Политические процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

Дана теоретическая характеристика политического процесса. Рассмотрено само понятие «политический процесс», продемонстрированы структурные компоненты и формы данного явления. Также мы рассмотрели режимы протекания политического процесса.
В основной части нами были представлены степень и виды участия российских граждан в политике, показана их специфика. Мы выяснили, что участие соотечественников часто приобретает неконвенциальные формы, выражающиеся в агрессивных действиях. Помимо этого, нами было показано, что граждане России не проявляют активности в работе политических партий и организаций. Это мы объясняем несформированностью в России у населения основ демократической политической культуры участия.

Содержание

Введение 3 стр.
ГЛАВА 1 Сущность и стуктура политического процесса 8 стр.
§1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр.
§1-2 Структура и виды политического процесса 12 стр.
§1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр.
ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в
современной России в переходный период от
тоталитаризма к демократии 27стр.
§2-1 Характеристика политического участия в
современной России 29 стр.
§2-2 Политическое поведение различных социальных и
возрастных групп в России на современном этапе 42 стр.
§2-3 Особенности политического экстремизма
в современной России 58 стр.
Заключение 72 стр.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 76 СТР.

Вложенные файлы: 1 файл

Politich proces.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

Если термины «фашизм» и «правый радикализм» использовать по возможности точно, то вряд ли имеет смысл серьезно обсуждать проблему фашизма в России как сколько-нибудь реальной политической силы.

Если трактовать «фашизм» предельно широко (а именно такая трактовка преобладает в настоящее время) как некий конгломерат великодержавности, национализма, авторитарности и социальной демагогии, то и в этом случае, по моему мнению, вряд ли можно говорить о наличии у этих явлений достаточно мощных корней в российском обществе, способных реально изменить направление политического развития страны. Конечно, в отличие от «классических» фашистских и праворадикальных групп коммунистические, неокоммунистические и национал-популистские политические организации обладают и массовой базой, и мобилизационными возможностями. Однако они располагаются на социальной и политической периферии и не имеют пока серьезных шансов на власть, хотя и способны быть источником дестабилизации.

Причины, по которым тема фашизма заняла одно из центральных мест в обсуждении перспектив политического развития России, на мой взгляд, имеют скорее когнитивный, а не онтологический статус. Их корень — в изменившейся позиции демократов «первой волны» в политическом процессе, а также в кризисных явлениях, происходящих в демократическом сознании.

Успех партии Жириновского на парламентских выборах вызвал перелом в восприятии демократическим сознанием политических процессов в стране. Если до декабря 1993 г. обобщенный образ опасности, угрожающей демократии в России, обозначался словами «коммунистический реванш», то после декабря его место прочно занял образ «фашистской угрозы».

Переориентация демократического сознания на новый «образ опасности» сопровождалась расширением представлений об источнике опасных тенденций. Если ранее таковой усматривался в возможности «номенклатурного заговора то в последующем его место в демократическом сознании заняли образы «больного общества» и «имперского государства». Феномен «фашизма» появляется в поле демократического сознания всякий раз, когда оно использует подобные образы для описания политической реальности,

Эти образы концентрируют  внимание на разных источниках опасности: один — на обществе, другой — на государстве, но они обладают внутренним единством, стержень которого образуют «сквозные» идеи авторитаризма, национализма и традиционализма.

Образ «больного общества»  наиболее уязвим с точки зрения его  познавательных возможностей и в  наибольшей степени вызван причинами  эмоционально—психологического свойства — травмами и фобиями демократического сознания после декабри 1993 г. Этот образ расходится с рядом устойчивых тенденций в массовом сознании и поведении, а именно:

— поддержку демократии как политическому идеалу постоянно оказывает около половины российских граждан;

— сторонники установления диктатуры составляют меньшинство, а их доля продолжает оставаться стабильной на протяжении длительного времени;

— абсолютное большинство  населения считает невозможным  возврат к «системе, существовавшей до 1985г.»;

  • большинство членов общества сохраняет способность к рациональной оценке ключевых событий внутренней и внешней политики и к прагматической реакции на них.

 

Будучи неадекватным познавательным инструментом, образ  «больного общества» сам по себе может стать источником опасности для демократического процесса. Во-первых, потому что разрушает основу демократического мировоззрения — веру в здравый смысл избирателей. Во-вторых, потому что чреват расколом между демократическими политиками и обществом. В-третьих, потому что позволяет демократам «первой волны» снять с себя ответственность за происходящее. И, наконец, в-четвертых, потому что в явной или неявной форме содержит «искушение авторитаризмом» и, одновременно, уже готовое обоснование для переориентации на недемократические методы политического управления.

Образ «имперского государства» имеет, на мой взгляд, реальное познавательное значение и отображает, хотя и в  неадекватной форме, ситуацию политического  тупика, в котором в настоящее  время оказались властные структуры и сложившаяся политическая система.

Реальный источник опасности  для демократии в России коренится, как представляется, в нынешнем состоянии идеологических, политических и властных структур, в тех процессах, которые протекают в тесно связанных с этими структурами — и между собой — сообществах: в государственной бюрократии, формирующемся «политическом классе» и интеллигенции. Корень опасных тенденций — власть, а не общество. Здесь можно выделить два фактора, имеющих принципиальное значение. Первый — это слабость политической системы, сложившейся после августа 1991 г. Типы политической организации и политической идеология, которые были избраны в качестве «нормативных», начинают все больше расходиться с реальностями «переходного общества». Партии оказались неспособны обеспечить массовую политическую мобилизацию и демократическое участие граждан в обществе с «приватизированными» жизненными интересами, испытывающем глубокое недоверие к «большим» организациям и коллективным действиям вне зависимости от их политической окраски.

«Негативный» тип политической идеологии (антикоммунизм) быстро исчерпал себя и с трудом поддается обновлению (неуспех замены антикоммунизма на антифашизм). В то же время отсутствуют позитивная политическая идеология и общественный идеал, адекватные не только стратегическим целям реформ, но и реальностям переходного периода.

Второй фактор — идеологическая «нейтральность» власти (высшая бюрократия), которая в период «позднего социализма» привыкла воспринимать и использовать идеологию сугубо инструментально. На первых порах эта особенность власти и бюрократии обеспечила их сравнительно быструю и безболезненную политическую переориентацию. Сейчас, в период спада демократического движения и дискредитации основных установок демократов «первой волны», идеологическая нейтральность начинает подталкивать власть в прямо противоположном направлении, стимулируя ее приятие националистической и державной идеологий.

Нынешний идеологический дрейф власти, адекватно фиксируемый  образом «имперского государства», во многом был призван компенсировать негибкость новой политической системы, не обеспечившей реальных связей между государством и обществом.

Уязвимость образа «имперского  государства» как познавательного  инструмента связана с тем, что при слабости политической системы власть остается единственным источником социально-политической стабильности,

Для того, чтобы власть оказалась в состоянии выполнить  эту свою функцию, необходима корректировка  роли партий в политической системе  и укрепление связей власти с обществом с учетом реальностей его «переходного состояния».

Фашизм, по моему мнению, — скорее условное обозначение опасности  для демократии в России, нежели источник реальной угрозы. Последний коренится в кризисе демократического сознания, травмированного результатами парламентских выборов 1993 г. и продолжающего находиться в кругу политических представлений, сформировавшихся в период подъема демократического движения. В силу этого демократическое сознание не демонстрирует пока способности найти выход из тупика, в котором в настоящее время оказались властные структуры и «августовская» политическая система.

Ультраправые организации  в России имеют большой численный  состав (список самых известных см. Приложение).

Мы остановимся на самых известных – РНЕ (Русское национальное единство), ННП (Народная национальная партия), НБП (Национал- большевистская партия).

Русское национальное единство, одна из самых известных праворадикальных организаций, появившаяся из организации  «Память» Д. Васильева. Лидер – А. Баркашов. Официальная деятельность РНЕ – охрана различных объектов. Правда, эта деятельность переходит часто в откровенный криминал. «В Ярославле, Костроме, Воронеже, Ставрополе и других городах России РНЕ превратилось в настоящую полубандитскую группировку, основное занятие которых – собирать дань с рыночных торговцев».8 Принимают сторонники РНЕ и заказы на убийства. «Во Владивостоке было раскрыто заказное убийство генерального директора АО «Приморрыбпром» Захаренко. Как выяснилось, преступление совершили руководитель владимирской группировки РНЕ Шестопалов и активисты РНЕ Степаненко и Бойко».9

Сторонники РНЕ проводят марши в крупных городах России, нисколько не стесняясь своих  явно нацистских лозунгов и приветствий. Активистов РНЕ показывает ТВ, о них пишут в центральной прессе, словом, они известны основной части населения России.

Народной национальной партии А. Иванова-Сухаревского хватает только на то, чтобы издавать собственную газету (сначала – «Эра России», потом –«Я – русский»). На страницах газеты он воюет и с «Жидобольшевиками», и с сионистами, и с Лужковым, и с собственными идейными соратниками – Баркашовым, Васильевым, Лимоновым.

Члены ННП открыто  заявляют о своих идейных предках. И в первую очередь это «арийский  герой» Адольф Гитлер, который «понес Крест – Свастику в порабощенную Жидами Россию . . . стремясь к Уралу,- там , на седых вершинах, должны были встать гранитные воины – исполины, глядящие в сторону восхода. Русизм наследует великую жертву и великое действие».10 Интересны обещания лидера ННП. Он обещает «постройку гигантской автодороги от Берлина и Москвы до Токио в 12-ть полос», а также «возвращение естественного состояния становой жиле Руси Волге» («Эра России», №27, 1997). «Возвращение» планируется путем уничтожения всех гидроэлектростанций.

ННП выставляет «русское происхождение как условие российского  гражданства» – «лица нерусской  национальности или неправославного  вероисповедания . . . могут жить как  гости, субъекты со специальными правами, или в качестве подданных».11

Национал-большевистская партия Э. Савенкова (Лимонова) собирает к себе, в основном, студентов. Деятельность этой организации заключается, в основном, в участии во всех митингах и мелком хулиганстве. Лимонов достаточно красноречив в выражении своих взглядов. «Мне необыкновенно светло, чисто, радостно, до эйфорического головокружения, что я фашист». «Что я противоположен миру тусклых обывательских квартир, где поколения несвежих шелушащихся личностей рождаются, стареют и умирают в трусости, тупости и тоске. . . Да, я фашист. . .» («Анатомия героя», с.208)

Для демонстрации антиконституционной  деятельности национал-экстремистов считается  достаточным продемонстрировать схожесть отечественных фашистов с фашистами  европейскими, иллюстрировав это  примерами разжигания межнациональной розни и связи с чистым криминалом.

Это безусловно действенно – но только для определенной части  населения, для реальных или потенциальных  антифашистов. Если же человек увидел в Баркашове, Иванове-Сухаревском, Лимонове спасителя Нации – то он простит новому Фюреру все. Криминал, насилие, стилизованная свастика, расизм – со всем этим неофит сначала мирится, а потом принимает как собственную идеологию.

Фашистами пугают, но ряды экстремистов растут с каждым днем. РНЕ выступает против свободы, против семитов, против открытого общества – объясняли человеку журналисты. Но никто не объяснил, что фашисты выступают против самого этого человека. Как известно, ценности «открытого общества» пока привлекают, к сожалению, очень мало людей в России. Очень важно сейчас лишить фашистов России потенциальных сторонников, продемонстрировать антиконституционное, антироссийское и откровенно антитолерантное поведение экстремистов.

Подводя итог анализу  экстремизма в современной России, сделаем выводы и выделим особенности:

  1. Главная из причин роста экстремистских настроений – обнищание больших масс людей и обогащение небольшой группы собственников за счет этих масс. Упадок духовности, нравственности, пропаганда насилия.
  2. Существование на территории России преступного государства – Чечни, источника криминала, поддерживаемого из-за границы.
  3. Большие масштабы незаконного оборота оружия в государстве, ведущие к милитаризации экстремизма.
  4. Косвенной причиной роста радикализма является открытая и навязчивая пропаганда западного образа жизни. Малый процент отечественного, российского. К счастью, в последнее время появляется больше кинокартин, музыки русского характера.

 

В связи с выше сказанным, мы предлагаем ряд мер по нейтрализации  экстремистских и радикалистских настроений в российском обществе.

1. Государство обязано  принимать законы по борьбе  с фашизмом и экстремизмом.

  1. В учебных заведениях необходимо проводить программы по патриотическому воспитанию, не забывая, при этом, о мировых, общечеловеческих ценностях.

 

Подводя итог анализу некоторых особенностей политического процесса в России на современном этапе сделаем определенные выводы:

 

  1. Согласно проведенным исследованиям, большинство граждан не принимает активного участия в политике, что объясняется недоверием к власти, в возможность собственным участием изменить жизнь к лучшему.

 

  1. Протестное поведение избирателей носит неконвенциональный характер, что, на протяжении ряда лет, выражалось в забастовках, несанкционированных акциях протеста, агрессивное поведение в ответ на действия западных держав. В последнее время, с повышением благосостояния граждан, незаконное протестное поведение граждан принимает конвенциональный характер.

 

  1. В России сложилась ситуация, когда большую активность в политическом поведении демонстрируют люди старшего, пенсионного возраста, а молодые граждане и люди среднего возраста, в целом, более пассивны. Это мы объясняем большей дисциплинированностью, оставшейся верой в «лучшее будущее» у пожилых людей, выросших в советскую эпоху. Среднее поколение, сформировавшееся в 70-80- гг. видело моральное разложение и лицемерие власти и относится к ней сегодня с недоверием. Молодые люди, выросшие в эпоху демократии, вообще не интересуются политикой, предпочитая ей другие увлечения. Государство не сформировало у молодежи потребности в политическом участии и теперь ощущает ее пассивное поведение.

Информация о работе Политические процессы в России