Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель работы – выявить роль бюрократии в системе российской государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
_ изучить понятие бюрократии и исследовать ее генезис в России
_ проанализировать процесс происхождение и формирование бюрократического аппарата в России.
_ выявить образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1.Понятие бюрократии и ее генезис в России
1.1 Термин «бюрократии» в политической науке……………………………….5
1.2 Возникновение бюрократических институтов в России и их исторические особенности...................................................................................................10
Глава 2.Бюрократический аппарат современной России
2.1 Происхождение и формирование бюрократического аппарата в России…..7
2.2 Образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв………………….20
Заключение ………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………31
Оригинальность подхода М. Корозье состояла в том, что в дисфункциях бюрократии он увидел не отклонение, а конституирующее свойство в функционировании современных бюрократических организаций, их «латентную функцию» 14. Как это ни парадоксально выглядит на первый взгляд, но именно дисфункции, как указывал французский социолог, сохраняют и усиливают бюрократию: «Бюрократическая система организации — это такая, в которой дисфункции стали главным элементом равновесия15».
Английский социолог М. Элброу составил довольно полную классификацию концепций бюрократии, которую несколько позже дополнил американский социолог Ф. Риггс:
1) должностные лица (чиновники, служебный персонал, бюрократы);
2) аппарат (система
взаимосвязанных должностных ли
3) организация со штабом
служащих (любая организация: большая
комплексная, современная,
4) бюрократизированное
государство (политическая
5) бюрократы у власти (правление, осуществляемое чиновничеством; чиновничество как правящий класс);
6) бюрократизм (бюрократическое поведение, организационная неэффективность);
7) бюро-рациональность (рациональная организация, эффективная администрация);
8) администрация, осуществляемая чиновниками (выполнение задач организации ее штатом или должностными лицами);
9) бюрократия («идеальный»
тип бюрократии М. Вебера и
других авторов,
10) патобюрократия («идеальный» тип переменного ряда негативных свойств, присущих аппарату или системе должностных лиц);
11) бюрократическое общество
(любое общество, где доминирует
бюрократия: прединдустриальное
§1.2 Возникновение бюрократических институтов в России и их исторические особенности.
Следует отметить, что исторические основы русской бюрократии и бюрократий западноевропейских также существенно отличны. «Собирание Русской земли» необходимо требовало централизации в управлении, а централизация неизбежно порождала бюрократию17. Наше дворянство вышло из среды бюрократии и было сословием по преимуществу служилым. В истории Российского государства просматриваются глубокие корни и традиции российской бюрократии, обладающей своими специфическими особенностями. Гражданского общества европейского образца у нас никогда не существовало. Российское государство всегда господствовало над российским обществом. Экономические преобразования, например, осуществлялись только сверху, то есть в интересах, прежде всего, бюрократии и ею же проводились в жизнь путем государственного принуждения, насилия над остальной частью общества. На этой почве формировалась бюрократическая традиция политической мысли и практики: гражданин есть собственность государства и все его действия либо определяются властью, либо являются покушением на власть.
В то время государство
стало всеобъемлющим
В России выделение государственной
службы в особое направление публично-
Переход от службы государю к государственной службе с переходом от отдельных служебных поручений боярам и создания соответствующих учреждений (Приказов) к согласованной , выстроенной по единой схеме системе центральных и местных государственных учреждений с постоянным составом должностных лиц потребовал решения и проблем организации государственной службы20. Этот законодательный акт на два следующих столетия определил основы государственной службы в России.
В основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества , в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII в.21 потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих22. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии. «Табель о рангах» по своему смыслу прежде всего предусматривала иерархию должностей, по которым и давался чин, но при этом не всегда было возможно разделение должностей и чинов. «Табель» состояла из таблицы , которая собственно и определяла 14 классов (рангов) с соответствующими им чинами и должностями каждого из двух родов государственной служебной деятельности - военная (сухопутная служба и морская) и гражданская (светская и придворная) служба, а также девятнадцати комментирующих его «пунктов» 23. Воинская служба была поставлена на первое место - чины «воинские выше прочих». Ранг при этом можно рассматривать как звание, а право на него давала должность. Поскольку «Табель» регулировала главным образом статус дворянской бюрократии, то низшие офицерские чины в армии и мелкие служащие гражданского ведомства - канцеляристы, переписчики и другие - в нее внесены не были.
Лишь при Петре I возникли первые училища, дававшие специальное образование. Второй переломный момент на этом пути приходится на конец XVIII – начало XIX в., что было связано со следующими обстоятельствами: а) в 1809 г. был введен образовательный ценз для гражданских чиновников; б) роль семейных связей при поступлении на гражданскую службу и продвижении по служебной лестнице существенно уменьшилась; в) произошло обособление гражданских чиновников от офицерского корпуса; переходы с военной службы на гражданскую , очень распространенные в XVIII в., стали случаться в XIX в. значительно реже24. Если в XVIII в. типичный чиновник был офицером, то в XIX – начале XX в.–чиновником-юристом25. Рост профессионального, образовательного и материального уровня чиновников способствовал их постепенной консолидации в привилегированную социальную группу со строго иерархизированной структурой.
Октябрьская революция ликвидировала в России все высшие и средние
классы: капиталистическую буржуазию, помещиков, кулаков, торговцев и,
наконец, бюрократию. Эти классы исчезли с арены советского общества. Все,
кроме бюрократии, ибо на место старой, царской бюрократии стала нарождаться
новая бюрократия: партийная, советская, профсоюзная, хозяйственная,
министерская.
Политика уравнительного распределения материальных и вообще всех
жизненных благ в период с 1917 по 1921 годы , проводимая советским
руководством во главе с В. И. Лениным, препятствовала формированию, и особенно отпочкованию от трудящихся бюрократии. Не способствовал конституированию бюрократии в самостоятельный класс и рыночный социализм со смешанной экономикой в период нэпа, возникший после десятого съезда РКП(б) в 1921 году и просуществовавший до конца 1928 года26.
Быстрое оформление бюрократии в класс начинается с посленэповской
сталинской экономической политики, политики ускоренной, проводимой
принудительными, крепостническими, полицейскими методами, всеобщей ,
тотальной коллективизации крестьянства; политики губительной для здоровья и
жизни трудящихся ускоренной индустриализации СССР; политики преобразования рыночной экономики в сверх централизованную директивно-плановую экономику; политики преобразования федеративного союза в унитарное государство, превратившей все нации и народы СССР в бесправных подданных советской империи.
В это время государством
всей страны крупные и гигантские предприятия: заводы, фабрики, каналы,
железные дороги, электростанции. Для централизованного управления ими государством понадобился огромный государственный аппарат управления и принуждения. И он был создан. В результате относительно малочисленная бюрократия превращается в многомиллионный правящий класс27. А быстро растущая ВКП (б) все быстрее трансформируется из рабочей партии в антирабочую и антинародную партию нового класса бюрократии.
Бюрократия, превратившаяся со времени
И.Сталина в господствующий
все в большей степени становилась единственным в СССР политически и
экономически привилегированным классом.
У советских трудящихся, превращенных И.Сталиным в класс государственных
батраков, в государственный пролетариат, реально сохраняется только одно
право - право на труд.
Вообще, все права трудящихся в СССР либо резко ограничиваются, либо
отменяются, либо принимают извращенную форму в виде обязанности. Например, пассивное избирательное право, т.е. право граждан выдвигать свою кандидатуру на ту или иную общественную должность или в Советы народных депутатов, ликвидируется, а активное избирательное право превращается в «почетную» обязанность, при котором выборность заменяется голосованием за тех кандидатов, чьи кандидатуры выбраны и одобрены неофициально заранее бюрократией28.
Бюрократия с И.Сталиным во главе в это же время осуществляет культурную
революцию, которая, начавшись ранее как народная социалистическая культурная
революция, трансформируется, перерождается в чиновничье-бюрократическую
культурную революцию29 .
Народная социалистическая мораль, гуманная в своей основе, уступает
место жестокой, бесчеловечной, лицемерной чиновничье-бюрократической морали, существующей и поныне, основанной не всеобщем страхе за критику бюрократии и «антисоветскую»30.
После Сталина положение советских трудящихся изменилось крайне
незначительно. Отменено прикрепление трудящихся к их рабочим местам, но их
по-прежнему привлекают к уголовной ответственности и сажают в лагеря за
несвоевременное поступление на работу, где насильно принуждают к работе.
По-прежнему сохраняется полицейский режим паспортной прописки
А вот экономическое положение бюрократии изменилось весьма существенно.
Уровень доходов бюрократии рос после Сталина в несколько раз быстрее
жизненного уровня трудящихся. В результате уровень жизни среднего звена
бюрократии стал превышать жизненный уровень трудящихся раз в пять-десять, а
уровень жизни высшей бюрократии превышает средний уровень трудящихся раз в десять-пятнадцать
Таким образом бюрократия в советском обществе превратилась в класс сытых, образованных, самодовольных чиновников, а ее стержневое звено - партократия - в касту неприкасаемых, которых никто не смеет критиковать при их жизни. Трудящиеся же превращены в советском чиновничье-бюрократическом обществе в класс бесправных, запуганных и обманутых, в класс униженных и оскорбленных подданных бюрократического государства и господствующего класса бюрократии.
Социально-экономической основой господства бюрократии в
социалистически-
Советский Союз
на имперском излёте имел развитый
и самовоспроизводящийся
Информация о работе Понятие бюрократии и ее генезис в России