Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
статьей 3 Закона «Об официальном толковании отдельных статей Кодекса о вы-
борах в Кыргызской Республике», переголосование не проводилось, т.к. двух-
недельный срок для проведения переголосования, установленный пунктом 2
статьи 76 Кодекса «О выборах в Кыргызской Республике», был пропущен8152.
В четырех избирательных округах: Университетском № 1, Асанбаевском
№ 6, Кочкорском № 34, Тонском № 75 - выборы были признаны недействитель-
ными и несостоявшимися. В результате, по этим округам в июне-октябре 2005
года были проведены повторные выборы8253.
В двух избирательных округах: Тундукском № 8, Аксыйском № 20 - в свя-
зи с досрочным прекращением депутатских полномочий 27 ноября 2005 г. со-
стоялись выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вместо
выбывших8354.
Парламентские выборы 2005 года продемонстрировали, что, несмотря на
большую и многогранную работу по подготовке и проведению выборной кам-
пании, злоупотребление
ми, другими участниками
рантии избирательных прав граждан, препятствует проведению действительно
свободных выборов.
Итого в новом составе Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в котором
участвовали политические партии, все депутаты были – мужчины. По образо-
ванию все 75 депутатов – с высшим образованием. По возрасту: 35 лет – 4 че-
ловека, от 36 до 45 лет – 33, от 46 до 60 – 35, от 60 до 70 – 3 депутата. По наци-
ональному составу: кыргызов – 63, русских – 3, узбеков – 7, 1 карачаевец, 1 ко-
реец. Повторно избранных депутатов – 268455.
Ниже в табличной форме № 13 и № 14 представлен качественный состав
избранных депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 2005 года,
Ф.И.О. депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, выдвинутых по-
литическими партиями и их принадлежность к политической партии.
81 Выборы депутатов Жогорку
82 Там же.
83 Там же. С. 286 – 287.
84 Там же. С. 512-513.
Политические партии Кыргызстана
81
Таблица № 13: Качественный состав избранных депутатов Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики 2005 года85 56
Наимено-
вание ре-
гионов (об-
ласть, го-
род)
Число
повторно
избран-
ных де-
путатов
Кем выдвинут
Полит.
партия
Само-
выдвиже-
ние
Высш. Сред-
спец.
Сред.
г. Бишкек –
11 деп.
3
«Адилет»
«Алга, Кыр-
гызстан!» 7 11 - -
Баткенская –
6 деп.
2
«Партия ком-
мунистов»
«Алга, Кыр-
гызстан!»
2 6 - -
Джалала-
бадская - 14
деп.
5 «Алга, Кыр-
гызстан!» 10 14 - -
Иссыккуль-
ская-7 деп.
1 «Новая сила» 6 7 - -
Нарынская -
4 деп.
1 «Алга, Кыр-
гызстан!» 3 4 - -
г. Ош – 4
деп. 3 «Адилет» 3 4 - -
Ошская –
14 деп. 5 «гАылзгсат, аКн!ы»р- 11 14 - -
Таласская -3
деп.
1 -- 3 3 - -
Чуйская -12
деп.
5 «гАылзгсат,а нК!ы»,р-
«Адилет»
6 12 - -
Всего по ре-
спублике: 75
депутатов
26 24 51 75 - -
85 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б., 2005. -
С. 438-439.
Политические партии Кыргызстана
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
Новая редакция Конституции Кыргызской Республики и Кодекса Кыргыз-
ской Республики о выборах в Кыргызской Республике, принятых в 2007 году,
ввели новый порядок избрания Жогорку Кенеша - по спискам политических
партий.
С выходом Указа Президента КР от 23 октября 2007 года, УП № 465 о до-
срочных выборах в ЖК КР
по партийным спискам можно
ся новый этап политической истории Кыргызстана, формирование парламента
по пропорциональной системе. Вопрос о введении пропорциональной системы
при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
неоднократно поднимался в течение последних 10 лет при внесении дополне-
ний и изменений в Кодекс о выборах.
Досрочные выборы проводили 56 территориальных избирательных комис-
сий, в которые вошли 143 представителя от 18 политических партий. Голосо-
вание проходило на 2274 участковых избирательных комиссиях, в том числе в
38 представительствах Кыргызской
Республики в иностранных
Российской Федерации было образовано 11 участковых комиссий в 10 городах
страны. Всего в 23 странах мира были открыты избирательные участки8758. Со-
став 7 областных и Бишкекской, Ошской избирательных комиссий был сформи-
рован еще в 2005 году и насчитывает 85 человек, из них 52 (61%) – мужчины,
33 (39%) – женщины в возрасте от 30 лет и выше, представители разных нацио-
нальностей. Почти все из них (94%) имеют высшее образование8859.
К 30 октября 2007 г. завершился процесс формирования районных, город-
ских избирательных комиссий, который проходил в гласной и открытой обста-
новке. Сроки, закрепленные Кодексом КР о выборах в КР, отведенные на их
формирование, были выдержаны – не позднее 7 дней после назначения выбо-
ров (из-за сжатых сроков, отведенных на подготовку и проведение выборов в
КР, все временные рамки, установленные Кодексом КР о выборах в КР, умень-
87 Досрочные выборы депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской
2008.- С. 132.
88 Там же. С. 170.
Политические партии Кыргызстана
шаются на 1/3)8960.
В составы районных (РИК), городских (ГИК) комиссий вошел 491 чело-
век, из них 292 (59 %) мужчины, 199 (41%) – женщины. От политических пар-
тий в составы РИК и ГИК вошли 143 (29%) человека, собранием избирателей
было выдвинуто 348 (71%) кандидатур самых разных возрастов – от 30 до 46 и
выше и национальностей.
Большую часть выдвиженцев
щие высшее образование - 394 (80%). Выдвижение кандидатур в районные, го-
родские комиссии проходило в соответствии с Кодексом КР о выборах в КР: со-
блюдалось условие, согласно которому в составе избирательной комиссии может
быть не более одного представителя от каждой политической партии, собрания
избирателей, а также представителя от одной и той же организации (учреждения,
предприятия). Представители политических партий составляли не более одной
трети от общего числа членов избирательной комиссии9061.
Выдвижение представителей от политических партий, собраний избирателей
в составы областных, городских, районных избирательных комиссий проходило
по 29 октября 2007 года включительно9162.
В ходе досрочных выборов депутатов в Жогорку Кенеш КР, районные, город-
ские избирательные комиссии в соответствии с полномочиями, закрепленными
Кодексом КР о выборах в КР, осуществляли контроль за подготовкой и проведе-
нием выборов на соответствующей территории; рассматривали жалобы и заяв-
ления на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комис-
сий, а также принимали по ним решения; распоряжались денежными средства-
ми, выделенными на подготовку и проведение выборов, распределяли их меж-
ду участковыми избирательными комиссиями; обеспечивали соблюдение равных
правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов; оказывали
организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в
проведении голосования на избирательных участках; устанавливали итоги голо-
сования по выборам на соответствующей территории, сообщали их средствам
массовой информации; осуществляли другие полномочия в соответствии с Ко-
дексом о выборах, законодательством о выборах Кыргызской Республики.
В соответствии с Кодексом КР о выборах в КР, в течение двух дней после за-
вершения процесса формирования районных, городских избирательных комис-
сий, в местных СМИ областными и Бишкекской городской избирательными ко-
миссиями были опубликованы составы и адреса РИК и ГИК9263. До 25 ноября 2007
года были сформированы также участковые избирательные комиссии, а также об-
разованные за пределами территории Кыргызской Республики по представлению
МИД9364. Члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса
в соответствии с Кодексом КР о выборах в КР, работали без отрыва от основной
89 Там же. С. 132.
90 Досрочные выборы депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской
2008.- С. 132.
91 Там же.
92 Там же. С. 171.
93 Там же.
Политические партии Кыргызстана
работы – на общественных началах.
Новый порядок формирования парламента послужил толчком повышения ак-
тивности политических партий. К моменту проведения парламентских выборов в
декабре 2007 года в республике было зарегистрировано свыше 100 политических
партий. Списки кандидатов и иные документы для регистрации в Центральную
избирательную комиссию предоставили 22 политические партии. Остальные 28
политических партий, представивших
уведомления о желании
срочных выборах, отказались от дальнейшего участия в выборной гонке9465.
Документы для регистрации, представленные политическими партиями в Цен-
тральную избирательную комиссию, проходили специальную процедуру провер-
ки, на что было отведено 7 календарных дней. В соответствии с избирательным за-
конодательством, Центральная избирательная комиссия часть документов прове-
ряла сама, а списки кандидатов направляла в Департамент паспортного и визово-
го контроля Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. Проверке в
МВД подвергались сведения о принадлежности к гражданству Кыргызской Респу-
блики лиц, выдвинутых в списках кандидатов в депутаты, а также сведения о суди-
мости, либо о не погашенной или не снятой в установленном порядке судимости9566.
Регистрация осуществлялась по мере завершения проверки документов каж-
дой политической партии с 16 ноября по 25 ноября 2007 года включительно. В те-
чение этого времени были зарегистрированы списки кандидатов в депутаты Жо-
горку Кенеша 12 политических партий, три партии взяли самоотвод, а семи пар-
тиям было отказано в регистрации. Причиной отказа в регистрации списков кан-
дидатов пяти политических партий послужило несоблюдение пункта 3 статьи 72
Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике, т.е. в спи-
ске кандидатов этих партий не была соблюдена очередность лиц разного пола.
Одной политической партии – из-за несоответствия документов требованиям ста-
тьи 27 Кодекса о выборах; еще одной политической партии - из-за того, что
гражданство Кыргызской Республики 16-ти кандидатов из списка партии не было
подтверждено Министерством внутренних дел Кыргызской Республики9667.
После регистрации списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша отдель-
ные зарегистрированные кандидаты на практике воспользовались действи-
ем нормы, заложенной в пункте 8 статьи 27 Кодекса о выборах. Согласно этому
пункту, зарегистрированный кандидат, состоящий в списке кандидатов полити-
ческой партии, вправе в любое время, но не позднее, чем за три дня до дня голо-
сования, отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заяв-
ление об этом в Центральную избирательную комиссию9768. Политическая партия
также вправе в любое время, но не позднее, чем за три календарных дня до дня
голосования, отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах по
единому избирательному округу, либо исключить некоторых кандидатов из спи-
94 Досрочные выборы депутатов
Жогорку Кенеша Кыргызской
95 Там же. С. 171.
96 Там же.
97 Там же.
Политические партии Кыргызстана
ска, заверенного Центральной избирательной комиссией, подав письменное за-
явление в Центральную избирательную комиссию. В период с 28 ноября по 12 де-
кабря в Центральную избирательную комиссию поступили заявления об исклю-
чении из списков 16 зарегистрированных кандидатов от разных партий, два за-
регистрированных кандидата были исключены из списков на основании решения
политической партии9869.
Новации, внесенные в избирательное законодательство, коснулись главы VI
«Информационное обеспечение выборов» Кодекса о выборах. В частности, впер-
вые в избирательном
риод с момента назначения выборов и до начала предвыборной агитации участ-
ники выборного процесса вправе только информировать избирателей: разъяснять
избирательное законодательство Кыргызской Республики, особенности его при-
менения на конкретных выборах, оповещать участников избирательного процес-
са о сроках и порядке осуществления избирательного процесса (о формировании
комиссий, выдвижении списков кандидатов, их регистрации и т.д.).
Требования к информированию, согласно пункту 3 статьи 30 Кодекса о вы-
борах, следующие: «Содержание информационных материалов, размещаемых в
средствах массовой информации или распространяемых иным способом, долж-
но быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства политиче-
ских партий, в них не должно отдаваться предпочтение какой бы то ни было по-
литической партии».
Центральная избирательная комиссия с учетом принципа равенства, путем же-
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика