Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа
Изучение политических партий как политико-правового явления, категории
и института является одним из наиболее значимых направлений современной
общественной науки. Теоретико-методологический и практический интерес к
этому направлению исследований в отечественной науке многократно усили-
вается формированием новой демократической – конкурентной и плюралисти-
ческой партийной системы, трансформацией политических партий в структур-
ный элемент механизма организации и осуществления государственной власти
в Кыргызской Республике.
Как показывает анализ, формирование партий и партийной системы Кыр-
гызской Республики началось еще до обретения своей независимости. Зачатки
демократического и национального самосознания стали оформляться в первые
общественно-политические движения, переросшие в последующем в полити-
ческие движения и политические партии Кыргызстана
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
СУЩНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия и характерных
признаков политической партии
1.2. Основные теоретические подходы в определении роли
и функций политической партии
1.3.Типология политических партий и партийных систем
Глава 2. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Конституционно-правовые основы и политико-правовой статус
политических партий в Кыргызской Республике
2.2. Основные принципы деятельности, организационная структура и
членство в политических партиях Кыргызской Республики
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
УЧАСТИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЙ КЫРГЫЗСТАНА (2000 – 2010 ГОДЫ)
3.1. Первый этап. Избирательная кампания 2000 года
3.2. Второй этап. Избирательная кампания 2005 года
3.3. Третий этап. Избирательная кампания 2007 года
3.4. Четвертый этап. Избирательная кампания 2010 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
век, избирательный блок «Союз демократических сил» - 23, «Аграрно-трудовая
партия» - 17, избирательный блок «Манас» - 15 и т.д. Всего по партийным спи-
скам было выдвинуто 183 кандидата в депу таты Законодательного собрания4011.
Прием и проверка избирательных документов для регистрации кандидатов
и списков кандидатов осуществлялись в соответствии со статьей 27 Кодекса о
выборах. Среди прочих должны были быть представлены документы, содер-
жащие сведения о размере и источниках доходов кандидата, сведения об иму-
ществе, принадлежащем каждому кандидату и членам его семьи на праве соб-
ственности. В избирательные комиссии также должны были быть представле-
ны платежные поручения о перечислении в установленном порядке средств
избирательно го залога с отметкой банка о принятии к исполнению платежно-
го документа4112.
Пакеты избирательных документов сдавались в Центральную и окружные
избирательные комиссии. Как показывает анализ количества поданных доку-
ментов, в общей сложности было принято более 2500 документов в отноше-
нии 455 зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным
округам, а также 183 кандидатов, выдвинутых политическими партиями и из-
бирательными блоками по единому республиканскому избирательному округу.
Центральная избирательная комиссия Кыргызской Республики регистрировала
списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и избира-
тельными блоками, на основании избирательных доку ментов, представляемых
в соответствии со статьей 27 Кодекса о выборах.
Анализируя первый опыт участия политических партий Кыргызстана в из-
бирательном процессе, были допущены нарушения и недочеты как со стороны
кандидатов по одномандатным округам, так и от политических партий. В отчет-
ном документе Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики
за период этой выборной кампании, в частности указано, что в ходе проверки,
которая длилась в окружных избирательных комиссиях 15 дней, в Центральной
избирательной комиссии - 10 дней со дня приема документов для регистрации
списков кандидатов, нередко выявлялись на рушения, отдельные избирательные
документы содержали значительное количество ошибок. Низкий уровень под-
готовки документов, представлен ных кандидатами, можно объяснить тем, что:
• Кодекс о выборах не был достаточно изучен кандидатами, пред-
ставителями политических партий и избирательных блоков;
40 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты. -Б. 2000. -С.278.
41 Кодекс о выборах в Кыргызской Республике от 29 апреля 1999 г., статья 27.
Политические партии Кыргызстана
52
• низким уровнем правовой подготовки доверенных лиц и уполно-
моченных представителей кандидатов в области избирательного права и изби-
рательного процесса;
• незнанием устава собственной партии в части полномочий ее ор ганов,
имеющих право принимать решения по вопросам, относя щимся к выборам.
В результате, наиболее часто представлялись недостоверные сведе ния об
имуществе. Кандидаты в депутаты не указывали все имущество, находящее-
ся у них на праве собственности: автомобили, квартиры (дома), а также земель-
ные участки. Причем наиболее распространенной причи ной, по которой приво-
дились недостоверные сведения, была элементар ная правовая неграмотность и
невнимательность кандидатов при состав лении документов4213.
Например, многие кандидаты не вносили в декларацию свои транс портные
средства, так как считали их проданными, поскольку оформили генеральную
доверенность на другое лицо. Однако, в соответствии с Граж данским кодексом
Кыргызской Республики, это действие не прекращает права собственности. Не-
редко кандидаты указывали размер своего совокупного годового дохода, не вклю-
чая в него отдельные источники дохода и т.д. В итоге из числа выдвинутых канди-
датов в депутаты по одномандатным избирательным округам было зарегистриро-
вано 455 человек. Перед первым туром 30 зарегистрированных кандидатов в де-
путаты сняли свои кандидатуры по собственному желанию и 11 - не были вклю-
чены в бюллетени за
различные нарушения
том числе 4 человека - по решению Верховного суда, 5 - по решению городских и
районных су дов и 2 - по
решению Центральной
В результате, 20 февраля 2000 года в бюллетени для голосования было вклю-
чено 414 кандидатов в депутаты, из них - 219 кандидатов - по выбо рам в За-
конодательное собрание и 195 кандидатов - по выборам в Собра ние народных
представителей, 105 - в Ошской области, 83 - в Чуйской, 78 - в Бишкеке, 77 - в
Джалалабадской области и т.д. По гендерному составу из 414 зарегистрирован-
ных по одномандатным избирательным окру гам кандидатов: 384 - мужчины,
30 - женщины. По национальному составу: 344 человека - кыргызы, 25 - узбеки,
24 - русские, 2 - казахи, 19 - другие национальности4314.
По единому республиканскому округу, в которых участвовали списки поли-
тических партий, было зарегистрировано 152 кандида та, т.к. 31 человек из вы-
двинутых кандидатов сняли свою кандидатуру. Из зарегистрированных канди-
датов: 35 - женщины, 117 - мужчин. По нацио нальному составу: 118 человек
- кыргызы, 21 - русские, 7 - узбеки, 6 - другие национальности. Среди кандида-
тов, зарегистрированных по партий ным спискам, 10 человек – были депутата-
ми действующего Законодательного со брания, 6 – были депутатами действую-
42 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б. 2000.
-С. 280.
43 Там же. С. 281.
Политические партии Кыргызстана
53
щего Собрания народных представителей Жогорку Кенеша4415.
В процессе выборов очень важный вопрос – вопрос финансирования канди-
датами и политическими партиями своей выборной кампании. В соответствии
со статьей 51 Кодекса «О выборах в Кыргызской Рес публике» от 1999 года, в
целях финансирования предвыборной кампании кандидатами в депутаты Зако-
нодательного собрания и Собрания народных представите лей Жогорку Кене-
ша Кыргызской Республики для формирования избира тельных фондов 450 кан-
дидатами в депутаты, баллотировавшимися по од номандатным избирательным
округам, а также 11 политическими партиями и избирательными блоками, был
открыт 461 специальный временный
счет. Избирательные фонды
соответствии с установленным порядком, формировались за счет:
• собственных средств кандидата (не более 300 тыс. сом);
• средств, выделенных кандидату выдвинувшей его политической парти-
ей, избирательным блоком (не более 150 тыс. сом);
• собственных средств политической партии, избирательного блока (5
млн. сом);
• пожертвований физических лиц в фонд кандидата (не более 2000 сом),
в фонд политической партии, избирательного блока (не более 3000 сом);
• пожертвований юридических лиц в фонд кандидата (не более 20 тыс.
сом), в фонд политической партии, избирательного блока (не более 100 тыс. сом).
Предельная сумма расходов кандидата в депутаты Законодательного собра-
ния и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргыз ской Респу-
блики за счет средств избирательного фонда не могла превы шать 2 млн. сомов.
За период этой выборной кампании
в избирательные фонды
тий и избирательных блоков поступило 2 942,2 тыс. сомов4516.
Средства избирательных фондов в разрезе политических партий и избира-
тельных блоков (в таблице № 2) выглядят следующим образом:
44 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б. 2000. -
С. 281.
45 Там же. С. 298.
Политические партии Кыргызстана
54
Таблица № 2
Наименование политических
партий и избирательных блоков
Средства
избирательного
фонда
(тыс. сом.)
Доля от общей
суммы
избирательных
фондов в %
Партия коммунистов Кыргызстана 390,3 13,3%
Избирательный блок "Манас" 230,8 18%
Избир. блок "Союз демократических
сил" 1361,3 46,3%
Социалистическая партия "Ата-
Мекен" 97,6 3,3%
Партия действия "Моя страна" 329 11,2%
Аграрная партия 32 1,1%
Прогрессивно-демократическая
партия "Эркин Кыргызстан" 159,7 5,9%
Партия ветеранов войны в
Афганистане 143,6 4,9%
Демократическая партия женщин
Кыргызстана 114,9 3,9%
Партия "Асаба" 83 2,8%
Аграрно-трудовая партия - -
Всего: 2942,2 100%
Как мы видим, среди 6-ти из 11-ти политических партий и избиратель-
ных блоков, преодо левших 5%-й
барьер, наибольшими оказались
в избиратель ный фонд избирательного блока «Союз демократических сил» -
1361,3 тыс. сом или 46,3%
от общего избирательного
лее следует «Партия коммунистов Кыргызстана» - 390,3 тыс. сом -13,3%, пар-
тия действия «Моя страна» - 329 тыс. сом - 11,2%, избирательный блок «Ма-
нас» - 230,8 тыс. сом - 7,8% и т.д.
Наименьшими оказались
ды «Аграрной партии» -32 тыс. сом, партии «Асаба» - 83 тыс. сом и Социали-
стической партии «Ата-Мекен» - 97,6 тыс. сом.4617
В целом анализ формирования средств избирательных фондов политических
партий и избирательных блоков показал, что основными источниками форми-
рования средств избирательных фондов кандидатов от политичес ких партий и
избирательных блоков стали собственные средства кандида тов в депутаты За-
46 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б. 2000. -
С. 312.
Политические партии Кыргызстана
55
конодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и средства
политических партий и избирательных блоков, выделенные кандидатам.
Анализ формирования собственных средств кандидатов в депутаты Зако-
нодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от полити-
ческих партий и избирательных блоков показывает, что в избирательных фон-
дах политических партий и
избирательных бло ков
датов составили 1012,3 тыс. сом или 34,4% от общего избирательного фонда4718.
Следует отметить, что доля поступле ний собственных средств кандидатов на
этих выборах занимала, как показано в таблице № 3, преобладающую часть из-
бирательных фондов некоторых политических партий и избирательных блоков.
Таблица № 3
Наименование политических
партий и избирательных блоков
Общая сумма,
поступившая в
избир. фонд
(тыс. сомов)
Поступление
собств. средств
кандидатов
(тыс. сомов)
Доля собств.
средств кандидатов
в%
Партия коммунистов Кыргызстана 390,3 368 94,3%
Избирательный блок "Манас" 230,8 - -
Избирательный блок "Союз
демократических сил" 1361,3 428,9 31,5%
Соц. партия "Ата-Мекен" 97,6 - -
Партия действия "Моя страна" 329 - -
Аграрная партия 32 10 31,3%
Партия "Асаба" 83 83 100%
Прогрессивно-демократическая
партия "Эркин Кыргызстан" 159,7 50 31,3%
Партия ветеранов войны в
Афганистане 143,6 - -
Демократическая партия женщин
Кыргызстана 114,9 72,4 63%
Аграрно-трудовая партия - - -
Итого: 2942,2 1012,3 34,4%
47 Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Цифры и факты.- Б. 2000. -
С. 312.
Политические партии Кыргызстана
56
Как видно из таблицы 3, доля собственных средств кандидатов в избира-
тельном фонде «Партии коммунистов Кыргызстана» занимает 94,3%, избира-
тельном фонде «Демократической партии женщин Кыргызстана» - 63%, в изби-
рательном фонде избирательного блока «Союз демократических сил» - 31,5%,
а избиратель ный фонд партии
«Асаба» был полностью
поступле ний средств кандидатов.
Избирательный блок «Манас», Социалистическая партия «Ата-Мекен», пар-
тия действия «Моя страна» и «Партия ветеранов войны в Афганистане» не име-
ли поступлений собственных средств кандидатов в свои избира тельные фонды.
По суммам вложений собственных средств кандидатов в избиратель ные фон-
ды политические партии и
избирательные блоки можно
- В первую группу входит
«Партия коммунистов
тов от которой можно назвать материально благополучными. Поступле ния соб-
ственных средств кандидатов данной партии составили 368 тыс. сом, сформи-
рованные за счет вложений 4-х кандидатов, внесших в среднем по 93 тыс. сом;
- Во вторую группу входят избирательный блок «Союз демократических
сил» и партия «Асаба», кандидатами от которых в избирательные фонды было
вложено в среднем по 20 тыс. сом;
- К третьей группе
можно отнести «
Кыргызстана», кандидаты от которой внесли в среднем по 8 тыс. сом, а так же
«Аграрную партию», кандидаты от которой внесли по 5 тыс. сом.
Анализ средств политических партий и избирательных блоков, выделенных
кандидатам в депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргыз-
ской Республики, представленных в таблице № 4, показывает, что эти суммы со-
ставляют 826,8 тыс. сом или 28,1% от общего изби рательного фонда.
Политические партии Кыргызстана
57
Таблица № 4
Наименование политических
Информация о работе Политические партии Кыргызстана: теория и практика