Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 12:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и характеристика преобразований в сфере экономики и политики Японии после революции Мэйдзи.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику причин революции Мэйдзи.
- изучить и проанализировать реформы Мэйдзи.
- изучить и охарактеризовать особенности японского экономического развития в Японии 1838-1914 гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Причины и характер реформ Мейдзи.…………………………..6
Глава 2. Особенности японского капитализма в период правления Мэйдзи…………………………………………………………..……............18 Заключение………………….…...………………………………...………....37 Список изученных источников………………..………………..………...…41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг.docx

— 85.85 Кб (Скачать файл)

 

 

                                               Содержание      

                                                          Введение………………………………………………………………………3                                                                                                        Глава 1. Причины и характер реформ Мейдзи.…………………………..6                          

Глава 2. Особенности японского капитализма в период правления Мэйдзи…………………………………………………………..……............18                                         Заключение………………….…...………………………………...………....37                                                                                                       Список изученных источников………………..………………..………...…41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема данной курсовой работы: " Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг.".

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, уникальностью проведенных реформ Мэйдзи в Японии и их влияние на экономическое развитие страны.

Целью курсовой работы является исследование и характеристика преобразований в сфере экономики и политики Японии после революции Мэйдзи.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- дать характеристику причин революции Мэйдзи.

- изучить  и проанализировать реформы Мэйдзи.

- изучить и охарактеризовать особенности японского экономического развития в Японии 1838-1914 гг.

Для написания курсовой работы были изучены источники и литература, которые условно можно разделить на следующие группы:

  1. Государственные документы, принятые после революции Мэйдзи, а именно: провозглашение клятвенного обещания нового правительства1, конституция Японии 1889г 2.
  2. Ко второй группе источников можно отнести работы советских исследователей в работах которых излагается история Японии с древнейших времен до наших дней: Бедняк А.Л.3, Эйдус Х.П.4, Жукова А.Е.5. В работах данных авторов по истории Японии систематически излагается история этой страны с 1868 г., когда Япония ступила на путь превращения в современное государство, по настоящее время.
  3. Последнюю группу, в которую входят исследования зарубежных авторов, можно разделить на следующие подгруппы:
  4. российские авторы, которые издавали свои труды в постсоветский период, тем самым отталкиваясь не от марксистско-ленинской теории, а от собственных размышлений, вне рамок какой-либо идеологии. Среди таких ученых: Родригес А.М.6,  Васильев Л. С.7, Во втором томе двухтомника Васильева Л. С., посвященного истории Азии и Африки с древности и до сегодняшнего дня, автор анализирует причины событий XIX–XX вв., когда колониальный и постколониальный Восток, подвергаясь давлению со стороны западных держав, сопротивляясь и приспосабливаясь, модернизировался и выбирал свой путь развития. Автор раскрывает причины экономического феномена Японии до революции Мэйдзи тем самым, раскрывая суть быстрого подъема экономики Японии после реставрации Мэйдзи. Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности. История Востока излагается с глубокой древности и до сегодняшнего дня в рамках единой авторской концепции. Смысл ее в том, что традиционный Восток структурно отличен от Западной Европы со времен античности.
  5. Во вторую подгруппу входят исследования из европейских стран и США таких авторов как: Норман Г. 8. Автор книги — буржуазный ученый, нередко идущий на поводу у официозной японской реакционной  историографии. Однако ознакомление с книгой Нормана, является безусловно полезным, поскольку автором  привлечен очень большой фактический материал, взятый главным образом из японских источников, который  помогает раскрыть основное содержание.

 

В работе рассматривается период с 1868 до 1914 годов, то есть период проведения реформ правительством Мэйдзи, направленных на модернизацию Японии.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматриваются причины революции Мэйдзи, реформы Мэйдзи и их влияние на социальные, экономические и политические изменения в стране.

Вторая глава посвящена экономическому развитию Японии в период 1868-1914гг. Проанализированна и дана характеристика феномену японского экономического роста Японии в данный период.

 

 

Глава 1. Причины и характер реформ Мейдзи.

Перед тем, как приступить к изучению и анализу реформ Мейдзи, в данной  главе нужно дать характеристику причин падения третьей империи.

Период распада третьей империи начинается прибытием американского флота в 1853 г. и заканчивается 1867 годом, когда последний, XV сегун из дома Токугава — Кэйки принужден был отречься от своей власти и передать ее восшедшему на престол Киотоскому монарху — Муцу-хито. Со следующего 1868 г. начинается новая эпоха в жизни Японии — так наз. эра Мэйдзи.

Третья империя пала по целому ряду неизбежных причин. С одной стороны, ее падение вызвалось экономическим и финансовым крахом центрального правительства; усилением третьего сословия, стремившегося к политической власти; затруднительностью положения многих дайме, запутавшихся в долгах и не знавших, как от них освободиться; разложением воинского сословия, бывшего оплотом государства, но теперь достигшего уже апогея в своем развитии и растворяющегося в общей народной массе, входя в нарождающиеся классовые образования; общей эволюцией социального быта, идущего к созданию более широких форм государственного строя, не основанных исключительно на сословном признаке. С другой стороны, вся международная обстановка слагалась так, что Япония не могла оставаться более изолированной от внешнего мира С развитием Америки и укреплением западноевропейских держав в Китае, с широкой актуальностью России на берегах Тихого Океана, Япония неизбежно должна была вовлечься в международный политический круговорот. Европейцы и американцы были сильно заинтересованы в том, чтобы иметь базы для своего мореплавания на японских островах, и мероприятия Бакуфу, неизменно отклонявшего все попытки войти с ним в сношения, запрещение высадки иностранцев на территории Японии, где бы то ни было, кроме Нагасаки, и то только для голландцев и китайцев, неоказание помощи даже потерпевшим кораблекрушение, отказ принимать обратно также японцев, если они случайно попадали в другие государства, — только заставляли обращать более серьезное внимание на японский вопрос. К тому же развивавшаяся торговля, колониальная политика великих держав требовали все новых и новых территорий, и потерпеть в сфере своего достижения закрытое государство — ни Европа, ни Америка не могли. Америка постаралась предупредить других, и президент Филльмор оказался вполне правым, решив достигнуть цели посылкой не мирного посольства, но эскадры военных судов 9.

Политическая обстановка, создавшаяся в Японии с прибытием Перри и с последовавшими, вслед за этим, аналогичными действиям других держав, отличалась большой сложностью. Правительство Токугава находилось между двух огней: с одной стороны, оно стояло перед недвусмысленными угрозами репрессий со стороны держав, в случае отказа от заключения договоров и открытия портов, угрозами, подкрепляемыми при этом демонстрациями военных флотов, переходящих по временам и к прямой бомбардировке прибрежных укреплений, пользуясь каким-нибудь удобным поводом для этого; с другой — вся антисегунская позиция требовала сохранения прежнего положения изолированности и обвиняла Бакуфу в измене отечеству. Легитимизм выступил с новым лозунгом: «Долой иностранцев», бывшим по существу не более, чем тактическим маневром со стороны антисегунской коалиции, потому что, как только она стала у власти, этот лозунг был заменен противоположным: «К европейской культуре и науке»! Заключение Бакуфу договоров с Америкой, Голландией, Россией, Англией и Францией было сочтено оппозицией сигналом для открытого выступления: сначала оно выразилось в форме террора против вождей Бакуфу — так был убит первый министр сегунс-кого правительства, подписавший договор — Ии Наосукэ, потом с оружием в руках выступили отдельные феодалы Кансэйской группировки. Среди наступивших смут и внутренних неурядиц неустанно росло политическое значение Киото, как средоточие всей коалиции, а вместе с ним — и центральной фигуры Киото: монарха, бывшего символом всего легити-мистического движения. Сложившаяся обстановка заставила, наконец, Бакуфу отойти в сторону и передать власть в руки Киото, уже имевшему в своих руках большую воинскую силу, основу которой составляли два больших феодальных княжества — Тесю и Сацума, а также масса рядовых самураев. В 1867 г. Токугава Кэйки — по японской терминологии — «вернул верховные права» Киотоскому монарху Муцухито, ставшему императором Японии уже в новом, европейски современном значении этого термина. 10

С переходом власти в руки новой коалиции, разумеется, был отброшен лозунг: «Долой иностранцев», и новое правительство поспешило как можно скорей овладеть вновь открывшейся культурой, чтобы этим путем получить возможность успешно противостоять агрессивности великих держав. Последующая эпоха Мэйдзи ясно показала, насколько Япония в этом преуспела 11.

В результате государственного переворота 3 января 1868 г. было создано правительство Мэйдзи, получившее название «сансёку» («три ведомства») 12.

Так закончилась борьба, приведшая к падению сёгуната, существовавшего в Японии в течение многих веков. Эта борьба формально закончилась восстановлением императорской власти, переходом власти от сегуна к императору Муцухито (период его царствования называется Мэйдзи — «просвещённое правление») 13.

6 апреля 1868 г. во дворце в Киото было созвано собрание придворной аристократии (кугэ) и феодальных князей (даймё), в присутствии которых малолетний император Муцухито провозгласил так называемое клятвенное обещание нового правительства, состоявшее из следующих пяти пунктов:

«1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.

  1. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
  2. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
  3. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.
  4. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены» 14.

Таким образом, в результате переворота 3 января 1868 г. политическая власть перешла из рук Токугава, представлявших в основном интересы крупных феодалов, в руки более прогрессивных элементов, главным образом из низшего самурайства юго-западных княжеств, объективно отражавших интересы буржуазии. Однако государственный аппарат возглавлялся людьми, сохранившими мировоззрение господствующего сословия (самурайства) 15.

Смена власти произошла в условиях крайнего обострения классовой борьбы, роста национального и политического самосознания японского народа, в условиях глубокого кризиса всей феодальной системы, и поэтому новое правительство вынуждено было проводить политику «модернизации страны», т. е. буржуазных реформ.

Свержение сёгуната послужило началом периода важных политических и социальных преобразований, открывших путь для установления капиталистического способа производства в Японии 16.

Новое правительство в первую очередь решило урегулировать свои отношения с иностранными державами. Император лично принял иностранных послов и утвердил заключённые с иностранными государствами договоры. Тем самым сохранялось положение Японии как полуколониальной страны.

Одним из главных препятствий, мешавших в этот момент развитию капитализма в Японии, было отсутствие сильного централизованного государственного аппарата. После падения сёгуната всё ещё продолжали существовать отдельные княжества во главе с князьями. Развитие капиталистических отношений, рост городов и городского населения, создание единого национального рынка — всё это требовало ликвидации политической раздроблённости страны и создания централизованного государства. Сохранение княжеств было явным анахронизмом.

В 1869 г. даймё «добровольно возвратили» императору права на управление их княжествами («хансэки хокан»). В буржуазной исторической литературе широкое распространение получила версия, что феодальные князья якобы действительно по собственному желанию отказались от своих прав и «вернули» их императору исходя из верноподданнических, патриотических побуждений. В действительности это произошло по инициативе правительства, в результате проведения им ряда предварительных мер военного, политического и идеологического характера.

Проведение этих мер, преследовавших цель укрепить центральную власть, упрочить финансовую базу страны, правительство начало с переговоров с князьями и наиболее влиятельными советниками 17.

Правительство пошло по пути постепенной отмены ряда феодальных институтов. Сперва был издан указ, ограничивший те княжеские права, которые нарушали прерогативы центральной власти. Князья были лишены прав чеканить монету, заключать договоры с другими князьями и с иностранными государствами, нанимать на службу иностранцев, раздавать титулы и т. д. Князьям было предписано при наборе чиновников в местные учреждения считаться с их способностями, а не с их происхождением; извещать правительство о новых назначениях и всяких личных изменениях в аппарате; провести реформу администрации в княжествах по примеру областей, непосредственно управляемых центральным правительством, и установить разграничение между аппаратом, исполняющим в княжествах государственные функции, и аппаратом, обслуживающим частные интересы князей 18.

Правительство установило единые законы и общие суды по всей стране. Все сословия были формально уравнены в правах, и было объявлено формальное равенство всех перед законом. Было также отменено прежнее запрещение смешанных браков между представителями различных сословий.

Правительство  издало  ряд  декретов, стимулировавших дальнейшее расширение единого национального рынка. Оно отменило существовавшую при сёгунате регламентацию занятий и профессий, ликвидировало цехи и гильдии, разрешило всем свободно заниматься любым делом и выбирать любую профессию. Правительство объявило свободу торговли и свободу передвижения людей и перевозки товаров, а также отменило все тарифные барьеры между княжествами. Была уставлена единая денежная система по всей стране.

Проведение этих реформ требовало дальнейшей централизации власти в руках правительства.

Решающий удар по феодальному сепаратизму был нанесен лишь в августе 1871 г., когда были полностью уничтожены княжества и вместо них созданы префектуры («хайхан тикэн»). В стране были образованы 72 префектуры (кэн) и три столичных префектуры (фу): Токио, Киото и Осака 19.

Информация о работе Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг