Политические конфликты и пути их урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

В данной работе предметом будет являться политический конфликт. Целью – изучение политических конфликтов и их урегулирования, именно с точки зрения конфликтологии.

Содержание

Введение
1. Общая теория политических конфликтов
2. Урегулирование политических конфликтов
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Политические конфликты и пути их урегулирования.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

Политические  конфликты и пути их урегулирования

                                 

Содержание

 

     Введение

     1. Общая теория политических конфликтов         

     2. Урегулирование политических конфликтов

     Заключение 

     Библиография

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      Что такое  конфликт знают все.  И  у   большинства  это  слово   вызывает

малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт  или  помимо  собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее  завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе.  Но  как довести конфликт до благополучного конца?

      Каждый  решает этот вопрос, исходя из  своих представлений о  конкретной конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, в том, что можно и надо делать, а чего  делать  нельзя,  и  т.д.

      История  человеческой цивилизации насыщена  различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали  целые  континенты  и  десятки  стран  и  народов, другие вовлекали большие и малые  социальные  общности,  третьи  происходили между  отдельными  людьми.  С  древнейших  времен   люди   пытаются   решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.  Возникновение государственности  тоже   можно   рассматривать   как   стремление   создать универсальный  механизм  для  предотвращения   и  разрешения  конфликтов.  В

древнейших  законах  хеттского  царя  Хаммурапи   (1792-1750гг.   до   н.э.)

содержатся десятки способов разрешения конфликтных  ситуаций.  По  преданию, царь Соломон (965-928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости  и умению избегать и разрешать конфликты.

      На протяжении  веков лучшие умы  человечества  создавали  теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить  их  в  реальную жизнь.

      К великому  сожалению, все заканчивалось  неудачей и порождало еще более жесточенные конфликты.

      Человечество  за свою историю накопило огромный  опыт как в завязывании, так и в разрешении разнообразных конфликтов – от  детских  ссор  до  мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело  в  XX  веке  к  формированию особой  области  знаний  о  конфликтах  и  способах  их   урегулирования – конфликтологии.

      Сегодня  конфликты – повседневная реальность. Для эффективного  решения возникающих  проблем  каждому  человеку  необходимо   усвоить   определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в  конфликтных ситуациях.

      Конфликты  в социальной сфере затрагивают  интересы наибольшего числа людей,  а значит и от разрешения  данных конфликтов зависят судьбы  многих людей. Политические конфликты  в широком смысле этого слова  могут затрагивать как отдельных  политических деятелей, так и  целые страны и народы.

     Политических  конфликты имеют самое широкое  обозрение в истории, изучение  их в той или иной форме  проводилось с точки зрения различных общественных наук, многими видными учеными.

    В данной работе  предметом будет являться политический  конфликт. Целью – изучение политических  конфликтов и их урегулирования, именно с точки зрения конфликтологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая теория Политических конфликтов.

 

      Предметом политического конфликта  всегда  является  власть.  В  своей предметной  деятельности  люди  обращены   к   миру   вещей,   который   они перерабатывают, комбинируют, преобразуют.  Находясь  в  контакте  как  члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она,  в  свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина  этой  пирамиды и является политической властью.

      Власти  неоткуда взяться, кроме как  из недр социальной жизни,  в  конце

концов политический уровень  бытия можно  даже  считать  уровнем  социального взаимодействия.   Но   важнейшей   характеристикой   власти   является    ее «надпредметность», парение над миром  вещей  и  прямых  предметных  действий человека. Притягательной же стороной политической власти  является  то,  что она воздействует на мир предметов. Нематериальная человеческая мысль  движет рукой так, что мы даже не  удивляемся,  даже  не  замечаем,  что  наша  рука слушается и в точности выполняет наше желание. Но ни  наука,  ни  искусство, ни иные формы  чистой  знаковой  природы  не  претендуют  на  немедленное  и всеобъемлющее воплощение в жизнь. Власть же претендует. Она охвачена  жаждой самоутверждения  «здесь  и  сейчас».  Любой  начальник  невыполнение  своего приказа считает чуть ли не нарушением  законов природы.  Абсолютизированная власть мыслит себя именно тем духом, который оживляет и приводит в  движение беспрекословно послушное тело общества.

      Важнейшей   функцией   политической   власти   является   установление

общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их  соблюдением.  Эти функции уже по самому своему существу нацелены  на  создание  и  поддержание общественного  порядка,  а  следовательно,  и условий для   урегулирования подрывающих  этот порядок конфликтов.

      Со  времен  распада  родоплеменной  организации   общественной   жизни

воплощением высшей власти  в  обществе  стало  государство.  В  марксистской теории общественного развития  возникновение  государства  объясняется  тем, что    в    результате    разложения    первобытных    общин    образовались антагонистические классы (класс угнетателей  и  класс  угнетенных),  которые находятся в состоянии перманентного конфликта друг с другом.  Государство  — продукт этой борьбы: оно  возникает  как  сила,  способная  подавить  борьбу угнетенного класса против  угнетателей  и  тем  самым  не  допустить,  чтобы классовый  конфликт  разрушил  общество.  Маркс  определял  государство  как аппарат насилия, находящийся в руках господствующего класса (угнетателей)  и используемый им для удержания  в  повиновении  угнетенных  масс.  Он,  таким образом, подчеркивал классовый характер государственной власти,  ее  функцию охраны интересов господствующего класса; главная задача государства  с  этой точки зрения состоит в насильственном разрешении межклассовых  конфликтов  в

пользу господствующего  класса.

      Многие  философы и социологи, в отличие  от  Маркса,  обращали  внимание прежде всего на другую сторону дела,  считая  главной  функцией  государства сохранение порядка в обществе; с этой позиции оно есть  сила,  встающая  над конфликтующими классами  и  ограничивающая  рамками  закона  их  конфликтные действия. Государство  определяется  здесь  как  орган  примирения  классов, утихомиривающий их борьбу. Такая трактовка государства развивалась  Гоббсом, Руссо и  другими  сторонниками  теории  «общественного  договора».  Согласно Гоббсу,  например,  до  возникновения  государства  жить  в  обществе   было небезопасно: шла «война всех против  всех»  («bella  omnia  contra  omnes»).

      Такая война привела бы людей к взаимоуничтожению. Чтобы не допустить  этого, нужна сильная власть. Она и обрела форму государства, которое люди  согласно заключенному   ими   «общественному   договору»    наделили    чрезвычайными насильственными полномочиями в целях предотвращения всеобщей  гибели.  Гоббс называет  государство  «Левиафаном»  —  по   имени   страшного   мифического чудовища, упоминаемого в Библии. Весьма грозным  является  государство  и  в

понимании Вебера:

      «Государство  есть  то   человеческое   сообщество,   которое   внутри

определенной области... претендует  (с  успехом)  на  монополию  легитимного физического  насилия...  Право  на  физическое  насилие  приписывается  всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько  государство  со своей стороны допускает это  насилие,  единственным  источником  «права»  на насилие является государство».

      Вклад государства  в мировую цивилизацию велик.  Достаточно сказать, что лишь в обществах, имеющих государство, сформировался рациональный  подход  к миру   и   человеку.   Появились    разработанные    нравственные    системы (религиозные), наука, право, образование. Многие открытия творческого гения человека  стали  вечным  достоянием  человечества,  потому  что   они   были сохранены в государственных учреждениях. Стали возможны единая  историческая хронология; преемственная форма записи  речи  и  счета;  меры  длины,  веса, температуры; единая юридическая  традиция  (от  римского  права)  и  многое, многое  другое.  Все  это  —  средства  регуляции  внутри-  и   межгрупповых конфликтов. Перечень таких средств,  создаваемых  при  участии  государства, можно и продолжить: суды, выборы,  парламенты,  посольства,  деньги,  музеи; наконец, книгопечатание, плод которого читатель сейчас держит в руках.

      Но конкретные  государства бывают разными, и  конфликты в них  протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково  направление  развития власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу.

      Ф. Хайек дал понятный образ двух  форм  управления,  взяв  за  основу

уличное движение транспорта.  Регулировать  потоки  можно,  объявив  правила перемещения и установив светофоры  и  знаки.  Тогда  водитель  сам  выбирает маршрут, сообразуясь с правилами и учитывая  дорожную  ситуацию.  Власть  же должна лишь контролировать правильность  поведения  водителей,  не  допуская нарушений установленных норм. Но возможен и другой  подход.  Случается,  что водители  выбирают  не  лучший  маршрут,  едут  недогруженными,  попадают  в пробки. А что если снять  все  знаки  уличного  движения,  рассчитать,  куда лучше всего направить транспорт, обобществив его, и  дать  каждому  водителю по маршрутному листу с точным указанием времени его движения? Так как  общая ситуация постоянно меняется, то маршрутные листы придется выдавать  чуть  ли не каждый день, подгоняя  расчеты  под  «оптимальный  план».  Общий  рисунок потоков будет также меняться: сегодня по  этой  улице  едут  только  в  одну сторону, завтра только в другую, послезавтра движение будет двусторонним,  а потом и вообще будет запрещено. В этом случае уже придется спланировать  все потребности населения и «маршруты» их удовлетворения.

      Первый  способ регулирования ориентирован  на демократическое управление в духе либерализма. Второй – явно тоталитарный.  Каждая  система  управления будет иметь конфликты, но они будут различными.

      При   «движении  без  светофоров»   власть   берет   на   себя   полную

ответственность  за  происходящее,  максимально  лишив   людей   свободы   и творчества. Какого типа конфликты  могут  возникать  в  обществе  при  такой организации власти?

      Любая неудача  в «планировании» будет восприниматься  как  дискредитация власти, чего она допустить не сможет.  Самый  образ  правления  зиждется  на догмате ее непогрешимости  и  полной  компетентности.  С.  Л.  Франк  писал:

«Простая убежденность, уверенность  в  своей  правоте  не  дает  обоснования деспотизму: ибо убежденность не противоречит  признанию  за  другими  людьми права иметь другие убеждения. Только та вера,  которая  состоит  в  сознании безусловного, сверхрационального, мистического  проникновения в абсолютную истину,  устраняет  равноправие  между  людьми  и  дает  верующему  человеку внутреннее право на деспотическое господство над людьми».

      Любой сбой  в правлении может поколебать  веру. Поэтому даже самая малая неудача  должна  быть   списана   на   какого-либо   врага.   Защита   своей идеологической  чистоты  осуществляется   милитаризацией   страны   в   двух направлениях: готовятся к обороне против происков  соседних  держав  и  ищут предателей,  двурушников  или  заговорщиков  среди  своих.  За  семь   веков существования инквизиции в Европе было казнено более 10  миллионов  ведьм  и колдунов. И чем жестче, чем авторитарнее была  власть,  тем  сильнее  лилась кровь.

           Не менее парализует страну и возникающий конфликт должного  и сущего. Все государственные информационные  средства  работают  только  в  поддержку своего   безгрешного   правительства.   Значит,   сведения   о   недостатках устраняются из официальной картины жизни. Но ведь  информация  о  какой-либо неполадке — это только ее симптом,  а  замалчиванием  симптома  не  излечишь болезнь. Просто она  будет  развиваться  неконтролируемо.  Обладая  полнотой власти, высший правительственный эшелон меньше  всего  связан  с  почвой,  с реальными процессами  жизнестроительства.  Отбирая информацию  по  критерию должного, власть все больше слепнет, все сильнее погружается вены наяву. 

      Теперь  обратимся к другому образу  Хайека – «обществу светофоров».  Там водители сами выбирают маршрут,  т.  е.  определяют  цели  и  способы  своей предметной   деятельности   в    соответствии    со    своими    интересами. Согласованность совместной жизни заключается в  том,  что  достижение  своих выгод оказывается возможным через согласование своих действий  с  действиями другого в рамках принятых «правил движения». В идеальном варианте  сами  эти правила  устанавливаются  путем  волеизъявления  всех  участников  движения.

Информация о работе Политические конфликты и пути их урегулирования