Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 21:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы исследования политического менталитета.
Объектом исследования является политический менталитет.
В рамках поставленной цели основными задачами являются:
- изучить основные понятия политического менталитета;
- рассмотреть структуру политического сознания;
- выявить особенности политического менталитета современной России;
- проследить тенденции менталитета как категории философско-политического исследования.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Личность в политике.
1.1. Понятие политического менталитета……………………………………….5
1.2. Структура политического сознания………………………………………..12
Глава 2. Политический менталитет: методологические проблемы исследования.
2.1. Менталитет как категория философско-политического исследования…19
2.2. Особенности политического менталитета современной России……...…25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...
«Во-вторых, этот подход служит
предпосылкой для новой формулировки
самого понятия социальной истории».
В этом плане «человеческая личность
может рассматриваться как «
Поэтому понять участие человека в социальных отношениях можно с точки зрения «истории ментальностей», как считает А.Я.Гуревич, только путем изучения изменчивых картин мира, «инаковости» мировидения человека.
При этом он утверждает, что «постановка проблемы ментальностей в историческом исследовании возвращает нас из химерического мира политико-экономических и социологических абстракций к «забытому» предмету истории - к человеку как живому социальному существу, служит заслоном против вульгаризации и дегуманизации истории» .
Однако некоторые ученые полагают, что понятие менталитета «воплощает собою скорее форму восприятия историков, чем четко обозначенный предмет исследований».
При определении сущностных
характеристик категории «
Понятие социальной информации
может быть определено в качестве
аспекта и результата отражения
различными субъектами общественных отношений
разнообразных социально-
Социальная информация как один из механизмов передачи и функционирования менталитета выражается в символической форме. В этом плане основной характеристикой символов как выразителей менталитета выступает их неразрывность с повседневностью.
В современной литературе этимология понятия «менталитет» трактуется неоднозначно. Одни связывают его с латинским словом «mens» и с прилагательным от него «mentalis» (mens, mentis - ум и alis - другие), которое родилось в XV в. в языке средневековой схоластики .
Другие ученые полагают, что менталитет происходит от французского эквивалента «mentalite», что, по их мнению, означает «мировидение» . На практике, по-видимому, вначале появилось английское mentality, возникшее примерно в XVII в. и являвшееся плодом английской философии, и поэтому оставшееся философским термином. Во Франции слово «mentalite» в ХVIII в. проникает (отчасти благодаря Вольтеру) в обыденный язык, хотя вплоть до начала XX в. это слово все еще воспринималось как неологизм.
В современных англоязычных словарях термин «mentality» интерпретируется как «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов» или «обобщение всех характеристик, отличающих ум», или «способность или сила разума», или «установки, настроение, содержание ума», или «образ мыслей, направление или характер размышлений», или как «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических».
В зарубежной научной литературе менталитет также часто отождествляется со спецификой ума. В частности, Д.Фильд считает, что «менталитет - устойчивый склад ума, имеющий если не логическую форму, то системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения».
Надо отметить, что понятие менталитета, которым пользовались многие западные ученые, оказалось настолько двойственным, что Ж.Ле Гофф в свое время даже предложил смириться с расплывчатостью понятия этого, поскольку «именно в ней усматривается его богатство и многозначность, созвучные изучаемому объекту».
Ментальности представляют собой различные социальные, психологические установки, привычки, стереотипы поведения, способы видения мира, а также представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Ментальности, образно говоря, разлиты в культуре и обыденном сознании, что отличает их от различных теорий и доктрин. Менталитет проявляется в поведении и высказываниях людей, их традициях, верованиях, обычаях, жестах, поступках и т.д.
Менталитет представляет собой глубоко укорененные как в поведении, так и в сознании компоненты, которые, хотя и носят весьма относительный и изменчивый характер, по своему содержанию выступают как системообразующие и могут рассматриваться в качестве стабильных. В отличие от идеологии менталитет - то общее, что объединяет различные уровни бессознательного и сознательного, общественного и индивидуального, теоретического и практического.
В отличие от политического сознания и политической идеологии политический менталитет не включает специализированные знания теоретического характера. Политический менталитет - это сфера обыденного опыта. В политическом менталитете теоретические знания переинтерпретируются в тезаурусе повседневности. Кроме того, в отличие от политического сознания и политической идеологии политический менталитет включает в себя неосознанное - «коллективно-архетипическое».
При определении сущности
политического менталитета
Политический менталитет - это сфера повседневности, включающая как неосознанные, так и осознанные структуры. Неосознанные структуры - устойчивы, консервативны и реактивны. Они «дремлют», но как только возникает подходящая ситуация, активизируются, часто вопреки желанию и воле. Следовательно, понимая эти неосознанные структуры политического менталитета и предвидя их реакцию на ситуацию, можно «вызывать» эти структуры к жизни, создавая подходящую ситуацию, или, наоборот, предотвращая возникновение такой ситуации, «блокировать» активизацию архетипических, коллективно-бессознательных структур.
Осознанные структуры политического менталитета - динамичны, диверсификационны, креативны. Большое влияние на их изменение оказывают многие факторы: смена социально-политических ситуаций, рефлексия по поводу повседневного политического опыта, состояние политических коммуникаций, воздействие символического капитала политической власти и т.п.
Если неосознанные структуры
политического менталитета
Неосознанные структуры
политического менталитета
2.2. Особенности
политического менталитета
Существуют различные
трактовки политического
Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реальности, ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер, политические установки, стихийные предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.
Различные социальные общности
в России обладают собственным политическим
менталитетом. Однако существуют и
некоторые базовые
В российском политическом менталитете доминирует определенный образ государственной власти. Народ не столько поручает власти выполнение каких-либо функций, сколько вручает ей свою судьбу. На этой основе в российском политическом менталитете утвердился в качестве ценности и базовой установки патернализм.
Государственное попечительство
рассматривается как «благо»
и обязанность властей перед
обществом (народом). Вместе с тем
патернализм, порождая иждивенческие
настроения в обществе и приучая
его к пассивному выжиданию, ослабляет
самостоятельную энергию
Для российского политического
менталитета характерным
Еще одной характеристикой
российского политического
В российском политическом
менталитете государственная
Базовой ценностью политического менталитета россиян выступает порядок. В силу этого большинство граждан чувствуют себя комфортно лишь в ситуации определенности, где существуют конкретные предписания, что и как делать. Ситуация неопределенности, где «разрешено все, что не запрещено законом», допускается свобода выбора и свобода действий, раздражает. Такая ситуация оценивается в российском обществе как «непорядок».
В российском обществе эти предписания наделяются еще и политическим смыслом: тот или иной способ жизнедеятельности должен быть разрешен «сверху» инструкциями, стандартами, законами и т. д. Социально-политические предписания должны касаться всех сторон жизни человека, и чем больше предписаний, шире сфера их деятельности, и, соответственно, меньше свободы выбора - тем больше порядка в обществе. Поэтому в российском менталитете социальный порядок неразрывно связывается с государством, роль которого состоит в упорядочении всех общественных отношений. Чем больше государство издает разного рода законов и инструкций, принимает постановлений и решений, чем детальнее регламентируют они все стороны жизни общества и индивида, тем тверже и надежнее кажется русскому человеку порядок.
Изменение менталитета («сдвиг ментальности») в относительно устоявшемся современном мире определяются в значительной мере следующими условиями: степень аморфности или сформированности политической системы, наличие и уровень социальной аномии, выраженность демократических или авторитарных норм, формы власти и соотношение ее ветвей, особенности информационного пространства и т. д.
Исследователи отмечают особую
форму проявления российского политического
менталитета – советскую
Информация о работе Политический менталитет: методологические проблемы исследования