Политические учения эпохи укрепления абсолютизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение политических учений эпохи становления абсолютизма на основе сочинений мыслителей петровского времени — И. Т. Посошкова и Ф. Прокоповича.
Цель конкретизируется решением следующих задач:
проанализировать процесс становления абсолютизма в России
рассмотреть политические учения периода становления абсолютизма

Вложенные файлы: 1 файл

Политические учения эпохи абсолютизма.docx

— 72.28 Кб (Скачать файл)

По мнению Павленко, генеральный  регламент является средоточием бюрократической мудрости.25 В нём заключены основные положения бюрократической системы: 

  1. Установил строгую  подчинённость нижестоящих учреждений вышестоящим;
  2. Возводит документ в ранг всемогущего божества;
  3. Определяет обязанности  канцелярских служителей: секретаря, нотариуса, актуариуса, регистратора.

Секретарь — главное должностное лицо. Он вёл учёт вершённым и невершённым делам и докладывал о всех поступивших бумагах членам коллегии. Нотариус вёл протокол заседания коллегии. Ниже нотариуса стоял  актуариус, который регистрировал поступающие в коллегию документы и разносил их исполнителям. Регистратор оформлял указы, которые исходили из коллегии и вёл журнал входящих и исходящих бумаг.

К формированию бюрократии относится не только Генеральный регламент. Прямое отношение к  определению статуса бюрократии имели такие регламенты, как Адмиралтейская коллегия и Синод, Табель о рангах.

5 апреля 1722 года был опубликован  Адмиралтейский регламент, в  составлении  которого принимал участие сам  Пётр I. По Павленко данный регламент   можно назвать своеобразным, т. к. он «не оставляет в неведении ни одного должностного лица, наставляя, что ему надлежит делать, а главное, как выполнять свои обязанности».26 Регламент отличается объёмом, в него включены обязанности учреждённых должностных лиц. Именно Адмиралтейский регламент устанавливал процедуру начала заседаний коллегии, рассказывал о прокуроре, а также  разъяснял значение других  коллегий. Адмиралтейский регламент включал в себя «штат канцелярских служителей»,27 который был довольно  малочисленным.

В 1721 г. в правительственном аппарате появился Синод, завершивший процесс подчинения духовной власти светской. Духовная коллегия, по мнению Павленко, являлась «важнейшей вехой в становлении абсолютизма»28.  Президентом престола Петр оставил престарелого Стефана Яворского, неспособного выполнять свои обязанности. Фактическим руководителем Духовной коллегии был вице-президент псковский архиепископ Феофан Прокопович, сочинивший регламент Синода  - Духовный регламент. В Духовном регламенте не только перечисляет обязанности Синода, но и обосновывает преимущества коллегиальной системы управления.

Особое место в формировании бюрократии принадлежит Табели о рангах. 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи. Этот законодательный акт определил порядок прохождения службы чиновниками. Он устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший). Гражданская и военная служба для дворян стала обязательной, расширились возможности привлечения на службу представителей других сословий. При этом учитывалась не только знатность, но и личные способности и заслуги. Каждый, достигший должности низшего, 14-го ранга, мог надеяться по мере способности и усердия занять высшую должность и перейти в высший ранг. Анисимов Е. В. Считает, потомственное дворянство составляло пятую часть чиновничества. Основная масса классных чинов — служащие, которым был пожалован статус «личного дворянина». Вступающие на государственную должность принимали присягу — обязательство верно служить Отечеству и государю, отстаивать государственные интересы, ответственно и добросовестно относиться к делу.29 

Принципы бюрократического управления активно развивались:  Петр упразднил бездеятельную Боярскую думу и учредил Сенат, вместо приказов учредил коллегии, а в губерниях произвёл разграничение судебной и административной властей, образовав надворные и нижние суды.   Ибрагимов К. Х. подтверждает, «государь считал, что коллегиальное управление страной «совершеннейшее есть и лучшее» и что принятие коллегиального решения по тому или иному делу будет более разумным».30

 Сенат был учреждён  22 февраля 1711 года в качестве регентства, а именно на время отсутствия  государя, «вместо его царского  величества собственной персоны».31 Манифест гласил: «Повелеваем всем, кому о том ведать надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления высшим и низшим чинам, что мы, для всегдашних сих войнах отлучках определили Управительный сенат, которому всяк и его указам да будет послушен так, как нам самому, под жестоким наказанием или смертью, по вине смотря».32  Но Сенат являлся постоянно действующим органом, он не прерывал своей деятельности даже во время присутствия царя в столице.

Новое верховное учреждение Петр наделил широкими властными полномочиями: судебной и исполнительной властью. В сфере исполнительной власти Сенат  выполнял функцию финансового контроля. 4 апреля 1722 г. Петр издал указ, согласно которому Сенат ежегодно должен посылать в губернии сенатора для проведения ревизии. Ибрагимов считает  Сенат высшим государственным органом финансового контроля.33

Сенат выполнял и судебную функцию, которая заключалась в надзоре над судом и непосредственного отправления судебной власти. Сенат являлся судом первой инстанции и высшей апелляционной инстанцией.

Сенат, являясь регентом, обладал и законодательной властью. В присутствии царя Сенат являлся высшим органом управления.  Ибрагимов отсюда сделал вывод, что «главной целью Сената было достижение состояния высокой исполнительной дисциплины».34

Петр Великий установил для Сената ряд обязанностей:

    • «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения;
    • смотреть во всём государстве расходов и не нужные, а особливо напрасные, отставить;
    • денег как возможно собирать, понеже деньги — суть артерия войны;
    • дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипоче тех, кто кроются, сыскать;
    • вексели исправить и держать в одном месте и т. д.».35

В основу  формирования Правительствующего Сената был положен принцип коллегиальности. Петр считал это жизненной необходимостью т. к. при его отъездах по случаю ведения военных дел жизнь государства замирала. Коллегии были учреждены 12 декабря 1718 г., они подчинялись Петру и Сенату.  Ибрагимов называет  десять: Военная, Иностранных дел, Адмиралтейская, Камер, Штатс, Юстиц, Вотчинная, Комерц- Мануфактур-, Медика- и Бет- коллегии. Буганов пишет, что каждая коллегия несла ответственность за конкретную сферу деятельности государства.  Каждая коллегия имела контору в Москве, некоторые имели сеть учреждений на местах.36

Главный магистрат — центральное учреждение для управления городами, учреждённое Петром в 1721 г. Городовые магистраты исполняли административно-полицейские функции в городах, защищали интересы купечества и помогали  в развитии мануфактур.  Главный магистрат назначался царём, а городских магистратов выбирали из верхних слоёв населения.

Для контроля за деятельностью государственного аппарата Петр создал  два института — фискальную службу и прокуратуру. Прокуратура осуществляла надзор за  канцелярией, а фискальная служба за её пределами. Институт прокуратуры являлся бюрократическим учреждением, поэтому царь сам назначал туда чиновников. В формировании фискальной службы  прослеживалось выборное начало.

Таким образом, в годы  административных преобразований сложился бюрократический механизм управления страной, для которого характерны: 

  1. Возрастание количества лиц, занятых в различных отраслях государственного управления. Строгая иерархия унифицированных учреждений, которые  руководствовались регламентами, инструкциями и наставлениями.
  2. Регламентация бумаги: указы и наставления определяли порядок продвижения документов по ступеням бюрократической иерархии.
  3. Изменение системы вознаграждения за службу, а именно  переход от служилых поместных и денежных окладов к постоянному денежному жалованью.
  4. Оформление части господствующего класса дворянства в бюрократическую группу.

Петровские преобразования занимают важное место в истории России. В стране  в   XVIII веке полностью меняется аппарат государственного управления. Возрастает самостоятельность верхушки чиновничье-канцелярской группы в решении конкретных вопросов управления. Возникает масса инстанций, усложняются формы делопроизводства, вызывающие замедление в решении государственных дел. Параллельно укрепляется политическая власть царя. В результате административных преобразований  в стране устанавливается абсолютизм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Политические учения эпохи становления абсолютизма

§ 1. Политическая программа Посошкова Ивана Тихоновича

Иван Тихонович Посошков  -  видный представитель политической мысли петровского времени.

Он родился в 1652 году в дворцовом селе Покровское, близ Москвы, в семье ремесленника-ювелира. Отец и дед его значились умельцами серебряного дела. Ремесленники в этом селе жили слободой, близкой по организации их труда западноевропейским цеховым устройствам. Иван Тихонович самостоятельно обучался различным ремёслам: иконописи, гравированию, черчению,  винокурению,  столярному и оружейному делу,  также освоил грамоту.  В 1692 году он переселился в Москву. Свою карьеру И.Т. Посошков начал в 1694-1696 годах, работая в Андреевском монастыре денежным мастером. В 1697 г. он уже вошёл в «Учёную дружину» императора и обратился к Петру с предложением о введении новой модели огнестрельного оружия, что свидетельствует о его занятиях по оружейному делу. В 1704 – 1797 годах являлся водочным мастером. В дальнейшем, как пишет Кафенгауз Б. Б.,   И. Т. Посошков увлекся «купеческим делом» и с братом открыл винокуренный завод, а затем лично «сыскал самородную серу» и бил челом о помощи в устроении предприятия по серокурению.37  В 1704 г. Посошков открыл фабрику игральных карт, после он некоторое время подвизался на «водочном сидении» у Каменного моста на Москве, а в 1710 г. получил аналогичное «сидение» в Новгороде, где в 1711 г. построил еще и аптеку. Приблизительно тогда же он хлопочет и о постройке полотняной фабрики. Платонов Д. Н. замечает, что уже в это время Посошков состоит в переписке с различными влиятельными лицами, высказывая предложения по многим аспектам экономической, политической, юридической и культурной жизни государства. В этих письмах он называет себя купцом.38 Параллельно с предпринимательством Иван Посошков занимался публицистикой. В 1701 году, после поражения русского войска под Нарвой, составил записку для Петра I «О ратном поведении», предложив меры по созданию боеспособной армии.  Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703 - 1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому. Он предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита. Итогом литературной деятельности Посошкова стала «Книга о скудости и богатстве»,  адресованная царю Петру  в 1724.   Она  содержала проекты реформ различных сторон государственной и oбщеcтвeнной жизни и  дoказывала теcную связь между богатством страны и государственным устройством. Раccмотрим политическую программу Ивана Посошкова подробно.

В основе книги у Ивана Тихоновича лежат причины народной скудости и существующего в государстве беззакония. Он пытался разобраться, почему в стране нет законов, почему народ в стране бедный, пытался определить модели развития народного хозяйства: сельского и промышленного. На первый план в своём труде он выносит вопросы по организации промышленности, торговли, сельского хозяйства и  организации сословий в стране. Иван Тихонович считал, что только купеческое сословие может заниматься торговлей. Он пишет: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры и солдаты и крестьяне, причем торгуют беспошлинно, нанося ущерб казне».39 Посошков уверенно написал в своей книге, что, каждое сословие должно выполнять свою определённую функцию.  Например, дворяне должны заниматься военной службой, купцы осуществлять торговые операции. Иван Тихонович пишет, что «един раб не может двум господам служить»40,  он должен либо торговать, либо воевать.

Подробно мыслитель останавливается на сословии купечества. Если каждое сословие, как считает Посошков, должно выполнять свои обязанности, то соответственно права на общественную деятельность у каждого свои. Иван Тихонович пишет, что «купцам необходимо предоставить «право свободного торга, упорядочить внутренние пошлины, установив их единообразие».41 Он предлагает деятелям государственной власти помогать купцам. Именно государство  может обеспечить выгодные условия как для внутренней, так и внешней торговли, оно может предоставить рабочую силу на предприятия купцов. Рассуждая о данной проблеме, Иван Тихонович пришёл к выводу, что закрепощённый русский народ обладает полной неподвижностью. Мыслитель видел выход  из сложившейся ситуации в привлечении к наёмному труду «трюмных сидельцев и бродяг».42

Итак, государство наделяет купцов определенными правами и предоставляет условия для торговли. Но купцы, пишет Посошков,  обязаны были   соблюдать правила «честного торга».43 Продавец обязан правильно определять вес и меру товара. Купец должен нести ответственность за свои действия, за неисполнение торговых правил купца необходимо было наказывать. Иван Тихонович предлагал ввести  «уставную цену»44 на основные виды товаров. Цена, по его представлениям, должна быть одинаковой в любой лавке. Товары  должны находиться в равном изобилии в любом месте страны.

Посошков считает, что любое государство опирается на купечество. Именно купечество обеспечивает армию, удовлетворяет её потребности. «Без купечества - ни великое, ни малое царство стояти не могут. Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет».45 Мыслитель преподносит купечество над остальными сословиями, наделяет его определёнными качествами. Он утверждает: «Царство воинством расширяется, а купечеством украшается».

Информация о работе Политические учения эпохи укрепления абсолютизма