Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, контрольная работа
Дана теоретическая характеристика политического процесса. Рассмотрено само понятие «политический процесс», продемонстрированы структурные компоненты и формы данного явления. Также мы рассмотрели режимы протекания политического процесса.
В основной части нами были представлены степень и виды участия российских граждан в политике, показана их специфика. Мы выяснили, что участие соотечественников часто приобретает неконвенциальные формы, выражающиеся в агрессивных действиях. Помимо этого, нами было показано, что граждане России не проявляют активности в работе политических партий и организаций. Это мы объясняем несформированностью в России у населения основ демократической политической культуры участия.
Введение 3 стр.
ГЛАВА 1 Сущность и стуктура политического процесса 8 стр.
§1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр.
§1-2 Структура и виды политического процесса 12 стр.
§1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр.
ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в
современной России в переходный период от
тоталитаризма к демократии 27стр.
§2-1 Характеристика политического участия в
современной России 29 стр.
§2-2 Политическое поведение различных социальных и
возрастных групп в России на современном этапе 42 стр.
§2-3 Особенности политического экстремизма
в современной России 58 стр.
Заключение 72 стр.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 76 СТР.
Если термины «фашизм»
и «правый радикализм»
Если трактовать «фашизм» предельно широко (а именно такая трактовка преобладает в настоящее время) как некий конгломерат великодержавности, национализма, авторитарности и социальной демагогии, то и в этом случае, по моему мнению, вряд ли можно говорить о наличии у этих явлений достаточно мощных корней в российском обществе, способных реально изменить направление политического развития страны. Конечно, в отличие от «классических» фашистских и праворадикальных групп коммунистические, неокоммунистические и национал-популистские политические организации обладают и массовой базой, и мобилизационными возможностями. Однако они располагаются на социальной и политической периферии и не имеют пока серьезных шансов на власть, хотя и способны быть источником дестабилизации.
Причины, по которым тема фашизма заняла одно из центральных мест в обсуждении перспектив политического развития России, на мой взгляд, имеют скорее когнитивный, а не онтологический статус. Их корень — в изменившейся позиции демократов «первой волны» в политическом процессе, а также в кризисных явлениях, происходящих в демократическом сознании.
Успех партии Жириновского на парламентских выборах вызвал перелом в восприятии демократическим сознанием политических процессов в стране. Если до декабря 1993 г. обобщенный образ опасности, угрожающей демократии в России, обозначался словами «коммунистический реванш», то после декабря его место прочно занял образ «фашистской угрозы».
Переориентация
Эти образы концентрируют внимание на разных источниках опасности: один — на обществе, другой — на государстве, но они обладают внутренним единством, стержень которого образуют «сквозные» идеи авторитаризма, национализма и традиционализма.
Образ «больного общества» наиболее уязвим с точки зрения его познавательных возможностей и в наибольшей степени вызван причинами эмоционально—психологического свойства — травмами и фобиями демократического сознания после декабри 1993 г. Этот образ расходится с рядом устойчивых тенденций в массовом сознании и поведении, а именно:
— поддержку демократии как политическому идеалу постоянно оказывает около половины российских граждан;
— сторонники установления диктатуры составляют меньшинство, а их доля продолжает оставаться стабильной на протяжении длительного времени;
— абсолютное большинство населения считает невозможным возврат к «системе, существовавшей до 1985г.»;
Будучи неадекватным познавательным инструментом, образ «больного общества» сам по себе может стать источником опасности для демократического процесса. Во-первых, потому что разрушает основу демократического мировоззрения — веру в здравый смысл избирателей. Во-вторых, потому что чреват расколом между демократическими политиками и обществом. В-третьих, потому что позволяет демократам «первой волны» снять с себя ответственность за происходящее. И, наконец, в-четвертых, потому что в явной или неявной форме содержит «искушение авторитаризмом» и, одновременно, уже готовое обоснование для переориентации на недемократические методы политического управления.
Образ «имперского государства» имеет, на мой взгляд, реальное познавательное значение и отображает, хотя и в неадекватной форме, ситуацию политического тупика, в котором в настоящее время оказались властные структуры и сложившаяся политическая система.
Реальный источник опасности для демократии в России коренится, как представляется, в нынешнем состоянии идеологических, политических и властных структур, в тех процессах, которые протекают в тесно связанных с этими структурами — и между собой — сообществах: в государственной бюрократии, формирующемся «политическом классе» и интеллигенции. Корень опасных тенденций — власть, а не общество. Здесь можно выделить два фактора, имеющих принципиальное значение. Первый — это слабость политической системы, сложившейся после августа 1991 г. Типы политической организации и политической идеология, которые были избраны в качестве «нормативных», начинают все больше расходиться с реальностями «переходного общества». Партии оказались неспособны обеспечить массовую политическую мобилизацию и демократическое участие граждан в обществе с «приватизированными» жизненными интересами, испытывающем глубокое недоверие к «большим» организациям и коллективным действиям вне зависимости от их политической окраски.
«Негативный» тип политической идеологии (антикоммунизм) быстро исчерпал себя и с трудом поддается обновлению (неуспех замены антикоммунизма на антифашизм). В то же время отсутствуют позитивная политическая идеология и общественный идеал, адекватные не только стратегическим целям реформ, но и реальностям переходного периода.
Второй фактор — идеологическая «нейтральность» власти (высшая бюрократия), которая в период «позднего социализма» привыкла воспринимать и использовать идеологию сугубо инструментально. На первых порах эта особенность власти и бюрократии обеспечила их сравнительно быструю и безболезненную политическую переориентацию. Сейчас, в период спада демократического движения и дискредитации основных установок демократов «первой волны», идеологическая нейтральность начинает подталкивать власть в прямо противоположном направлении, стимулируя ее приятие националистической и державной идеологий.
Нынешний идеологический дрейф власти, адекватно фиксируемый образом «имперского государства», во многом был призван компенсировать негибкость новой политической системы, не обеспечившей реальных связей между государством и обществом.
Уязвимость образа «имперского государства» как познавательного инструмента связана с тем, что при слабости политической системы власть остается единственным источником социально-политической стабильности,
Для того, чтобы власть
оказалась в состоянии
Фашизм, по моему мнению, — скорее условное обозначение опасности для демократии в России, нежели источник реальной угрозы. Последний коренится в кризисе демократического сознания, травмированного результатами парламентских выборов 1993 г. и продолжающего находиться в кругу политических представлений, сформировавшихся в период подъема демократического движения. В силу этого демократическое сознание не демонстрирует пока способности найти выход из тупика, в котором в настоящее время оказались властные структуры и «августовская» политическая система.
Ультраправые организации в России имеют большой численный состав (список самых известных см. Приложение).
Мы остановимся на самых известных – РНЕ (Русское национальное единство), ННП (Народная национальная партия), НБП (Национал- большевистская партия).
Русское национальное единство,
одна из самых известных
Сторонники РНЕ проводят
марши в крупных городах
Народной национальной партии А. Иванова-Сухаревского хватает только на то, чтобы издавать собственную газету (сначала – «Эра России», потом –«Я – русский»). На страницах газеты он воюет и с «Жидобольшевиками», и с сионистами, и с Лужковым, и с собственными идейными соратниками – Баркашовым, Васильевым, Лимоновым.
Члены ННП открыто заявляют о своих идейных предках. И в первую очередь это «арийский герой» Адольф Гитлер, который «понес Крест – Свастику в порабощенную Жидами Россию . . . стремясь к Уралу,- там , на седых вершинах, должны были встать гранитные воины – исполины, глядящие в сторону восхода. Русизм наследует великую жертву и великое действие».10 Интересны обещания лидера ННП. Он обещает «постройку гигантской автодороги от Берлина и Москвы до Токио в 12-ть полос», а также «возвращение естественного состояния становой жиле Руси Волге» («Эра России», №27, 1997). «Возвращение» планируется путем уничтожения всех гидроэлектростанций.
ННП выставляет «русское
происхождение как условие
Национал-большевистская партия Э. Савенкова (Лимонова) собирает к себе, в основном, студентов. Деятельность этой организации заключается, в основном, в участии во всех митингах и мелком хулиганстве. Лимонов достаточно красноречив в выражении своих взглядов. «Мне необыкновенно светло, чисто, радостно, до эйфорического головокружения, что я фашист». «Что я противоположен миру тусклых обывательских квартир, где поколения несвежих шелушащихся личностей рождаются, стареют и умирают в трусости, тупости и тоске. . . Да, я фашист. . .» («Анатомия героя», с.208)
Для демонстрации антиконституционной деятельности национал-экстремистов считается достаточным продемонстрировать схожесть отечественных фашистов с фашистами европейскими, иллюстрировав это примерами разжигания межнациональной розни и связи с чистым криминалом.
Это безусловно действенно – но только для определенной части населения, для реальных или потенциальных антифашистов. Если же человек увидел в Баркашове, Иванове-Сухаревском, Лимонове спасителя Нации – то он простит новому Фюреру все. Криминал, насилие, стилизованная свастика, расизм – со всем этим неофит сначала мирится, а потом принимает как собственную идеологию.
Фашистами пугают, но ряды экстремистов растут с каждым днем. РНЕ выступает против свободы, против семитов, против открытого общества – объясняли человеку журналисты. Но никто не объяснил, что фашисты выступают против самого этого человека. Как известно, ценности «открытого общества» пока привлекают, к сожалению, очень мало людей в России. Очень важно сейчас лишить фашистов России потенциальных сторонников, продемонстрировать антиконституционное, антироссийское и откровенно антитолерантное поведение экстремистов.
Подводя итог анализу
экстремизма в современной
В связи с выше сказанным, мы предлагаем ряд мер по нейтрализации экстремистских и радикалистских настроений в российском обществе.
1. Государство обязано принимать законы по борьбе с фашизмом и экстремизмом.
Подводя итог анализу некоторых особенностей политического процесса в России на современном этапе сделаем определенные выводы: