Итак, подходы западных
политологов к определению понятия
«элита» весьма различны. Недаром
отмечается, что все пишущие об
элите интуитивно понимают, о
чем идет речь, но, как только
предпринимаются попытки выработать
дефиницию, начинаются разногласия
и разночтения. Но если все
же сгруппировать эти определения,
то выявятся два подхода к
данной проблеме: ценностный (аксиологический)
и структурно-функциональный. Сторонники
первого объясняют существование
элиты неким «превосходством» (интеллектуальным,
моральным и т.д.) одних людей
над другими, второго — исключительной
важностью функций управления, которые
определяют исключительность роли
людей, выполняющих эти функции.
Долгое время против
понятия «политическая элита»
по разным мотивам выступали
политологи самых разных направлений.
Западные политологи, отстаивающие
концепцию политического плюрализма,
утверждают, что это понятие допустимо
к употреблению лишь в отношении
низкоорганизованных обществ, но
оно совершенно неприемлемо для
анализа политической системы
постиндустриального общества. Тем
не менее понятие «элита» ныне
прочно утвердилось в социологической
и политической литературе.
В политологии элитой
именуются лица, которые получили
наивысший индекс в области
их деятельности. Равнозначные понятия
понятию «элита» — «правящая
верхушка», «правящий слой», «правящие
круги».
Теория элит стала
активно разрабатываться на рубеже
XIX-XX вв. такими крупными представителями
европейской политической мысли,
как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс
и др. Они исходили из того,
что при любой форме власти
меньшинство, которое В. Парето называл
«элитой», а Г. Моска «политическим классом»,
осуществляет руководство «некомпетентными»
массами.
Три качества, по мнению
Г. Моска, открывает доступ к политическому
классу, к элите — военная доблесть,
богатство, священничество. Позже он
уточнил, что этот класс должен
создаваться на основе ума, способностей,
богатства. Г. Моска описывает три
способа, которыми политический
класс закрепляет власть и
обновляет себя — наследование,
выборы, кооптация. С одной стороны,
все политические классы стремятся
стать наследственными, если не
де-юре, то де-факто. С другой стороны,
всегда есть новые силы, которые
пытаются сменить старые.
Основываясь на историческом
методе, Моска разрабатывает закон
социальной дихотомии общества,
который можно интерпретировать
следующим образом: везде возникают
два класса: класс правящий и
класс управляемый. Первый — всегда
малочисленнее, он выполняет все
политические функции, монополизирует
власть и извлекает выгоду
из своей власти, в то время
как другой, более многочисленный,
и управляется, и контролируется
пер классом, при этом таким
способом, который является более
или менее легальным либо более
или менее произвольным и насильственным
и который обеспечивает первому
классу материальные возможности
для существования, а такие жизненно
необходимые средства для функционирования
политического организма.
В дальнейшем этот
тезис конкретизируется: во всех
человеческих обществах, достигших
известного уровня развития и
культуры, политическое руководство
осуществляется особым, организованным
меньшинством — «политическим
классом».
В работах крупного
итальянского политолога В. Парето
общество предстает в виде
пирамиды с элитой на вершине.
Наиболее одаренные из низов
поднимаются наверх, пополняя ряды
правящей элиты, члены которой, в
свою очередь, деградируя, «опускаются
вниз», в массы. Происходит циркуляция,
или «круговорот элит». В. Парето
приписывал управляющим два главных
качества: умение убеждать, манипулируя
человеческими эмоциями, и умение
применять силу там, где это
необходимо. Сила и управление
являются инструментами господства
на всем протяжении истории.
Французский политолог
Л. Боден считает, что политическую
элиту составляют люди, обладающие
высоким положением в обществе
и благодаря этому влияющие
на социальный процесс, люди обладающие
интеллектуальным и моральным
превосходством над остальной
массой людей. Основоположник политологии
М. Вебер считал, что политическую
элиту составляют харизматические
личности. А. Тойнби говорит, что
элита — это творческое меньшинство,
противостоящее нетворческому большинству
и др. Таким образом подходы
западных политологов к понятию
«элита» весьма различны. Но тем
не менее можно выделить два
основных подхода к данной
проблеме: ценностный и структурно-функциональный.
Структурно-функциональный
подход игнорирует классовый
характер правящей элиты, грешит
абсолютизацией формального механизма
власти, а сторонники ценностной
концепции сводят все к тому,
что элита — это смелые, мудрые,
дальновидные люди. Однако исследования
неизменно опровергают такое
утверждение. В реальной жизни
— это зачастую циничные, корыстолюбивые,
коррумпированные, не брезгующие
никакими средствами лица.
Политическая элита
— это большая социальная группа,
обладающая определенным уровнем
политического влияния и являющаяся
основным источником руководящих
кадров для институтов власти
того или иного государства
или сообщества.
Из вышесказанного
следует, что элита охватывает
наиболее влиятельные круги и
группировки экономически и политически
господствующего класса. Это люди,
которые сосредоточили в своих
руках большие материальные ресурсы,
технико-организационные средства,
средства массовой информации. Это
профессиональные служащие, политики
и идеологи и т. д. Но политическая
элита — это не просто арифметическая
сумма правителей и властителей.
Это образование более сложное.
Суть не только в том, что
ее члены концентрируют в своих
руках власть путем монополизации
права на принятие решений, на
определение целей, но это прежде
всего особая социальная группа,
которая основана на глубоких
внутренних связях входящих в
нее политиков, идеологов и т.д.
Их объединяют общие интересы,
которые связаны с обладанием
рычагами реальной власти, стремлением
сохранить на них свою монополию,
не допустить к ним другие
группы, стабилизировать и укрепить
позиции элиты как таковой, а
следовательно, и позиции каждого
ее члена.
Происхождение, виды и функции
политических элит.
Политическая элита современного
российского общества.
Элиты присущи всем
обществам и государствам, ее
существование обусловлено действием
следующих факторов:
1) психологическим и социальным
неравенством людей, их неодинаковыми
способностями, возможностями и
желанием участвовать в политике;
2) законом разделения
труда, который требует профессионального
занятия управленческим трудом
как условия его эффективности;
3) высокой общественной
значимостью управленческого труда
и его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями
использования управленческой деятельности
для получения различного рода
социальных привилегий. Известно, что
политико-управленческий труд прямо
связан с распределением ценностей
и ресурсов;
5) практической невозможностью
осуществления всеобъемлющего контроля
за политическими руководителями;
6) политической пассивностью
широких масс населения, главные
жизненные интересы которых обычно
лежат вне сферы политики.
Все эти и другие
факторы обусловливают элитарность
общества. Сама политическая элита
внутренне дифференцирована. Она
делится на правящую, которая
непосредственно обладает государственной
властью, т. е. — это политическая
элита власти, оппозиционную (т. е. контрэлиту),
на высшую, которая принимает
значимые для всего государства
решения, среднюю, которая выступает
барометром общественного мнения
(включающая около 5 % населения), административную
— это служащие-управленцы (бюрократия),
а также различают политические
элиты в партиях, классах и
т. д. Но разграничение политических
элит не значит, что они не
взаимовлияют и не взаимодействуют
друг с другом.
Таким образом элитарность
современного общества — это
реальность. Устранить же политическую
элитарность можно лишь за
счет общественного самоуправления.
Однако на нынешнем этапе развития
человеческой цивилизации самоуправление
народа — это скорее привлекательный
идеал, утопия, чем реальность.
Для демократического
государства первостепенную значимость
имеет не борьба с элитарностью,
а решение проблемы формирования
наиболее квалифицированной, результативной
и полезной для общества политической
элиты, своевременного ее качественного
обновления, предотвращения тенденции
отчуждения от народа и превращения
в замкнутую господствующую привилегированную
касту. Иными словами, речь идет
о необходимости создания соответствующих
институтов, которые обеспечивали
бы эффективность политической
элиты и ее подконтрольность
обществу.
Уровень решения этой
задачи во многом характеризует
социальная представительность
элиты, т. е. представление различных
слоев общества, выражение их
интересов и мнений в политической
элите. Такое представительство
зависит от многих причин. Одна
из них — социальное происхождение
и социальная принадлежность
Строго говоря, социальная принадлежность
во многом определяется принадлежностью
к элите, поскольку вхождение
в элиту обычно означает приобретение
нового социального и профессионального
статуса и утрату старого. Так,
например, рабочий, будучи избран
в парламент, как правило, оставляет
свою прежнюю профессию, хотя
и сохраняет половозрастные, этнические
и другие характеристики.
Социальное происхождение
представителей элиты влияет
на их социальную ориентацию.
Так, например, выходцам из среды
фермеров, рабочих, служащих и других
групп легче понять специфические
запросы соответствующих слоев
населения. Но совсем не обязательно,
чтобы интересы рабочих защищали
рабочие, крестьян — крестьяне, молодежи
— молодежь и т. п. Часто это
могут лучше делать политики-профессионалы,
выходцы из других групп общества.
Непропорциональность
в социальных характеристиках
элиты и населения в современных
государствах достаточно велика.
Так, например, сегодня в странах
Запада выпускники университетов
представлены в элите значительно
шире, чем другие группы. Это связано
с достаточно высоким социальным
статусом родителей. В целом же
непропорциональность представительства
различных слоев в политической
элите обычно растет по мере
повышения статуса занимаемой
должности. На нижних этапах политико-управленческой
пирамиды низшие слои населения
представлены значительно шире,
чем в верхних эшелонах власти.
Но более важной, по
сравнению с социальным происхождением,
гарантией социальной представительности
элиты, выступает организационная (партийная,
профсоюзная и т. п.) принадлежность
руководителей. Она прямо связана
с их ценностными ориентациями.
Кроме того, партии и другие
организации обычно имеют достаточно
возможностей для воздействия
на своих представителей в
нужном направлении.
В современном демократическом
обществе партийные механизмы
контроля за элитами дополняются
государственными и общественными
институтами. К таким институтам
относятся выборы, средства массовой
информации, опросы общественного
мнения, группы давления и т.д.
Так кто же все-таки
входит в политическую элиту?
Из кого же состоит?
В состав политических
элит входят: высшие руководящие
кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы,
представители артистического мира,
духовенства), суждения и мнения
которых пользуется огромным
авторитетом.
Но в состав элит
входят не только лица и
группы, непосредственно участвующие
в управлении, но и наиболее
влиятельные экономические и
административные круги, руководители
средств массовой информации, учебно-просветительских
учреждений, а также члены семей
влиятельных лиц, хотя они вроде
бы непосредственно не участвуют
в принятии решений и в реализации
политики. В состав политической
элиты входят также те представители
правящего класса, которые формально
не связаны с политикой, но
оказывают закулисное влияние
на принятие политических решений,
они играют роль так называемых
«серых кардиналов». Они не могут
оказывать прямую (материальную
и моральную) помощь, ограничивать
ее или вообще не оказывать
ее, но в определенное время
они могут становиться главными
действующими лицами политического
процесса. Так или иначе элита
занимает важное место среди
субъектов политики. По существу,
политика — это продукт элиты,
ее функция, причем функция социально
необходимая, которая выражает интересы
всего общества.
Роль элиты в обществе,
в управлении, экономике и т. д.
отражают ее функции:
1) элиты играют важнейшую
роль в определении политической
воли социальной группы, всего
класса и в разработке механизмов
реализации этой воли;
2) элиты призваны формировать
политические цели своей группы,
класса, их программные документы;
3) элиты регулируют деятельность
по политическому представительству
группы, класса, дозируя поддержку,
усиливая или ограничивая ее;
4) элиты являются основным
резервом руководящих кадров, центром
набора и расстановки руководителей
на различные участки политического
и государственного управления.
Раскрывая сущность, роль
и состав элиты, важным, на наш
взгляд, является вопрос о том,
из кого состоит «новая политическая
элита» России сегодня. Вопрос
этот важный не только для
анализа Характера нынешней власти,
но и для выявления ее перспектив.
Для того, чтобы ответить на
данный вопрос, нужно сначала
посмотреть на состав общественного
движения, которое на протяжении
последних лет боролось с советским
(коммунистическим) режимом. В этом
демократическом «потоке» доминировали
представители следующих социально-политических
групп: