Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование и характеристика преобразований в сфере экономики и политики Японии после революции Мэйдзи.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику причин революции Мэйдзи.
- изучить и проанализировать реформы Мэйдзи.
- изучить и охарактеризовать особенности японского экономического развития в Японии 1838-1914 гг.
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Причины и характер реформ Мейдзи.…………………………..6
Глава 2. Особенности японского капитализма в период правления Мэйдзи…………………………………………………………..……............18 Заключение………………….…...………………………………...………....37 Список изученных источников………………..………………..………...…41
Князья получили от правительства большие пожизненные пенсии. Вместо наследственных губернаторов были назначены префекты (губернаторы). Таким путём были ликвидированы остатки прежних феодальных княжеств 20.
Аграрная реформа Правительство под давлением крестьянских масс не перестававших восставать против феодальных порядков в деревне, вынуждено было пойти на проведение ряда аграрных мероприятий. В 1872— 1873 гг. оно провело аграрную реформу, хотя и весьма куцую, но внёсшую ряд изменений в аграрные отношения. Была аннулирована феодальная собственность князей и самураев на землю и объявлено право купли-продажи земли. Было раз решено разводить любую культуру.
земля — леса, луга, угодья и т. д., которой крестьяне до этого пользовались коллективно, была отнята у крестьян и объявлена собственностью императора.
В 1873 г. был издан закон, установивший по всей стране единый поземельный налог, выплачиваемый в денежной форме вместо прежней натуральной и равный 3% рыночной стоимости земли, причём последняя была оценена очень высоко 21.
Проведённые аграрные мероприятия открывали путь к развитию капиталистических отношений в японской деревне.
В течение 1870—1873 гг. правительство провело ряд других политических и экономических мероприятий, создававших благоприятные условия для развития капиталистического способа производства. Око устранило таможенные барьеры между отдельными княжествами, провело реформу календаря, сняло запрет на продажу и раздел земли, встало на путь широкого внедрения западной науки и техники и т. д.
3 марте 1872 г. вместо прежних четырех сословий — самураев, крестьян, ремесленников и купцов — были учреждены три сословия: высшее дворянство (кадзоку), к которому были отнесены бывшие'"князья (даймё) и придворная знать (кугэ); дворянство, (сидзоку), в которое вошли самураи, и сословие простого народа (хэймин)—все остальное население 22.
Лидеры новой Японии, стремившиеся к тому, чтобы их страна заняла видное место среди колониальных держав, главное внимание уделяли военным проблемам, укреплению военной мощи страны. Армия создавалась также и в качестве орудия борьбы против демократических сил, требовавших максимального расширения буржуазных преобразований, и против реакционного самурайства, оказывавшего сопротивление реформам и требовавшего возврата к старому строю 23.
После окончания гражданской войны правительственная армия, состоявшая главным образом из самурайских дружин юго-западных княжеств, была распущена, и в феврале 1870 г. правительство издало приказ о мобилизации в армию лиц самурайского сословия в возрасте от 17 до-35 лет и произвело реквизицию вооружения и военных материалов в княжествах. Осуществление плана организации новой армии было поручено представителю княжества Тёсю — Ямагата Арито-мо, совершившему до этого поездку в Европу. В апреле 1871 г. из отборных войск княжеств Тёсю, Сацума и Тоса была создана 10-тысячная императорская гвардия.
Правительство с большой осторожностью, постепенно проводило реорганизацию своих вооруженных сил на современный лад./Вначале обязательная воинская повинность была введена в порядке опыта лишь в пяти префектурах, закон о всеобщей воинской повинности был издан только в декабре 1872г.
Несмотря на то что новая японская армия создавалась по европейскому образцу, она унаследовала многие черты старой феодальной военщины. В основу идеологической пропаганды в армии были положены самурайский кодекс чести «бусидо», синтоизм с его культом предков и верой в божественное происхождение императора (тэнноизм), патернализм («офицер — отец солдата») и другие атрибуты средневековья 24.
Военно-морской флот был сформирован новым правительством в 1870г. из кораблей, переданных ему княжествами после окончания гражданской войны (17 кораблей общим водоизмещением 13,5 тыс. т). В 1869г. в Токио было открыто морское училище, на базе которого впоследствии возникли военно-морская академия и военно-морское инженерное училище. Преподавание в них велось английскими офицерами на английском языке. Многие слушатели этих учебных заведений проходили практику в Англии и США. За период с 1872 г. до японо-китайской войны тоннаж военного флота Японии увеличился (главным образом благодаря покупке кораблей за границей) с 13,5 тыс. до 57,6 тыс. т.
Наряду с формированием вооруженных сил укреплялась полицейская система. В начале 1868 г. в Токио на базе полицейских органов, существовавших при сёгунате, была создана городская полиция. Однако этих сил оказалось недостаточно, и в 1869 г. численность полиции была увеличена в 1871г. возникла централизованная, разветвленная полицейская система - от токийской столичной полиции до полицейского участка в каждом селе и поселке. Полиция подчинялась непосредственно министерству внутренних дел 25.
Во исполнение ст. 5 клятвы императора о заимствовании всех полезных сведений и знаний у других народов мэйдзийское правительство уже с 1868 г. приступило к модернизации всех сторон жизни общества. Этот процесс затронул не только производство, мо и политику, науку, образование, право, все области культуры, календарь, нормы поведения, обычаи, моду. Тем не менее, в процессе модернизации в последующие годы отчетливо проявились своего рода приливы и отливы.
Период безоглядной вестернизации. Впервые два десятилетия после реставрации царила эйфория от всего западного, все старались все перестроить на европейский манер. Банки, железные дороги, уличные фонари, телеграфные провода, печатные издания, почтовые конторы, сигары и сигареты, котелки и цилиндры — все это разом хлынуло на Японские о-ва. Люди были будто опьянены западным образом мысли, европейской техникой и обычаями.
Появился даже девиз — «уйти с Востока, присоединиться к Западу». Это была вестернизация в точном смысле этого слова, когда все западное считалось хорошим, а все восточное не стоящим внимания 26.
В целом первое поколение японцев, вступившее на путь модернизации, отнюдь не боялось потерять свою самобытность. Этот процесс, даже будучи весьма быстрым в отдельных сферах, не вызывал резкого чувства отторжения, поскольку его плоды часто преподносились как бы в японской упаковке. Некоторые западные концепции оказывались весьма похожими на отдельные традиционные воззрения. Например, японское учение дзицугаку, провозглашавшее связь философии с деятельностью человека и признававшее практическую роль науки, легко соотносилось с европейским принципом «полезности», категорией модного в XIX в. позитивизма 27.
Реформы открыли перед японским купеческим капиталом достаточно широкий простор для частнопредпринимательской деятельности, социально и юридически защищенной и активно поощряемой властями. В стране развернулось достаточно быстрое промышленное строительство. Расцветало банковское дело, чему способствовало решение правительства в 1876 г. капитализировать княжеские пенсии, заменив ежегодные выплаты единовременной компенсацией. Резко увеличившийся в результате этого акта банковский капитал не только обеспечил бывшим князьям их существование в будущем, но и позволил превратить их в предпринимателей, по меньшей мере в рантье, что также содействовало первоначальному накоплению японского капитала.
И наконец, еще одной принципиально важной акцией японского правительства, направленной все в ту же сторону, было решение вначале взять на себя строительство наиболее крупных и экономически неэффективных промышленных предприятий (арсеналы, металлургические заводы, верфи и т. п.), а затем, согласно принятому в 1880 г. закону, за бесценок продать их в руки наиболее крупных и умело действовавших торгово-промышленных компаний, таких, как Мицуи, Мицубиси, Фурукава и др. Тем самым японское правительство не только, ясно продемонстрировало твердый курс на поддержку защищенного законом частного предпринимательства, но и избавило Японию как государство от невыносимого груза неэффективной казенной промышленности, тяжесть которого всегда ощущали и ныне ощущают подавляющее большинство развивающихся стран 28.
Реформы 70-х годов привели к энергичной трансформации японского общества и пробудили к жизни новые социальные и экономические силы, в свою очередь требовавшие для оптимизации условий своей деятельности новых преобразований, на сей раз в сфере политической. С начала 80-х годов в стране развернулось широкое движение за конституцию, в первых рядах которого шли оформлявшиеся в партийные группировки сторонники новых методов ведения хозяйства, т. е. частные предприниматели города и деревни, вписавшиеся в новые условия существования вчерашние самураи, первые поколения получивших европейское образование японских интеллигентов, частично и выходцы из высших слоев японского дворянства, из княжеских семей. Движение за свободу и права народа (оно именовалось «минкэн ундо») привело к обещанию правительства ввести в 1890 г. конституцию, для чего, в частности, в Европу и США была послана специальная миссия Ито, которой следовало ознакомиться с соответствующими нормами, институтами и процедурами за рубежом и выбрать наиболее подходящие из них для Японии. Ито остановился на прусском варианте Бисмарка, что было по-своему весьма логичным итогом поисков: быстро развивавшаяся усилиями Бисмарка полуфеодальная Пруссия в конце прошлого века действительно была по многим параметрам наиболее сопоставима с Японией 29.
В 1889 г. от имени императора был опубликован текст конституции. Создавалась конституционная монархия с большими правами императора, которому по-прежнему принадлежала законодательная инициатива. Церемония провозглашения конституции происходила в императорском дворце в День основания империи 11 февраля 1889 года. Император Муцухито (Мэйдзи) передал текст конституции в руки премьер-министра Курода Киётака, что символизировало дарование конституции народу императором. При этом император произнес: "Мы, в силу верховной власти, унаследованной Нами от Наших царственных предков, сим обнародуем настоящий неизменный основной закон для нынешних Наших подданных и их потомков... Права государственного верховенства Мы унаследовали от наших предков и завещаем их Нашим потомкам. И Мы и они будем осуществлять их в согласии с положениями конституции, ныне Нами даруемой и жалуемой народу"30.
Хотя парламент контролировал финансы, он был лишен права создавать ответственное перед ним правительство. Зато конституция официально провозглашала демократические свободы и гражданские права для всех граждан страны — условие, без которого успешное развитие капитализма в Японии было бы невозможным. Парламент был созван в 1890 г., причем правом избрания нижней и основной его палаты (верхняя была чем-то вроде палаты лордов).
Провозглашение и реализация демократических нрав и свобод открывало путь для быстрого развития японского капитализма 31.
Переворот 1868 г. был революционным переворотом, положивший начало новому, капиталистическому государству. Феодальный строй в Японии сменился капиталистическим. Произошла смена одной социально-экономической формации другой.
Буржуазная революция 1868 г. в Японии произошла в результате действия объективного экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
Глава 2. Особенности японского капитализма в период правления Мэйдзи.
Япония — единственная из неевропейских стран, чье развитие уже к рубежу XIX—XX вв. позволило ей не просто сравняться с ведущими европейскими державами, но и стать одной из наиболее влиятельных и успешно развивающихся капиталистических стран мира.
Внешне, по сути своей, ситуация была в принципе одинаковой для всех, хотя каждая из стран Востока переносила ее по-своему и имела собственную судьбу, как правило, весьма незавидную. Исключением оказалась Япония, так что неудивительно, что ее судьба заслуживает особого, специального анализа 32.
Япония, «открывалась» капиталистической Европой дважды. Первый раз это было в XVI в. и сопровождалось знакомством с христианской (католической, преимущественно в ее иезуитской модификации) религиозной культурой и с достижениями европейской науки и техники того времени. Второй раз — после длительных веков «закрытия» страны и строгих официальных ограничений на сношения с Западом. Интенсивные контакты начались лишь в середине прошлого века. Однако, изоляция Японии от европейского мира не только не была абсолютной, но и не сопровождалась высокомерным официальным отторжением всего иноземного, демонстративным пренебрежением по отношению к нему. Напротив, японцы, привыкшие перенимать у других народов (прежде всего из Китая) все полезное и пригодное для собственного развития и не видевшие в том ничего для себя зазорного либо унизительного, активно продолжали следовать этому весьма благоприятному для себя принципу и в период формального закрытия страны от влияний Запада. Более того, именно на протяжении веков «закрытия» продолжались энергичные контакты японцев с господствовавшими в юго-восточноазиатском регионе голландцами, а результатом подобных контактов оказалось достаточно широкое и энергичное распространение в Японии достижений западной науки и техники, получившей наименование «голландской науки» (рангакуся).
Можно, таким образом, сформулировать первое из благоприятных обстоятельств, способствовавших формированию феномена Японии: это веками воспитанная склонность к активным полезным заимствованиям извне при отсутствии собственной мудрости и пренебрежения к представителям иных культур.
Ещё одно немаловажное обстоятельство, а именно — особую роль торговли и мореплавания. Вообще-то формально торговцы в Японии, занимали приниженное положение: среди официально признанных сословий (самураи — крестьяне — ремесленники — торговцы) им принадлежало последнее место. Но тем не менее реальный статус торговцев был более предпочтительным, нежели в Китае, так как их поддерживали заинтересованные в развитии своих княжеств всесильные даймё. Эти последние не только предоставляли соответствующие льготы своим городам и их торговому люду, но и заботились о развитии морской торговли. Слабость же централизованной власти и специфика сёгуната как системы, ориентированной прежде всего на поддержание военной силы и сохранение статус-кво во взаимоотношениях с влиятельными даймё, объективно способствовали тому, что торговля и мореплавание в позднесредневековой Японии были чем-то вроде частного предпринимательства, находившегося под верховной опекой заинтересованных в этом князей.
Менее многочисленные и более тесно связанные с родными местами, они находились под покровительством своих даймё, что уже в XVII в. привело к возникновению в Японии богатых торговых домов, в том числе знаменитых впоследствии Мицуи и Сумитомо 33.
Итак, японские торговцы и покровительствовавшие им князья вели частнопредпринимательскую по характеру активную внешнюю торговлю и заимствовали достижения западной (голландской) науки и техники — прежде всего те из них, которые способствовали развитию все той же торгово-предпринимательской хозяйственно-экономической деятельности, включая плантационное хозяйство, горнодобывающие промыслы и металлургию, судостроение, изготовление оружия.
В Японии не сложилось всеобъемлющего государства с его тотальным контролем над населением — того самого государства, которое в Китае сковывало китайских торговцев и позволяло им развертывать их возможности лишь там и тогда, где и когда сильной опеки государства не ощущалось, т. е. вне Китая, в тех же странах южных морей. Отсутствие такого государства в Японии сыграло важную роль в успехах этой страны, особенно после реставрации Мэйдзи, когда молодое, буквально на глазах создававшееся государство во главе с императором не только не было обременено многовековыми традициями бюрократизма со всеми свойственными ему пороками, включая косность и коррупцию, но напротив, было широко открыто для полезных заимствований. Именно эти заимствования, хлынувшие потоком в конце XIX в., во многом способствовали созданию государственного аппарата на принципиально новых началах, включая европейские принципы конституционной монархии, гражданского общества, демократической процедуры и т. п 34.
Информация о работе Политические и экономические особенности развития Японии в 1868-1914 гг