Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:50, контрольная работа
Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
цену за его урегулирование.
2. Вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем,
чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия,
избежать внезапных обвальных потрясений, на которые невозможно будет
правильно и оперативно отреагировать.
3. Минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением
политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни,
чтобы не сдетанировать более широкие дополнительные потрясения, на
регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и
энергию.
Возможность полного устранения конфликтов из жизни общества
Рассмотрим вопрос
о возможности полного
общества. Все исследователи рассматривают конфликты как одну из форм
общественных отношений, обусловленную объективными факторами. Согласно
Марксовской трактовке, уничтожение социальных противоречий и, следовательно,
конфликтов между общественными классами требует в качестве одного из условий
изобилия общественного богатства, обеспечивающего полное удовлетворение
потребностей всех членов мирового сообщества и тем самым возможность их
всестороннего развития. Но это очень и очень далёкая историческая
перспектива, если допустить возможность её полной реализации. Зиммель же
считал, что постановка вопроса об искоренении социальных конфликтов вообще не
является корректной с его точки зрения, можно говорить лишь об условиях
снижения остроты конфликтов.
Правда, немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900-1980)
пришел к выводу, что генетически заложенная в человеке биологическая
агрессивность не является самопроизвольной, а выступает лишь как защитная
функция, обеспечивая его развитие и выживание как рода и вида. Эта
оборонительная агрессия в условиях жизни первобытных народов были
сравнительно незначительной. Занимаясь охотой и собирательством, люди
проявляли минимум враждебности и максимум готовности к справедливому
распределению продуктов. И лишь с разделением труда, образованием излишка
продуктов и возникновением государств начинают отчетливо проявляться
жесткость и деструктивность, которые трансформируются с человеком по мере
развития цивилизации. Поэтому Фромм полагает, что в какой-то момент
эволюционный цикл замкнется и человек создаст такое общество, в котором никто
не будет испытывать страха, где воцарится взаимопонимание и согласие.
Однако очевидно, что путь к такому обществу будет весьма длинным. Как
признает Фромм, достижение гармонии в отношениях между людьми опять-таки
сопряжено с преодоление целого ряда сложностей экономического, политического,
культурного и психологического характера. И было бы наивным игнорировать эти
трудности. Так
что в настоящее время
том или ином урегулировании конкретных социальных конфликтов, а не о их
полном искоренении как таковых.
В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных
конфликтов, т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных
действий сторон. Однако набор используемых для этого методов весьма не велик.
Все их можно свести к следующим четырем:
1. Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.
2. Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим
сторонам.
3. Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие
к открытому столкновению.
4. Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их
непосредственных причин.
Выбор того или иного метода в практической политике определяется многими
факторами.
Первые два метода весьма часто употребляются, особенно на ранних стадиях
развития конфликтов. Однако в долгосрочной перспективе они едва ли приводят к
положительным результатам. Конечно, замалчивание конфликта на первых порах
сможет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на
некоторое время сдержать действия сторон. Но при этом сохраняется угроза
возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корни
оказываются незатронутыми. Раньше или позже для урегулирования конфликтов
приходится прибегать к использованию третьего или четвертого метода.
Наиболее предпочтительным методом является достижение компромисса между
конфликтующими сторонами. Подчеркнем, что компромисс может быть эффективным в
том случае, когда отношения между участниками конфликта носят
неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес.
Тогда открывается путь взаимных уступок ради достижения общей цели. Но при
этом конфликты не обязательно исчезают и даже не всегда изменяют свою
интенсивность, они
лишь переводятся в
повышает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же
отношения сторон
имеют радикально-конфликтный
по коренному устранению причин напряжения.
В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило,
правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей
гармонии и единства. Однако такие цели всегда оказываются недостижимыми. Весь
опыт существования тоталитарных систем показывает, что они неизбежно
поражаются социальными конфликтами, причем в формах наиболее болезненных и
разрушительных. Имеющиеся противоречия здесь не разрешаются, не регулируются,
не смягчаются, и загоняются внутрь социального организма, чтобы в конце
концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах
политического действия.
Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт,
военный переворот,
революция или гражданская
общества очень высокой социальной платы.
Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние
согласия основных социальных сил относительно распределения власти,
ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие
взаимоприемлемых
решений, удовлетворяющих все
представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в
целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и
меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки
игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом
обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.
Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях
которого он имел две трактовки:
1. Без
консенсуса нельзя мыслить
развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании
он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.
2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной
солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный
организм - "Великое существо".
Консенсус как средство решения конфликтов использовался в период буржуазной
демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание,
"сегодня приводит
к консенсусу в той мере, в
какой мнение тех, кто
варианты программ,
становится мнением некоего
хотя в действительности, как правило, это политика, существующая благодаря
терпимости индифферентных масс"
В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус
распространяется лишь на максимально гибкие процедуры решения конфликтов
внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное
согласие , которое при необходимости внушается с помощью соответствующей,
приспособленной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие
не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств
политики».
Следовательно в любом государстве должны существовать политические институты,
способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное
принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в
политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс
институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных
этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием,
разрешение конфликта.
Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления
конфликтами.
ü стратегические, ориентированные на предупреждение
конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание
правовых, политических,
экономических и социально-
условий для стабильного развития социальной системы.
ü тактические, включающие контроль и урегулирование
возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их
участникам посредствам налаживания переговорного процесса.
ü оперативные, которые предполагают разовые действия по
ограничению конфликта и устранению его последствий.
В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные
пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.
Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе
трех различных параметров; во-первых, системы правил и регулирующих
механизмов разрешения конфликтов, возникающих внутри этой системы; в третьих,
метода разрешения конфликта»
Информация о работе Политические конфликты и пути их разрешения