Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:21, курсовая работа
Цель работы – выявить роль бюрократии в системе российской государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
_ изучить понятие бюрократии и исследовать ее генезис в России
_ проанализировать процесс происхождение и формирование бюрократического аппарата в России.
_ выявить образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1.Понятие бюрократии и ее генезис в России
1.1 Термин «бюрократии» в политической науке……………………………….5
1.2 Возникновение бюрократических институтов в России и их исторические особенности...................................................................................................10
Глава 2.Бюрократический аппарат современной России
2.1 Происхождение и формирование бюрократического аппарата в России…..7
2.2 Образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв………………….20
Заключение ………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………31
Глава 2: Бюрократический аппарат в современной России
§2.1 Формирования бюрократического аппарата в современной России.
Вспомним, что движущей силой революции 90-х годов наряду с небольшой демократически настроенной частью советского общества выступила часть советской партийно-хозяйственной номенклатуры. Эта часть и, прежде всего, средние и только начавшие подъем по карьерной лестнице нижние слои партийно-государственной бюрократии были заинтересованы в устранении закостенелых высших руководящих слоев и партийных бонз, так как только это и могло ускорить их личный карьерный рост и обеспечить прорыв к рычагам управления государством. Однако взаимовыгодное, как тогда представлялось, партнерство длилось недолго. Уже в ходе революционных событий 1991-1993 годов началось формирование новой российской государственной бюрократии, которая быстро стала приобретать знакомые номенклатурные очертания. Представители советской номенклатуры, которые пришли во власть вместе с представителями демократического движения, воссоздали в президентских и правительственных структурах органически присущие им номенклатурные методы и механизмы кулуарного принятия управленческих решений, далеко не бескорыстных межличностных и групповых взаимодействий в процессе подготовки и принятия таких решений. Начавшейся регенерации советских номенклатурных методов и механизмов государственного управления способствовали следующие обстоятельства33. Во-первых, одним из самых серьезных стратегических просчетов новой российской власти стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Власть исходила из того, что для быстрого запуска нового государственного аппарата нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправданно34.
Во-вторых, немногочисленные представители демократического движения, первоначально включенные во властные структуры, сделали ставку только на персональную поддержку президента Ельцина. Они не уделяли должного внимания укреплению своей политической опоры и созданию кадрового резерва для постепенной замены номенклатурного чиновничества в структурах власти. Поэтому частично новая по составу, но старая по характеру основных механизмов функционирования номенклатурная среда быстро вытеснила «демократов первой волны» из властных структур как чужеродный для нее элемент35.
К середине 90-х часть бывшей советской
номенклатуры стала номенклатурой российской
и достигла своей главной цели - пришла
к власти и овладела всеми рычагами управления
государством. Существенно потерявшее
революционный запал и общественное влияние,
раздробленное и дискредитированное не
без помощи своих временных номенклатурных
попутчиков демократическое движение
перестало быть нужным российской номенклатуре
в качестве союзника. Тем более что к этому
времени оформилась и окрепла не только
ее государственно-
Номенклатура стала ведущей силой, определяющей и навязывающей обществу политические и экономические трансформации, нацеленные на укрепление и расширение ее господствующего положения. В результате развала СССР и трудностей экономических преобразований Россия сократила на треть свой экономический потенциал, потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. Российское руководство столкнулось с падением производства, прекращением инвестиционной деятельности, развалом кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономического ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения36.
После 1991 г. в России начинается новый этап экономической модернизации. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу либерализации экономических реформ (1992-1993 гг.), которая включала в себя: 1) свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит); 2) либерализацию торговли; 3) массовую приватизацию жилья, госпредприятий. Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ37. Главным стратегом экономических реформ, сторонником шокотерапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар. Курс реформ предполагал первоначальную либерализацию цен, затем переход к приватизации, осуществление жесткой финансово-кредитной системы. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий торговли и сферы услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.
Таким образом, результаты реформ оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Центральным положением реформы явились новые цены, которые выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10-15 раз. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию. Эпоха Бориса Ельцина войдет в истории, прежде всего как период энергичных, но весьма противоречивых экономических реформ. Где на одной чаше весов разрушение командной системы и создание свободного рынка, а на другой - девальвация рубля, обесценивание вкладов и дефолт. С одной стороны, предпринимательское сословие и нарождающийся средний класс, а с другой - залоговые аукционы и приватизация, которые сегодня многие называют не иначе как грабительскими. Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу»
§2.Образ российской бюрократии конца XX-начала XXI вв
Путинская эпоха – период расцвета российской бюрократии, оставившая позади себя в этом отношении все иные периоды истории России, как новейшей, так и более ранней. Впрочем, «торжеством бюрократии» можно назвать и «Россию при Ельцине», и «СССР при Брежневе» 38. По мнению референтной группы «бюрократов», в эти периоды засилье бюрократии было не меньшим, нежели сегодня. Относительно меньше было значение бюрократии в добрежневские эпохи России и СССР, а также в краткий период горбачевской перестройки. Впрочем, судя по всему и «ельцинская бюрократия» связана скорее с воспоминаниями о позднее ельцинском времени, когда после 1993-95 гг. власть становилась все менее дееспособной , а чиновничество все более обширным и корыстным39. Именно в середине 1990гг. в качестве одной из основных социально-политических проблем стало отсутствие общенациональной субъектности, способной обеспечивать развитие страны и общества. Стремительно разраставшаяся «ельцинская» бюрократия была не в состоянии представлять эти интересы, будучи разорванной частными и корпоративными интересами. Именно поэтому одной из главных идей уже путинской эпохи стало «выстраивание» бюрократии вокруг государственных интересов, попытка формирования на ее базе общенациональной субъектности40. Если население оценивает деятельность нынешней бюрократии почти исключительно негативно, то референтная группа «бюрократов» скорее склонна видеть в ней носителей новой государственности.
В огромной степени «ставка на бюрократию», которая еще при Ельцине носили скорее «стихийный» характер, а начиная с 2000 года, стала вполне осознанной, оказалась связанной с тем, что результаты демократического развития новой России не дали ожидаемых результатов. В референтной группе «бюрократов» отношение к итогам демократического процесса несколько мягче, но и там удовлетворены демократическим развитием только 27,2% и 39,2% россиян не удовлетворены тем, как работает демократия в России, а еще 30,1% вообще отказывает нынешней России вправе называться демократическим государством.41 Причины подобных тенденций неоднократно обсуждались . Если сконцентрировать различные точки зрения, можно выделить две наиболее значимые из них:
- Россия изначально
не была готова к политическим
и экономическим свободам, к демократической
политической системе
- Антидемократические
тенденции в современной
Сегодня, когда представители демократической общественности обращают внимание на явной тенденции отхода от демократических завоеваний, акцентируя внимание на сосредоточении всей власти в руках Президента, на потере независимости ведущими СМИ, на слабости и зависимости оппозиции, отсутствии реальных политических партий, способных влиять на принятие решений, население страны видит угрозу демократии совсем в ином. Это, в первую очередь, колоссальный разрыв между богатством и бедностью, не только не преодоленный при В. Путине, но и продолжающий возрастать, в отсутствии равенства всех перед законом , в сращивании власти и капитала43 .
На фоне отсутствия таких фундаментальных условий демократии, менее важными кажутся действительно происходящие отступления от традиционных демократических схем. Так на отсутствие значимой политической оппозиции в Государственной Думе обращают свое внимание на возрастающую зависимость ведущих СМИ от государства , на сосредоточение всей власти в руках Президента В. Путина.44 В частности, большинство россиян сегодня выступают за введение значительно более жестких ограничений для СМИ, в том числе за введение цензурных ограничений (правда, скорее не по политическим соображениям), за более решительную борьбу с олигархами, контроль государства над экономическими процессами.
Неудача ставки не развитие демократических институтов как субъектов национального развития, предопределило при В. Путине частичное возвращение к концепции авторитарной модернизации. К числу «плюсов» путинского правления, как общественное мнение в целом, помимо общих успехов в экономическом развитии, определяемых скорее благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, улучшение эффективности работы как федеральных, так и местных органов власти45. Что касается федеральных органов власти, то произошло скорее некоторое улучшение их работы чем некоторое ухудшение . Напротив, местные органы власти стали работать скорее менее эффективно , чем более эффективно (. Мнение государственных служащих («бюрократов») значительно более оптимистично. 40,1% из них (против 8,9%) фиксирует повышение эффективности федеральных органов власти, 41,2% (против 8,2%) – повышение эффективности и местных органов власти46. И те, и другие отмечают ухудшение, причем существенное ситуации в социальной сфере при В. Путине (очевидно, под влиянием недавно произведенной монетизации льгот). Что же касается правоохранительной сферы, борьбы с коррупцией, ситуации в сфере законности и порядка, в сфере прав и свобод граждан, то налицо также существенные расхождения между оценками населения. Население склонно весьма критично оценивать тенденции в этих сферах, наблюдая явное ухудшение, что же касается «бюрократов», то их оценки носят значительно более осторожный характер, по их мнению ситуация в названных сферах при В. Путине в той же мере ухудшилась, как и улучшилась47.
Выстраивание всей бюрократической машины при В. Путине, включая ситуацию в правоохранительных органах, продолжается, хотя идет медленно и носит противоречивый характер.
Противоречивым является и отношение россиян к отдельным звеньям Административной реформы. Пожалуй, лишь создание Общественной палаты одобряется относительным большинством опрошенных – 46,9% поддерживают это нововведение, 7,7% - нет48. Напротив, неприятие и населения, и «бюрократов» вызывает отмена выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам, то есть полный переход к пропорциональной системе. Такой подход приведет к еще большей дискредитации самого института Государственной Думы, так как возможность простых граждан хоть как-то оказывать влияние на ее состав будет сведена практически к нулю. Еще одно нововведение , связанное с административной реформой В. Путина, это отмена прямых выборов губернаторов, также оценивается весьма неоднозначно, хотя ее плюсы все-таки, пожалуй, преобладают над минусами (31,9% против 21,8%)49.
И, наконец, идея укрупнения субъектов федерации, пока реализованная лишь в Пермском крае, оценивается «половина на половину» . Это касается случаев, когда столица области и сама область образуют разные субъекты федерации (Московская, Ленинградская области)50. Но самый главный недостаток путинской административной реформы – это даже не сомнительность отдельных ее фрагментов населения сомневаются в том, что эта реформа хоть как-то, в ту или иную сторону, на что-то существенное повлияет. Взялись явно не за то, что действительно необходимо, а за то, что способно создать видимость административной деятельности. Неужели в современной России, терзаемой бесчисленным числом проблем, в том числе прямо связанных с неэффективностью деятельности государства, нет забот более важных, чем переход к пропорциональной системе.
Итак, В. Путин проделал в глазах населения эволюция от «президента народа» к «президенту бюрократии».
Главная цель бюрократии – это «сохранение и постоянное увеличение своего богатства и влияния, невзирая на низкий уровень жизни населения». Итак, сделав ставку на бюрократию как носителя идеи государственности, режим В. Путина пока не сумел качественно видоизменить саму бюрократию, она остается носителем эгоистических и корыстных устремлений. Таков тупик «авторитарной модернизации» в российском исполнении.
Таким образом:
1. Путинская
эпоха – эпоха расцвета
2. Ставка на бюрократию, на авторитарную модель модернизации – во многом, следствие провала демократических преобразований 90-х годов, неэффективности созданных демократических институтов. Демократия в России не сумела сделать главного – преодолеть социальные разрывы, создать единое правовое поле.
Информация о работе Понятие бюрократии и ее генезис в России