Политические конфликты и пути их урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

В данной работе предметом будет являться политический конфликт. Целью – изучение политических конфликтов и их урегулирования, именно с точки зрения конфликтологии.

Содержание

Введение
1. Общая теория политических конфликтов
2. Урегулирование политических конфликтов
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Политические конфликты и пути их урегулирования.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

- предупреждение открытых  форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.); разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

С учетом трех основных направлений  в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов  направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.

Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.

И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника  от односторонних действий и переход  к поиску совместного решения  проблемы.

Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом  достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных  методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

К первой группе методов  относятся ранняя диагностика и  выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью ЭВМ. Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационныx служб. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио.

Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон.  
Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Методы, используемые Бертоном и его коллегами, включают в себя Т-группы ориентированные на снятие ложной идентификации с группой только по национальному признаку; специально организованные встречи и дискуссии между конфликтующими группами и т.п.

Третья группа методов  включает в себя ряд приемов, которые  предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. И, даже если конфликт близок к конфликту с нулевой суммой, задача состоит в том, чтобы его участники через включение дополнительных вопросов или, напротив, исключением ряда спорных вопросов, придали конфликтной ситуации ненулевой характер. Иной вариант - диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и  с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы.

В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных  на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что  конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.

Один из ведущих представителей англосаксонской политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, считает что существуют три степени развития общественных конфликтов:

1) столкновение предпочтений (кооперация);

2) столкновение интересов (конкуренция);

3) столкновение основных  ценностей (подлинный конфликт).

По мнению Аптера, задача состоит в том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: Переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др. При этом необходимо соблюдать ряд условий:

1) согласие о правилах  ведения переговоров обязательно для обеих сторон;

2) не идеологизировать конфликт;

3) выявить реальные причины  конфликта и найти более верный путь к его разрешению.

Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:

1) стабильная коалиция;

2) принцип пропорциональности;

3) деполитизация;

4) взаимность права вето;

5) компромисс;

6) концессия, т.е. предоставление  права урегулирования конфликта третьей стороне.  
 Урегулирование политических конфликтов во многом зависит и от вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным  (частичным) конфликтом,  субъектами  которого,  как  правило,   выступают   политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей  политической системы  (например,  исполнительная  и  законодательная  ветви  власти),  то данный  конфликт   является   полностью   институционализированным   и   его урегулирование   предопределено   законодательно   закрепленными   правилами политической   борьбы   (например,   Конституцией).   Урегулирование   таких конфликтов во многом зависит от искусства  политических  лидеров,  используя группы  поддержки,  находить  сторонников  и  компромиссы.   Если   в   ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий  не  удается найти  компромисс  и  конфликт  заходит  в  тупик,  то   в   демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

      - обращение  в Конституционный суд;

      - отставка правительства;

      - роспуск парламента (Госдумы) и  назначение  досрочных  парламентских выборов;

      - организация  и проведение референдума по  спорным вопросам и др.

      В политической  жизни  современной  России  уже  имел  место  прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25  апреля  1993 г.).  По  итогам  референдума  президент   получил   поддержку   большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей  из  которых  является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт  между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось.

      Более сложными  в плане урегулирования являются  вертикальные  статусно-ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами.  Регионы могут претендовать  не  только  на  повышение  своего  социально-экономического  и политического статуса, но и стремиться к полной политической  независимости.

Такие  конфликты  могут  привести  к  широкомасштабным  боевым  действиям  и многочисленным  жертвам.  Наглядный  пример  неудачного  разрешения   такого конфликта  —  война  в  Чечне.  Успешными  примерами   разрешения   подобных конфликтов  в  России  является  заключение  договоров   между   Центром   и отдельными субъектами федерации, например, Татарстаном.

      Но, пожалуй,  самыми сложными для урегулирования  и разрешения  являются вертикальные режимные политические конфликты.  Субъектами  таких  конфликтов выступают,  с  одной  стороны,  государственные  институты  и   организации, выражающие интересы господствующих  слоев  населения  и  правящей  элиты,  с другой  —  оппозиционные  организации,  представляющие  подвластные   массы.

Конечной   целью   режимного   политического   конфликта   является    смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах  особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие может привести  общество к исчезновению властных структур или гражданской войне.

      Сложность  в разрешении режимных  политических  конфликтов  заключается еще и в том,  что  оппозиционная  сторона  может  игнорировать  существующие правила   политической   борьбы,   требовать   их   изменения,   действовать незаконными  методами,  подстрекать  широкие  слои  населения   к   массовым выступлениям   и   неповиновению   властям.   В   этой   борьбе   законность (легитимность)  и незаконность  (нелегитимность)  носят   взаимопереходящий характер. «Незаконные» действия оппозиции, в случае ее  победы,  приобретают законность  (легитимность),  а  «законные»  действия  потерпевшей  поражение правящей элиты становятся незаконными.

      Чтобы не  допустить  негативный  ход  развития  радикального политического  конфликта,  необходим  своевременный  и  всесторонний  анализ конфликтной ситуации, в котором  должны  быть  выявлены  следующие  ключевые вопросы:

      Каковы  основные  причины  возникновения   конфликта?  Каковы  истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие  силы могут принять участие в ходе развития конфликта?

      Кому выгодно  конфликтное развитие  событий?  На  основании  полученных данных появляются возможности:

      - составить  прогноз возможного развития  событий;

      - определить  возможные варианты урегулирования  конфликта;

      - разработать  план урегулирования и разрешения  конфликта,  определить

тактические и стратегические задачи.

      Практическая     реализация     плана      предполагает      следующую

последовательность действий:

      1) уменьшить  (снять) эмоциональное напряжение  конфликтующих (например,

информацией о намерениях);

      2) четко  определить предмет спора и  тем самым локализовать конфликт;

      3) установить (оговорить) нормы и правила  взаимодействия конфликтующих сторон;

      4)  организовать  диалог  между  конфликтующими  сторонами  и  открыто информировать общественность  о  позициях  сторон  и  принимаемых  мерах  по урегулированию конфликта;

      5) отделить  проблемы  от  субъективной  заинтересованности  участников

конфликта и сосредоточить  внимание на их разрешении.

      Если в  результате принятых мер урегулировать  или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу  для  общества,  то властные структуры  должны  быть  готовыми  применить  силу  или  остановить развитие конфликта угрозой применения силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

            В современном обществе постоянно происходят огромное количество политических конфликтов. Все их многообразие можно свести к двум группам: вертикальные и горизонтальные политические конфликты.    

      Цели   и   причины   возникновения   горизонтальных    конфликтов – совершенствование существующей системы  власти.  Например,  смена  неугодных лидеров или правящей элиты,  частичная  корректировка  политического  курса. Иерархичность статусно-ролевой  структуры,  неравный  доступ  к ресурсам  и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть  – общество», тем самым порождая вертикальные политические конфликты.  
      Практика показывает, что оба вида конфликтов происходят постоянно. Цель же власти и общества в целом состоит в том, чтобы не допустить разрастания данных конфликтов до открытой конфронтации, а также созданий «правил игры», когда конфликты решаются в рамках установленных правил, без ущерба государственности и стабильности в стране.  
      Урегулирование политических конфликтов зависит от множества факторов и может осуществляться различными способами. В общем, спецификой политических конфликтов являются масштабность последствий неразрешенности данных конфликтов. Спецификой же урегулирования политических конфликтов является возможность применения силы, при этом сама возможность выступает способом решения конфликта. Ущемляются интересы одной из сторон. Но в то же время, политические конфликты, по нашему мнению, единственный вид конфликтов, когда применение силы бывает оправданно.

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1) Козырев Г.И. Введение  в конфликтологию., Москва., Владос., 2009.

  2) Конфликтология./ Под ред. А.С. Кармина., Санкт-Петербург., 2003.

  3) Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1984.

  4) Запрудский Ю.Г.  Внутри  конфликта.  //  Социологические исследования,1993.

  5) Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов на Дону., 2006.

  6) Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

  7) Здравомыслов А.г. социальные конфликты. М., 2006.

  8) Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж., 2007.

  9) Пугачев В.П., Соловьев  А.И. Введение в политологию.  – М., 1995.

  10) Введение в теорию международного конфликта. – М., 2008.

 

 

 

 


Информация о работе Политические конфликты и пути их урегулирования