятелей. Изучение и создание условий  для формирования механизмов, поддерживающих политическую стабильность, - это постоянная задача политической власти.

Различие  интересов личностей, социальных групп, в первую очередь, социально значимых групп - среднего класса, политической и бизнес—элиты страны - объективно обусловливает противоречивость интересов и, как следствие, постоянную вероятность возникновения причин для противостояния и столкновения, в случае отсутствия реагирования со стороны политической власти посредством применения адекватных механизмов, гарантирующих поддержание политической стабильности.

В решении  задач по разработке механизмов достижения политической стабильности основную роль играет государство. Именно государство  через свои органы и структуры, путем  налаживания конструктивного диалога  и взаимодействия с институтами  гражданского общества, выступает как  главный фактор политической стабильности. Проблема стабильности собственно государства становится определяющей при решении проблем, влияющих на политическую стабильность в стране.

Особенностью  российского политического демократического транзита является объективная необходимость  участия государства в партийном  строительстве, в создании всероссийских  политических партий, ориентированных  па построение сильного демократического государства. С другой стороны, поскольку  без сильной государственной  власти демократическая политическая система и демократический политический режим невозможны, то стабильность государства должна быть целью современных  политических партий в России. Все  больше представителей политической элиты  осознает, что важнейшим ресурсом национального успеха является само российское государство, что укрепление демократического, правового, федеративного, социально ответственного и сильного государства является первоочередной задачей политических партий, вносит соответствующие положения в  политические документы .

 

 

Политическая  стабильность

- устойчивое  состояние политической системы,  позволяющее ей эффективно функционировать  и развиваться под влиянием  внешней и внутренней окружающей  среды, сохраняя при этом свою  структуру и способность контролировать  процессы общественных перемен.  Значительный вклад в исследование  С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью , власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система.

Вообще  говоря, в динамических системах такое  поддержание равновесия всегда зависит  от постоянно меняющихся процессов, “нейтрализующих” как экзогенное (вызванные внешними причинами), так  и эндогенные (вызываемые внутренними  причинами) изменения, которые, если они  зашли слишком далеко, могут привести к изменению структуры.

 

Применительно к политической системе слово  “стабильность” означает ее устойчивое состояние, позволяющее [c.522] ей эффективно функционировать и развиваться  в условиях внешних и внутренних изменений, сохраняя при этом свою структуру В соответствии с теорией стабильная политическая структура демонстрирует высокий уровень “поддержки” в отношении большей части общества, институтов управления обществом (режим) и в отношении тех, кто находится у власти

 

Для стабильного  государства характерны а) разделяемое  чувство принадлежности к нации; б) преемственность форм управления; в) постепенная и упорядоченная  смена правящих элит; г) наличие системы  сдержек и противовесов для баланса  властных структур, д) функционирование многопартийности, в рамках которой эффективно действует оппозиция; е) наличие многочисленного среднего класса. В России из перечисленных факторов устойчивости допустимо говорить (в 1996 г) лишь о наличии оппозиции, что при отсутствии остальных факторов явно недостаточно для достижения стабильности

 

Все факторы  политической стабильности аналитически разделимы. В то же время они взаимосвязаны  в том смысле, что нестабильность одного фактора, может привести к  нестабильности других. Например, действия и борьба регионального меньшинства  за отделение могут привести к  падению поддержки режима или, наоборот, могут быть вызваны падением поддержки  в пользу конституционной системы

 

Большинство ученых-политологов исходят из посылки, что стабильность более всего  вероятна, если политические институты  режима способны отзываться на пребывания его граждан (2). Эта отзывчивость рождает специфическую поддержку” режиму и его должностным лицам  Чаще всего из всех требований граждан  на первом месте стоят те, которые  касаются их экономического благополучия. Волнения происходят тогда, когда народ считает, что его экономическое положение хуже, чем ему следует быть. В России многие люди испытывают острые экономические лишения, в то же время быстро растут надежды на улучшение Однако правительство не в силах проводить политику, откликающуюся на нужды народа В результате разочарование и возмущение неизбежны.

Практика  показывает, что растущие надежды часто сопровождаются высоким уровнем политического участия населения.

Ряд политологов  считает, что широкое участие  населения часто приводило к  нестабильности из-за обострения группового конфликта и роста требований, завершавшихся крушением надежд, когда эти требования не удовлетворялись.

Кроме того, нестабильность может и дальше углубляться из-за отсутствия развитой политической культуры, способствующей цивилизованному участию в делах  страны. Для поддержания стабильности рекомендуется ограничить политическое участие до тех пор, пока политические институты не станут достаточно сильными, чтобы самим поддерживать высокие  уровни участия.

Однако  в условиях быстрого перехода общества от одного состояния в другое, когда  разрушаются кодексы поведения  и возникает обстановка неповиновения  закону, люди становятся более восприимчивыми к призывам харизматических лидеров  присоединиться к массовым движениям, следствием чего и является нестабильность

Отметим, что вообще все стремительные  перемены в экономической, социальной, культурной областях и резкая смена правящей элиты негативно воздействуют на политическую стабильность

Можно утверждать, что политические системы  становятся нестабильными из-за глубокого  раскола общества – экономического, этнического, регионального и идеологического, – когда политические институты  просто не в состоянии перебросить  мосты.

При сравнительном  анализе устойчивости (стабильности) различных политических систем должны учитываться также факторы, как  длительность существования тех  или иных организаций или процедур, их авторитет в общественном сознании, т.е. степень их институционализации Но наиболее важное значение имеет учет количества и частоты имевших место государственных кризисов и переворотов, а также число и интенсивность беспорядков и иных движений, направленных против существующего руководства и режима.

Политическую  нестабильность можно сглаживать при  помощи политических институтов.

Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

 

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками  правящей элиты, создание угрозы целостное  и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных  интересов господствующие элит, наличие  межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности  демократической власти, внешнеполитически авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.

Роль  политических институтов в обеспечении  политической стабильности

 

 В  предыдущих темах были рассмотрены  сущность и функционирование  парламентских и президентских  форм правления, тоталитарных, авторитарных  и демократических политических  режимов, многопартийных, двухпартийных  и однопартийных политических  систем. В данном разделе, используя  метод сравнительного политического  анализа, предстоит выяснить связь  между формой правления, режимами  и политической стабильностью.

Многообразна  роль законодательных учреждений в  поддержании политической стабильности и препятствии ей. Известно, что  законодатели подвергаются отбору через  выборы, в которых участвует почти  все взрослое население. Они надеются, что их избранники удовлетворят их требования Политические лидеры могут использовать свое положение в законодательных учреждениях с целью провоцирования народного недовольства режимом. Или другая ситуация Законодательные учреждения по своей природе работают медленно. В связи с этим они могут задерживать ответные меры государства на требования, инициаторами которых отчасти были сами в период выборов

Если  законодатели независимы от исполнительной власти (как это имеет место  при президентской системе), процессу выработки политических решений  свойственны институциональный  конфликт и управленческая малоподвижность, которые создают трудности для  государства оперативно реагировать  на острые проблемы, стоящие перед  обществом. Если парламентские системы  как таковые имеют возможность  выходить из тупиковых ситуаций, то даже эта возможность может оказаться  нереализованной по причине фракционной  раздробленности многопартийных систем, которым свойственна нестабильность кабинета. В свете этой перспективы  сильное и эффективное управление требует ограничения полномочий законодателей и усиления исполнительной ветви власти.

Информация о работе Политическая стабильность и условия ее осуществления