Политическая элита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

1. Понятие элиты. Основные теории элит
2. Происхождение, виды и функции политических элит
3. Механизм формирования политической элиты

Вложенные файлы: 1 файл

Политическая элита.docx

— 71.29 Кб (Скачать файл)

 

 Одна из первых типологий  была предложена немецким социологом  М. Вебером. В ее основе лежит  классификация авторитета лиц, осуществляющих  власть. Понимая под лидерством  способность «отдавать приказы  и вызвать повиновение», М. Вебер  различал:

 

1) традиционное лидерство, основанное на вере в святость  традиций (например, старший сын  монарха после его смерти сам  «законно» (или легитимно) становится  монархом;

 

2) рационально-легальное  лидерство, основанное на вере  в законность существующего порядка  и его «разумность». В нем лидер  — чиновник выступает не как  индивид, от которого исходит  власть, а как агент определенной  государственной функции, рациональной  с точки зрения целостности  системы (вспомним годы правления  Л. И. Брежнева и К. У. Черненко);

 

3) харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные  способности вождя, на культе  его личности. Подобный лидер  обладает в глазах последователей  подчас магической силой. Харизматическое  лидерство, по М. Веберу, возникает  в критических ситуациях. Со стабилизацией  социальной системы оно трансформируется  в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация харизмы».

 

 Авторитет традиционного  лидера, согласно М. Веберу опирается  на многолетний обычай. Человек  обладает «правом на лидерство»  благодаря происхождению, принадлежности  к элите. Такой тип лидерства  характерен для доиндустриального  общества.

 

 Бюрократическое лидерство  присуще индустриальному обществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не  в силу каких-то особых качеств  личности, а с помощью законных  бюрократических структур. Бюрократическое  лидерство обезличено.

 

 Среди отмеченных типов  лидерства наиболее большой интерес  вызывает харизматический. Понятие  «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к  индивиду, который выделяется из  среды обыкновенных людей и  считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными  способностями. Они рассматриваются  как исходящие из божества, и  на их основе индивид признается  лидером. Для этого типа лидерства  характерна фанатическая преданность  последователей лидеру. Всякое сомнение  в его качествах рассматривается  как святотатство. В этом М. Вебер  усматривает важнейшие отличия  этого типа лидерства от бюрократического  и традиционного.

 

 Порой харизматический  лидер способен не только своими  поступками, но и одной лишь  силой морального воздействия, самим  фактом своего существования  преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не видеть и негативных  аспектов этого процесса, когда  харизматический лидер с легкостью  окружается ореолом незаменимого.

 

 По стилю деятельности  типы лидера выделяются как  авторитарный и демократический.

 

 Авторитарный — это  лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы  сведены на нет и проходят  под контролем лидера. Авторитарный  лидер пытается повысить активность  подчиненных административными  методами. Его главное орудие  — «железная требовательность», угроза наказания.

 

 Демократические же  лидеры инициируют максимальное  участие каждого в деятельность  групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее  среди членов группы, создают  атмосферу сотрудничества.

 

 По характеру деятельности  типы лидерства выделяются как:

 

1) универсальный, то есть  постоянно проявляющий качество  лидера;

 

2) ситуационный, проявляющий  качество лидера в определенной  ситуации.

 

 По содержанию типы  лидерства выделяются как:

 

 а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий  и предлагающий программу поведения;

 

 б) лидер-исполнитель, организатор  выполнения уже заданной программы;

 

 в) лидер, являющийся одновременно  и вдохновителем, и организатором.

 

 По видам деятельности  различают «формальное» и «неформальное»  лидерство.

 

 Формальный лидер связан  с установленными правилами назначения  руководителя и подразумевает  функциональные отношения.

 

 Неформальный лидер  возникает на основе личных  отношений участников. Эти виды  лидеров либо дополняют друг  друга и сочетаются в лице  авторитетного руководителя, либо  вступают в конфликт и тогда  эффективность организации падает.

 

 Политологи обычно  разделяют индивидуальное лидерство  — лидер и его последователи  и коллективное лидерство —  элита и массы.

 

 

 Л И Т Е Р А  Т У Р А:

 

 

 Фролова М.А. Политология  — студенту в вопросах и  ответах: выпуск 1/ Академия педагогических  и социальных наук. — Москва-Воронеж: 1997. — 96 с.

 

 Политология: курс лекций: учебное пособие для вузов/ под  редакцией А.А. Радугина. — Изд. 2-е, доп. — М: Центр, 1999. — 221 с.

 

 Малькова Т.П., Фролова  М.А. Массы. Элита. Лидер. М, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

          1. Теория элит.                                                                             

 

1.1.Происхождение термина  «элита» и его современное  значение…………………3

 

1.2.Основные теории элиты……………………………………………………………4

 

1.3.Типология и системы  рекрутирования элит……………………………………...8

1.                                             

ТЕОРИЯ ЭЛИТ.

1.1. Происхождение термина "элита" и его современное  значение

 

Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".

 

В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать образцы и нормы поведения, направлять общественное развитие.

 

Первые представления о значении и роли элиты в социальной жизни возникли в рамках рабовладельческого и феодального обществ, где в образе избранной элиты выступала аристократия (от греч. aristos - наилучший) в форме индийских каст (кшатрии и брахманы), древнеримских патрициев, благородных сословий (дворянства и духовенства) Средневековой Европы.

 

О необходимости деления общества на высших и низших писали такие выдающиеся политические мыслители, как древнекитайский философ Конфуций (учение о "благородных мужах", которые в силу высоких нравственных качеств призваны управлять государством), античный мыслитель Платон (теория иерархически - сословного государства под властью мудрецов - философов (стражей)), Н.Макиавелли (его идея об извечном конфликте аристократии и народа), английский историк Т.Карлейль (учение об особой роли героев и выдающихся личностей в истории), немецкий философ Ф.Ницше (учение о сверхчеловеке, стоящем выше моральных норм и реализующем свои властные инстинкты).

 

В последующий период развития социально - философской мысли стали выделять интеллектуальную (Х.Ортега - и - Гассет), творческую (А.Тойнби), имущественную и статусную - т.е. лиц, обладающих наиболее высоким престижем и статусом (Г.Лассуэл), властную - т.е. наделенную стремлением к власти (Г.Моска) либо особыми властными полномочиями (А.Этциони), управленческую - обладающую специальными знаниями в области управления (Дж. Гэлбрейт) и др. типы элиты.

 

В политической же науке под элитой традиционно понимают носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, всех тех, кто оказывает значительное влияние на функционирование власти и формирование политики. Проще говоря, политическая элита - это небольшая группа людей, занимающая ведущее положение в политической жизни общества - как публичные (президент, премьер - министр, члены кабинета, лидеры и ведущие члены партий, депутаты парламента), так и "теневые" (участники групп давления, крупные бизнесмены, мафия, ведущие журналисты, политические эксперты и советники).

 

 

1.2.Основные теории элиты 

 

В вопросе о природе элиты и об ее роли в жизни общества политические мыслители делятся на несколько школ или направлений. Макиавеллистская школа (политический макиавеллизм) отталкивается от идей итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н.Макиавелли о неизбежности деления общества на аристократов и основную массу граждан, на управляющих и управляемых, и о неизбежности борьбы между ними за власть.

 

Наиболее известные представители макиавеллистской школы - итальянские социологи Г.Моска (1858 - 1941) ("Основы политической науки") и В.Парето (1848 - 1923) ("Трактат по общей социологии"), а также проживавший в Италии немецкий социолог Р.Михельс (1876 - 1936). При всем различии теоретических концепций всех макиавеллистов объединяют следующие идеи:1) У элиты любого общества существуют особые качества, полученные от природы или привитые воспитанием - прежде всего способность к осуществлению управления и стремление бороться за власть;2) Все эти качества передаются следующим поколениям элиты по наследству - благодаря этому любая правящая элита имеет наследственный характер; 3) Элита сплачивается в единую группу, объединенную общностью социального положения и восприятием себя как коллектива избранных людей, призванных руководить обществом; 4) Элита неизбежно появляется в любом обществе, так как люди не равны от природы, и требуется выделить лучших из них, которые смогут эффективно управлять; 5) Меняется только состав и характер правящего класса общества (раньше во главе его стояли монархи, теперь президенты, раньше существовали дворяне, теперь - слой "супербогатых людей"), но привилегированная верхушка общества в любом случае сохраняется; 6) Условием выживания элиты как слоя является постепенное обновление состава и вливание в нее "свежей крови"; 7) Любая элита проходит стадии формирования, расцвета (пика популярности), ослабления и гибели; 8) Формирование и смена (циркуляция) элит происходит в ходе борьбы за власть: выигравший получает власть и привилегии, а проигравший уходит в небытие - как писал В.Парето, "история - это кладбище аристократий"; 9) Оторванная от широких масс элита неизбежно образуется не только в масштабах всего общества, но и в рамках любой устоявшейся общественной организации ( административном учреждении, политической партии, профсоюзе) - в ней всегда рано или поздно выделяется группа чиновников - управленцев, берущих в свои руки основные рычаги власти ("железный закон олигархии").

 

Так, например, упомянутый нами социолог Р.Михельс, рассматривая в своем исследовании "Социология политической партии в условиях демократии" отношения внутри германской социал-демократической партии на рубеже 19 - 20 вв., показал, как верхушка партийных чиновников, отдаляясь от рядовых членов партии, постепенно узурпировала власть.

 

Ценностная теория элиты отмечает в ней другие характерные особенности: 1) Принадлежность определенного члена общества к элите определяется наличием у него качеств, полезных для всего общества - таланта, профессиональной компетентности и готовности служить общественным интересам; 2) Элита образуется не в результате ожесточенной борьбы за власть, а в итоге "естественного отбора" обществом наиболее ценных и одаренных личностей; 3) Элита сплачивается не на основе имеющихся привилегий и противостояния большинству общества, а в процессе профессионального сотрудничества в решении тех или иных вопросов общественной жизни; 4) Взаимодействие между элитой и обществом представляет собой не отношения господства и подавления, а основанная на общественном доверии власть более опытных и знающих; 5) Без наличия качественной и высокообразованной элиты общество не сможет нормально развиваться и функционировать - неизбежно будет деградировать, и придет в упадок;

 

Следуя данному подходу, русский философ Н.А.Бердяев на основе изучения опыта развития разных стран и народов вывел так называемый "коэффициент элиты" - процентное отношение численности правящей элиты к общему числу грамотных людей в стране - показатель свыше 5 % означает, что общество развивается нормально, менее 1% - приходит в упадок и вырождается. Иной подход к пониманию природы и назначения "высшего и правящего слоя общества" предлагает демократическая теория элиты, в числе наиболее известных представителей которой выступают американский экономист Й.Шумпетер и английский социолог К.Маннгейм. Ее основные положения сводятся к следующему: 1) Демократия неизбежно ведет к ограничению власти и привилегий элиты, к усилению общественного контроля за ней, но все же полностью их не устраняет, так как и при ней сохраняется естественное социальное неравенство и необходимость в квалифицированном управлении; 2) Демократия невозможна без демократической элиты, сохраняющей верность основополагающим ценностям демократии и способной обеспечить эффективную работу сложного механизма правового демократического государства (разделение властей, парламентаризм, уважение к законам и правам человека); 3) Массы же в отличие от образованной элиты общества чаще тяготеют не к демократии, а к "сильной руке" и диктатуре - поэтому элита должна их воспитывать и направлять. Это особенно актуально в связи с тем, что многие существовавшие в истории массовые движения под демократическими лозунгами в итоге вели к установлению диктатуры (рабочее, социалистическое, национально - освободительные, и т.д.); 4) В связи с этим социальная апатия основной массы членов общества более благоприятна для демократии, чем их активное политическое участие;5) Основное содержание демократии в этом случае сводится к конкуренции между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей. В то же время исследователи 60 - 70-ых подвергли критике утверждения данной теории о демократизме элиты и авторитарных наклонностях масс. Как оказалось, хотя представители высших слоев общества более привержены ценностям демократии, цивилизованны и толерантны, в то же время они зачастую склонны к игнорированию прав рядовых граждан на труд, социальное обеспечение, забастовку и др. и к пренебрежению интересами большинства общества. Теория плюрализма элит, одним из основных разработчиков которой является немецкий политолог Э.Гольтманн, исходит из следующих положений: 1) Правящая элита представляет собой не что - то единое и монолитное, а делится на группы по функциям и видам деятельности - из этого следует, что ее власть и влияние отнюдь не абсолютны. Так, на основе функционального подхода немецкий социолог Р.Дарендорф выделял в составе элиты: а) политических лидеров; б) экономических лидеров; в) профессоров и учителей; г) духовенство; д) выдающихся журналистов; е) высокопоставленных военных; ж) высокостатусных судей и адвокатов. 2) В современном обществе политическая власть разделена между различными институтами и группами, каждая из которых может не допустить принятия невыгодных для нее решений (т.н. "группы вето") - таким образом, ни одного серьезного политического решения невозможно провести в жизнь без предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г. исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических, этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;4) Помимо этого, существуют разнообразные механизмы социального и группового контроля за ними - выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс (1916 - 1962), предлагает общий критический анализ подлинной природы и роли "правящего слоя" американского общества: 1) Главный принцип, положенный в основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание руководящими постами; 2) Правящая элита включает в себя не только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и офицеров, привилегированных интеллектуалов; 3) Элита США представляет собой замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться вверх по социальной лестнице; 4) Принадлежность к элите передается по наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных семейств перед выходцами из народа); 5) Правящая элита Америки стремится не к удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни бросающая вызов всему обществу. Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества, ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее группами. Так или иначе, следует признать верными следующие положения: 1) В любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое неравенство и деление на управляющих и управляемых - это делает неизбежным деление общества на управляющих и управляемых; 2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или административную карьеру изначально неравны - гораздо легче это сделать это отпрыскам элиты.

Информация о работе Политическая элита