Политические конфликты и пути их урегулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 16:51, реферат

Краткое описание

В данной работе предметом будет являться политический конфликт. Целью – изучение политических конфликтов и их урегулирования, именно с точки зрения конфликтологии.

Содержание

Введение
1. Общая теория политических конфликтов
2. Урегулирование политических конфликтов
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Политические конфликты и пути их урегулирования.docx

— 58.96 Кб (Скачать файл)

      Затем избираются контролеры за выполнением правил, обязанные  наказывать  их нарушителей. За всеми водителями остается право возбуждать расследование  за любое нарушение правил  движения  другим  водителем  и  обжаловать  действия контролеров.  Кроме  того,  избирается  обществом  орган,  который  проводит плановую проверку работы контролеров.

      Итак, каждый  водитель участвует в выработке  правил,  в  их  защите,  в

создании контрольного  органа.  Он,  этот  водитель,  осознает  свою  прямую

причастность к  тому  порядку,  который  установлен.  Нетрудно  расшифровать приведенную аналогию: водитель — это гражданин, корпус контролеров  —  орган власти, правила движения — законы.  Общество  в  своей  жизни  опирается  на правопорядок и законность.

      Со стороны  такое общество может показаться  просто склочным.  Постоянно дискутируются какие-то вопросы, связанные с пунктом А параграфа В закона  С. Споры идут о каждой формулировке, цифре, запятой. На известных  общественных деятелей изливаются ушаты компромата, суды полны тяжб  по  самым  пустяковым поводам. Только  кончились  выборы  в  высший  орган  власти,  как  началась избирательная кампания  в  местное  самоуправление.  Но в сравнении с обществом «полного единодушия»,  где

на каждом шагу встречаются  «временные  трудности»  и  «досадные  сбои»,  это шумливое  сборище  спорщиков  может   иметь   весьма   отлаженный   механизм исполнения и контроля. И нет ни ежегодных битв за  урожай,  ни  перебоев  со снабжением,  ни  кампаний  по   повышению   политической   грамотности,   ни бесплатного сбора металлолома для помощи национальной металлургии.

      Хороший  шахматист  отличается  от  плохого  тем,  что думает  не  над

ближайшим ходом, а о вариантах  дальнейшего развития борьбы. Поздно думать  о победе за один ход до неизбежного мата, который тебе  приготовил  противник. Так и в демократическом обществе обсуждают «правила  игры»,  продумывая  их практические  последствия. 

      Причины   возникновения  и  типология   политических   конфликтов.   Все

политические конфликты  в обществе можно  разделить  на  два  основных  вида: горизонтальные и вертикальные.

      1. Горизонтальные  политические конфликты. В них   борьба  за  власть  и

властные полномочия ведется  в рамках существующего режима.  Например,  между правительством  и  парламентом,  различными  политическими  группировками  в правящей элите, государством и отдельными  субъектами  политики  (личностью, группой, институтом) и т. д.

      Цели   и   причины   возникновения   горизонтальных    конфликтов    —

совершенствование существующей системы  власти.  Например,  смена  неугодных лидеров или правящей элиты,  частичная  корректировка  политического  курса, увеличение  или  уменьшение  властных  полномочий  тех  или  иных  субъектов политики и т. п.

      В демократической   политической  системе  горизонтальные  политические конфликты институционализированы и в определенной     степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый,  публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск  парламента  и  назначение досрочных   выборов,   вотум   недоверия    правительству,    обращение    в конституционный суд и др.

      Тоталитарный  режим власти не признает никаких  политических  конфликтов и  стремится  их  не  допустить.  Если   же   горизонтальные   конфликты   в тоталитарной политической системе и  случаются,  то  они  приобретают  форму заговора или дворцового переворота.  Примером  горизонтального  конфликта  в тоталитарном государстве может служить факт  смещения  в  1964  г.  с  поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК  КПСС  (14  октября  1964 г.), решавший вопрос об освобождении Н. С. Хрущева от занимаемой  должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и  больше  походил на заговор.

      2. Вертикальные  политические конфликты. В них  конфронтация проходит по линии  «власть  –  общество».  Социальная  политическая  структура  общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы  в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и  играют  разные  роли. Иерархичность статусно-ролевой  структуры,  неравный  доступ  к ресурсам  и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть  – общество».

      Вертикальные  политические конфликты, в свою  очередь,  можно  разделить на два подвида:

      а) статусно-ролевые  конфликты используются  в борьбе  за  повышение

личного и группового статуса (роли) в политической  структуре  общества  (за место в иерархии политической власти, за совокупность и  объем  политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и  влиять  на нее, за соответствие статуса и роли и  др.).  Примерами  являются  конфликты между Центром и регионами в современной России.

      Статусно-ролевые конфликты возникают не только  по  вертикали «верхи»-«низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами,  находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий  и фракций в партии).

      б)  режимные  политические   конфликты   преследуют   цели   свержения

существующего политического  строя или радикального  изменения  политического курса.

      Все многообразие  причин возникновения режимных  конфликтов можно свести к двум основным:

      1.   Ущемление   базовых   социально-экономических   и    политических

потребностей и интересов  значительной части населения страны.

      2. Различия  в оценках, ценностных ориентациях,  целях,  представлениях

по  поводу  политического  и  социально-экономического   развития   общества (различия политических культур).

      Ущемление  базовых потребностей может быть  вызвано  как  объективными, так и субъективными факторами.

      Объективные  факторы:

      -  кризис  естественного  социально-экономического  развития  общества

(например, кризис СССР  в 80-е гг.);

      -  трудности,  связанные  с  радикальным   реформированием   социально-

политической системы  общества;

      - результат  непредвиденных обстоятельств (стихийное  бедствие,  мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).

      Субъективные  факторы:

      -    явные     просчеты     в     социально-экономической     политике

(некомпетентность);

      - нежелание  правящей элиты учитывать коренные интересы  и потребности подвластных классов и социальных слоев;

      -  осознание  (восприятие) подвластными социальными  слоями  и  классами существующей  политической  системы  распределения  ресурсов  (в  том  числе власти) как несправедливой и незаконной.

      Каковы  бы ни были причины ущемления  базовых потребностей человека,  но если  значительная  часть  населения  страны  не  находит  своего  места   в

существующей  социально-политической  структуре  общества  и   не   способна удовлетворить свои базовые  потребности  в  рамках  существующих  социально-политических институтов, то она будет стремиться  разрушить  или  радикально изменить эти институты. Примерами таких  конфликтов  является  борьба  левых партий и движений в России против существующего  в  настоящее  время  режима политической власти.

      Как виды  политических конфликтов, выделяют  также конфликты ценностей и конфликты интересов.

      В конфликте  ценностей (ценностных ориентации) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом  курсе страны и  правилах  политической  игры.  В  ценностных  конфликтах  возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?».

      В  конфликте   интересов  борьба   идет   в   сфере   распределения   и перераспределения различных ресурсов (власти,  материальных  благ,  духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится «Как делать?».

      Одной из  разновидностей  политического   конфликта  является  конфликт политических культур. В этом  конфликте  происходит  столкновение  различных политических ценностей,  норм,  обычаев,  традиций,  способов  политического поведения, ценностных ориентации и целей  политического  развития.  Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в  обществе, когда сталкиваются старая и новая политические  культуры.  Например,  борьба старой   тоталитарной   политической   культуры    с    новой    либерально-демократической в современном российском обществе.

      Различают  также политические конфликты  по признаку объективности:

      - подлинный, вызванный объективными противоречиями;

      - случайный, условный, еще не осознаваемый участниками;

      - смещенный, лишь косвенно связанный с объективными противоречиями;

      - приписанный,  указывающий на субъекты, не находящиеся  в конфликте;

      - ложный, не имеющий реальных причин.

      В грязной  политике, как правило,  идет  подмена   реальных,  объективно

обусловленных  конфликтов  ложными,  смещенными,  неверно   приписанными   и другими.

      Политические  конфликты особенно важно различать  по глубине  лежащих  в их основании противоречий. По мнению американского политолога А.  Рапопорта, есть конфликты: типа «схватка», когда в основе конфликта лежат  непримиримые противоречия; типа «дебатов», где возможны компромиссы; типа «игр», где  обе стороны  действуют  в  рамках  единых  правил  и  не  разрушают  сложившихся отношений.

      Как и другие социальные  конфликты,  политические  бывают  локальными, общими,  кратковременными,  долговременными,  субъективными,   объективными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона,  отдельного города и района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Урегулирование политических конфликтов

 

     Под урегулированием конфликта (конфликтным контролем) понимается разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

Политической практикой  и теорией выработаны некоторые  всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Слово консенсус происходит от латинского consentio, которое в свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей  любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального  порядка, выраженное в действиях. В  демократических системах обычно различают  три объекта возможного соглашения:

1) конечные цели (свобода,  равенство и т.д.), которые составляют  структуру системы представлений;

2) правила игры, или процедуры;

3) конкретные правительства  и правительственная политика. Эти  три объекта могут быть трансформированы  в три уровня консенсуса:

1) консенсус на уровне  сообщества, или основной, ценностный;

2) консенсус на уровне режима, или процедурный;

3) консенсус на уровне политики.

Первый объект или уровень  консенсуса - основной - показывает, разделяет  ли данное общество одинаковые ценностные представления и цели.

Второй объект или уровень  консенсуса - процедурный - устанавливает  правила игры, фиксируемые в конституциях.  
Третий объект или уровень консенсуса (в отношении политики и правительства) выдвигает на передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.  
Консенсус универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношении церковь-государство, традиционной политики и включением в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.  
Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:

Информация о работе Политические конфликты и пути их урегулирования