Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:50, курсовая работа
Цель исследования - изучение сущности, форм проявления и факторов непосредственно влияющих на трансформации тоталитарных и авторитарных режимов.
Задачи исследования:
1. Выделить основные этапы процесса трансформации политических режимов.
2. Проанализировать сущность и формы проявления трансформации политических режимов.
3. Выявить основные факторы и формы воздействия на процесс трансформации политических режимов.
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Раздел 1. Трансформация недемократических режимов в демократию. . . .6
1.1 Понятие и типология политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . ………..6
1.2 Формы, типы и условия трансформаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………15
Выводы по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 20
Раздел 2. Политические трансформации на постсоветском пространстве………………………………………………………………..........22
2.1 Политические трансформации в Украине, России и в Молдове. . . . . . . . 22
2.2 Россия, Украина и Молдова в широком диапазоне переходных политических режимов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 25
Выводы по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… 29
Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. 31
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Хрущев и его коллеги не усомнились, посылать ли советские танки, чтобы задушить венгерское восстание. Хрущев войдет в историю как человек, пытавшийся сделать доброе своей стране, но не как успешно работающий демократический реформатор. [22, с.144]. Есть и другие проблемы. Не только то, что реформаторы непоследовательны, иногда реформаторы попадают просто в ловушку. Потому что действуют две силы. С одной стороны, люди, имеющие власть. Это консервативно настроенные люди и лидеры, которые контролируют значительную часть государственной машины - полицию, военную машину и другие элементы государства. Поэтому реформатор должен быть осторожен в своих действиях, поскольку в противном случае его просто "сбросят" более консервативные подчиненные ему коллеги. С другой стороны, его реформы возрождают надежды и воодушевляют народ, зачастую рождают массовые движения, которых еще не было несколько лет назад. Лидер-реформатор в такой ситуации оказывается между двумя силами. С одной стороны, люди на улице требуют демократии немедленно. С другой стороны, консерваторы в правительстве и в обществе выступают против того, что они называют продажей всей системы. Возможно, мой пример напоминает вам, что происходит сейчас. Горбачев и его помощники принадлежат к когорте великих реформаторов, которые оказались между двумя силами. Но и без предварительной оценки того, что может случиться с перестройкой Горбачева, можно отметить, что не впервые в истории реформаторы попадают в ловушку, подстроенную различными силами. Именно поэтому реформы сверху очень редко достигают успеха. [22, с.190].
Ко второму типу трансформации применяется термин "абдикация". Авторитарные режимы очень быстро, а иногда и слишком быстро терпят крушения, капитулируют. [2, с.165].
Абдикация
может произойти под
Третий тип трансформации, который является постепенной реформой, согласованной между стоящими у власти силами и оппозицией. Модель такой трансформации - Испания после смерти генералиссимуса Франко. Постфранкистское правительство Испании и правление короля Хуана Карлоса открыли дорогу длительным переменам, к которым были привлечены даже силы оппозиции, которая согласилась сыграть свою роль в процессе постепенных и согласованных реформ. Примерно так же развивались события в Польше и Венгрии. Примерно то же происходит в Болгарии и Южной Корее.
Сравнительный анализ опыта этих стран показывает, как эти согласованные реформы действуют на практике. Это не реформы сверху, тем более не революция, это процесс, с помощью которого люди, находящиеся у власти, и находящиеся в оппозиции согласовывают правила постепенных перемен. [2, с.135].
Выводы по разделу
В
современном мире в качестве почитаемой
большинством граждан ценности выступает
понимание равенства как
Демократия весьма слабо связана с обеспечением равенства возможностей и воздаяния по заслугам. Она означает лишь формальное равенство всех граждан, т.е. их равноправие как юридических лиц. Обеспечивание ею политическое равенство очень далеко от фактического равенства жизненных шансов людей и может использоваться в качестве ширмы, прикрывающей глубокое социальное неравенство.
Учитывая весьма слабую связь демократии со свободой, равенством и гуманизмом в целом, нет никаких оснований отождествлять ее и с социальной справедливостью, являющейся одной из основополагающих человеческих ценностей.
Явно
не однозначное отношение
Если
демократия сама по себе не является сколь-нибудь
общепризнанной ценностью, то, может быть,
она имеет инструментальную ценность,
т.е. способна принести обществу и людям
наибольшую по сравнению с другими формами
правления пользу.
Политические трансформации на постсоветском пространстве
2.1 Политические трансформации в Украине, России и в Молдове
Политические трансформации в Украине, России и в Молдове представляют собой противоречивый и многовариантный процесс, главное содержание которого выражается в изменениях политической сферы, влекущих за собой становление качественного нового институционального дизайна.
Одной из характерных черт России, Украины и Молдовы, которые находятся в широком диапазоне переходных политических режимов, является проведение многопартийных выборов. Однако на определенных стадиях переходного периода они либо урезают полноценные права участия в указанных выборах, либо ограничивают политическую состязательность путем ограничения гражданских свобод. Результатом этого является концентрация политической власти в исполнительной ветви государственного управления.
Главной «развилкой» в судьбе
демократического транзита
Демократический транзит может
быть успешно завершен лишь
в том случае, если сформировавшийся
политический режим способен
гарантировать относительное
Многофакторность политической
трансформации обуславливает
Как и в других регионах, в России, на Украине и в Молдове переход к демократии является одним из вариантов политических трансформаций. И здесь проявляется общая закономерность демократических транзитов: успех демократизации возможен лишь при установлении устойчивого режима консолидированной демократии, который в свою очередь имеет прочную социально-экономическую и социокультурную основу. [31, с.404].
Научно-практическая значимость исследования определяется постановкой и решением комплексных исследовательских задач. В общих чертах практическая значимость диссертации состоит в следующем: во-первых, положения диссертационной работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании перспектив посткоммунистической трансформации, в том числе и на постсоветском пространстве; во-вторых, результаты исследования можно также использовать при анализе текущих процессов, связанных с деятельностью органов государственной власти при принятии политических решений; в-третылх, материалы диссертационной работы могут использоваться в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий в курсах: сравнительная политология, политические отношения и процессы в странах СНГ. Диссертационная работа может также, стать материалом для разработки таких учебных курсов, как «Политические процессы в переходном обществе», «Современные политические режимы на постсоветском пространстве», «Мировой опыт модернизации» и др. курсов современной региональной и мировой политики. [25, с.105].
В современной политической науке утвердилось мнение, что за последние десятилетие произошло сужение сферы авторитарной власти. Это трактуется, как некое глобальное явление, меняющее в целом политический облик мира. При всей сложности происходящих перемен, неоднозначности и противоречивости общественно-политического развития в странах, переживающих посткоммунистическую трансформацию, постепенное прогрессирующее укрепление демократической формы правления (или по крайней мере демократических тенденций) стало рассматриваться в качестве одной из доминирующих черт в общественной эволюции конца XX столетия. Истекшие пятнадцать лет новейшей политической истории России, Украины и Молдовы явились периодом глубоких радикальных изменений, затрагивающих основы государственного устройства и политико-властных отношений. Это был период быстрого и неожиданного разрушения СССР, когда противоречивые и далеко не всегда удачные политические реформы в центре запустили политико-трансформационные процессы в республиках, придав им обвальный характер и направив вектор политического развития в сторону суверенизации. Это был также период устранения с политической арены КПСС как стержневой основы старой политической системы. На ее месте как в центре, так и в республиках появились новые общественные силы и политические акторы, готовые и способные, казалось бы на первый взгляд, разработать доктрины политико-трансформационных изменений и реализовать их на практике.
[22, с.168].
Как свидетельствует опыт трансформационных процессов в России, оценка политико-властной системы не должна производиться исключительно на формальной, внеисторической схеме «соответствия - несоответствия» некоторому идеалу демократии и демократизации. Должны быть учтены реальные предпосылки формирования данной политико-властной системы и тенденции ее дальнейшего развития. Только так можно определить реальное значение той или иной политической трансформации с точки зрения ее объективной способности к реализации демократических ценностей и идеалов. В этой связи проблема политико-трансформационного процесса (перехода от тоталитарного или авторитарного общества к демократическим формам правления) оказывается связанной со своеобразными переходными структурами власти, гибридными политическими режимами, оценка которых возможна только на основе их места и роли в этом эпохальном переходе.
2.2 Россия, Украина и Молдова в широком диапазоне переходных политических режимов
Россия, Украина и Молдова находятся в широком диапазоне переходных политических режимов, одной из характерных черт которых является проведение многопартийных выборов. Однако на каких-то стадиях переходного периода они либо урезают полноценные права участия в указанных выборах, либо ограничивают политическую состязательность путем ограничения гражданских свобод. Результатом этого является концентрация политической власти в исполнительной ветви государственного управления. В противоречивом и зигзагообразном процессе консолидации российской, украинской и молдавской демократии следует признать чрезвычайно высокую роль электоральных процедур. Во-первых, в России фактически не было пока еще передачи верховной власти через подлинно конкурентные выборы; в 2000 году за фасадом формально альтернативных выборов произошла подконтрольная передача власти путем назначения прямого приемника со стороны первого главы государства. Наконец, во-вторых, свобода и честность выборов в России еще далека от совершенства. По этому показателю она вполне сопоставима с украинской и молдавской реальностью. С 1991 года в России четырежды проходили президентские и парламентские выборы по правилам, которые претерпели лишь минимальные изменения. Аналогично можно сказать и об Украине и Молдове, где также еще нет установившейся системы ротации власти. Таким образом, главной «развилкой» в судьбе демократического транзита этих стран становится не эпохальное «быть или не быть» демократии, а качество этой демократии: либо развитие политического режима и политического процесса в сторону приближения к европейским стандартам, либо «хронически переходное» состояние, которое в свою очередь может стать едва ли не отрицанием демократических норм.
Информация о работе Политические трансформации на постсоветском пространстве