Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 16:27, курсовая работа
Целью исследования является изучение политических учений эпохи становления абсолютизма на основе сочинений мыслителей петровского времени — И. Т. Посошкова и Ф. Прокоповича.
Цель конкретизируется решением следующих задач:
проанализировать процесс становления абсолютизма в России
рассмотреть политические учения периода становления абсолютизма
В тексте «Духовного регламента»
несколько раз звучит утверждение, что
в отличие от старого соборного управления
Коллегия не оставляет места для пристрастия,
коварства, лихоимного суда. Она «свободнейший
дух в себе имеет к правосудию»72. Автор документа не соглашается
с распространённым в народе мнением,
что «духовный чин есть другое и лучшее
Государство»73. При автономии церкви возможны
«ссоры Государя с Пастырем». Поэтому
он советует смотреть «на Самодержца своего,
яко на Верховного пастыря». Так, ликвидируя
автономию церкви, Петр фактически становился
её главой.
В Духовном регламенте Феофан дает следующую
формулу абсолютной монархии: «Император
всероссийский есть монарх самодержавный
и неограниченный; повиноваться его власти
не токмо за страх, но и за совесть сам
Бог повелевает».74 Отстаивая законность во всех
формах государственной жизни, Феофан
тем не менее ставит государя на законом,
утверждая, что действия царя нельзя ни
оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить,
ибо «монархи суть Боги».75
Прокопович защищал петровские преобразования,
прославляя государственную, военную,
внешне дипломатическую и торговую политику
русского монарха. Монарх, воплощающий
собой принцип «монократии» (в отличие
от древнегреческой демократии), в такой
стране, как Россия, должен выражать «истинную
власть», «самодержавство», противостоять
стихии народных сил и «многократии»,
особенно родовой (боярской) «аристократической
знати» и «бунтующей черни». Проповедник
теории «общей пользы» и «общего блага»,
он считал возможным достижение гармонии
интересов крестьянских масс и дворянства,
«имущих единений» и «власти самодержавной».
В своих сочинениях Феофан подчеркивал
мысль о необходимости создания «могучей
России».
И. Т. Посошков смотрел на проблемы, существовавшие в российском обществе, не с узко сословных позиций, а как гражданин, заинтересованный в процветании своего Отечества. В его сочинениях содержались конкретные предложения по решению проблем российского общества, государства и права. Иван Тихонович, давая оценку современному ему государству, определял пути преодоления имеющихся недостатков.
Феофан Прокопович — сторонник абсолютистского, авторитарного правления, он отстаивал мысли об исключительности, даже «божественности» власти Петра I. Он являлся горячим защитником петровских преобразований, прославляя государственную, военную, торговую и внешне дипломатическую политику русского монарха.
Итак, Иван Тихонович Посошков
и Феофан Прокопович в своих трудах показали
высокий уровень знаний общественных
проблем XVIII века. Мыслители были заинтересованы
в усовершенствовании своего государства.
Они предлагали конкретные решения для
преодоления российских проблем. Посошков
и Прокопович обращают внимание не только
на государственную власть, но и на обыкновенного
русского человека. Они призывали народ
опираться на нравственные правила и исполнять
их.
Заключение
Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Развитие Российского государства в конце XVII — начале XVIII века характеризовалось переходом к абсолютной монархии. Его основные институты формировались последовательно в силу развивающихся потребностей государства, прежде всего по обеспечению своего суверенитета в условиях активного противостояния новым реалиям времени.
Абсолютизм — форма правления, характеризующаяся неограниченной властью монарха, наличием профессионального бюрократического аппарата и сильной постоянной армии, ликвидацией сословно-представительных органов и учреждений.
Предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две большие группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.
В годы административных
преобразований сложился бюрократический
механизм управления страной. Возрастало
количество лиц, занятых в различных отраслях
государственного управления и получавших
за это определённое жалованье. Во главе
централизованной административно-
На основании данных преобразований Иван Тихонович Посошков рассматривал вопросы осуществления власти в государстве. Предпочтение он отдавал монархической форме правления, но, вознося личность государя на недосягаемую высоту, что вполне в духе абсолютизма, он в тоже время предполагал наличие в государстве законосовещательного органа, включавшего в свой состав представителей всех сословий, без учета мнения которых нельзя разрабатывать новое законодательство. Власть монарха, как считал Посошков, должна опираться на военную организацию. Мыслитель рассматривал и социальное устройство Российского государства. Он был за чёткое распределение обязанностей, за регламентацию государственной деятельности. Купечество у Ивана Тихоновича — первейшая опора трона и государства.
Значительное внимание И.Т. Посошков уделил вопросам совершенствования судебной системы. Основные идеи в этой области сводились к созданию судебных органов, которым были бы подсудны все сословия. Отдельные суды предполагались только для военнослужащих. Все судебные учреждения должны были действовать на основе единого законодательства и подчиняться одной «главной конторе». Он высказывал идеи единства судебной системы, равенства перед судом и законом, что в условиях абсолютной монархии и сохраняющихся феодальных пережитков было нереально и могло быть решено в России только в будущем.
Иван Тихонович Посошков проявил себя как незаурядная личность и политический мыслитель: высказал идеи, многие из которых на многие годы опередили процесс развития государства.
Другой представитель петровского времени — Феофан Прокопович - первым исследовал процесс происхождения государства, опираясь на естественное преддоговорное состояние. Прокопович пытался соединить божественную сущность власти с реализацией естественных прав народа. Высшая власть в обществе у Феофана образовалась путём договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. Монархию он считал самой приемлемой формой правления того времени. Во главе государства должен стоять монарх, наделённый абсолютной властью, которая регламентирует все стороны жизни общества. Феофан полностью поддерживал преобразования Петра Великого, ценил его военные подвиги. Таким образом, взгляды Феофана Прокоповича позволяют характеризовать его как убеждённого сторонника абсолютной монархии.
Список литературы
Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время
1 Демидова Н. Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII – XVIII вв. // Абсолютизм в России (Сборник статей). — М.,1963.
2 Индова Е. И. Народные движения в России XVII – XVIII вв. и абсолютизм. // Абсолютизм в России (Сборник статей). - М., 1963.
3 Волков М. Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР. 1970. № 1.
4 Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.
5 Титова Ю. П. История государства и права СССР – М.: Наука. 1998.
6 Ибрагимов К. Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат. - М., 2010.
7 Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1994.
8 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911.
9 Прокопович Ф. Духовный регламент. - М., 1987.
10 Брикнер А.Г. Посошков как экономист. - СПб., 1976.
11 Платонов Д. Н. Иван Посошков. - М., 1989.
12 Кафенгауз Б. Б. И.Т. Посошков. Жизнь и деятельность. - М., 1951.
13 Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. — СПб., 1946.
14 Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники. — М., 1931.
15 Демидова Н. Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII – XVIII вв. // Абсолютизм в России (Сборник статей). — М.,1963. С. 34.
16 Устрялов Н. В. Избранные труды — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. С. 179.
17 Индова Е. И. Народные движения в России XVII – XVIII вв. и абсолютизм // Абсолютизм в России (Сборник статей). - М., 1963. С.68.
18 Волков М. Я. О становлении абсолютизма в России // История СССР. 1970. № 1. С. 24.
19 Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989. С. 53.
20 Титова Ю. П. История государства и права СССР – М.: Наука, 1998. С. 54.
21 Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Курс русской истории / т.4 / - М.: Мысль, 1989. С. 42.
22 Козлов В. Т. Грани российской государственности. – М.: Знание, 1992. С. 79.
23 Черепнин Л.В. К вопросу о складывание абсолютной монархии в России XVI-XVII веках. - М.: МГУ, 1957. С. 113.
24 Демидова Н. Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII – XVIII вв. // Абсолютизм в России (Сборник статей). - М., 1963. С. 119.
25 Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1994. С. 434.
26 Павленко Н. И. Петр Великий. - М., 1994. С. 440.
27 Там же. С. 441.
28 Там же. С. 447.
29 Анисимов Е. В. Время Петровских реформ. - Л., 1989. С. 34.
30 Ибрагимов К. Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат. - М., 2010. С. 120.
31 Там же. С. 122.
32 Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. - М., 1993. С. 16.
33 Ибрагимов К. Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат. - М., 2010. С. 122.
34 Там же. С. 133.
35 Ибрагимов К. Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат. - М., 2010. С. 134.
36 Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М.: Наука, 1989. С. 142.
37 Кафенгауз Б. Б. И.Т. Посошков. Жизнь и деятельность. - М., 1951. С. 34.
38 Платонов Д. Н. Иван Посошков. - М., 1989. С. 27.
39 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 56.
40 Там же. С. 57.
41 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 63.
42 Там же. С. 66.
43 Там же. С. 72.
44 Там же. С. 73.
45 Брикнер А.Г. Посошков как экономист. – СПб., 1976. С. 99.
46 Брикнер А.Г. Посошков как экономист. - СПб., 1976. С. 104.
47 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 87.
48 Там же. С. 90.
49 Там же. С. 91.
50 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 106.
51 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 107.
52 Там же. С. 109.
53 Там же. С. 110.
54 Там же. С. 111.
55 Там же. С. 112.
56 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 53.
57 Там же. С. 54.
58 Там же. С. 56.
59 Там же. С. 60.
60 Там же. С. 64.
61 Посошков И. Т. Книга о скудности и богатстве. - М., 1911. С. 43.
62 Там же. С. 45.
63 Там же. С. 45.
64 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. — СПб., 1958. С. 46.
65 Морозов П. О. Феофан Прокопович как писатель. — СПб., 1946. С. 33.
66 Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники. — М., 1931.
С. 42.
67 Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники. — М., 1931. 15.
68 Там же. С. 13.
69 Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники. — М., 1931. С. 8.
70 Прокопович Ф. Духовный регламент. - М., 1987. С. 40.
71 Прокопович Ф. Духовный регламент. - М., 1987. С. 43.
72 Там же. С. 44.
73 Там же. С. 47.
74 Там же. С. 48.
75 Там же. С. 49.
Информация о работе Политические учения эпохи укрепления абсолютизма