Понятие бюрократии и ее генезис в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить роль бюрократии в системе российской государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
_ изучить понятие бюрократии и исследовать ее генезис в России
_ проанализировать процесс происхождение и формирование бюрократического аппарата в России.
_ выявить образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1.Понятие бюрократии и ее генезис в России
1.1 Термин «бюрократии» в политической науке……………………………….5
1.2 Возникновение бюрократических институтов в России и их исторические особенности...................................................................................................10
Глава 2.Бюрократический аппарат современной России
2.1 Происхождение и формирование бюрократического аппарата в России…..7
2.2 Образ российской бюрократии конца XX- начала XXI вв………………….20
Заключение ………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая марины))).doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

3. Однако сделанная  В. Путиным ставка на бюрократию  себя скорее также не оправдала.  Наиболее высока неудовлетворенность  результатами путинского правления  именно в сфере государственного  и правового строительства, правоохранительной  деятельности и борьбы с коррупцией.

4. Проводимая  В. Путиным Административная реформа  себя также скорее не оправдывает,  так как она решает частные  проблемы и те далеко не  всегда успешно. Главная задача  – поставить бюрократию на  службу государству и обществу, стратегическим интересам страны - остается весьма далекой от своего решения51.

Что касается нынешней ситуации то проявление бюрократии на данном этапе более завуалировано, но в тоже время не потеряла  всего  того негативного, что было и раньше.

Премьер Путин  никак не комментирует последние инициативы Дмитрия Медведева по улучшению инвестиционного климата. Между тем инициативы эти касаются напрямую «людей Путина», а значит, и его самого.

   Так, Дмитрий Орешкин в интервью «Свободной прессе» утверждает, что Медведев просто реализовал свои давние намерения:  он-де еще до президентских выборов 2008 года говорил, что, с его точки зрения, госкорпорациями должны управлять независимые директора. По словам Орешкина, Путин тогда же высказывал идею прямо противоположную: необходимо, чтобы госкорпорациями управляли представители государства. Впрочем, за почти три года президентства Медведева ничего так и не изменилось, управление по-прежнему велось «по-путински».  «Конечно, Медведев бросает вызов путинской бюрократии52.

Путинские готовятся придушить демократию и  свободу слова в России. И те и другие привыкли манипулировать массами, и те и другие очень хотят, чтобы люди формировали свои воззрения при помощи их штатных пропагандистов и не лезли бы в интернет, не писали бы и не думали. Всё потому, что и те и другие больше всего хотят господствовать, а для этого сознание людей должно быть в постоянном тумане.

 «Политики отстаивают свои приоритеты» Медведев озабочен интересами тех, кто производит национальное богатство, материальное и финансовое. Путин представляет интересы тех, кто это богатство контролирует и распределяет через «вертикаль власти». Однако механизм распределения поглощает все больше ресурсов. Контроль поедает производство53.

       Таким образом в России есть и нарастает конфликт между бюрократией, сохранившей великодержавные привычки и понятия, и компрадорским капиталом, которому такая бюрократия не нужна. Что касается бюрократии, то она не является классом и не может иметь какой-либо устойчивой идеологии, зато может меняться под давлением необходимости. Сегодня бюрократия взяла на вооружение консерватизм, что значит «не трогайте нас, пусть все остается, как при Путине». Но очевидно, что такая идеология не работает и главное не может защитить бюрократию. Защиту бюрократия может найти только у масс, а для этого ей придется очень сильно сдвинуться влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Таким образом, на основании изучения темы работы представляется возможным сделать следующие выводы:

Одним из первых ученых, занявшихся проблемой бюрократии, положившему  начало развитию теории бюрократии являлся Г.В.Гегель. Именно Гегель одним из первых начал разработку института государственного управления, дал обстоятельный анализ чиновничества, его сущности, структур и функций. Государственная бюрократия характеризуется Гегелем как главная властвующая составная часть общества, где сосредоточены государственное сознание, образованность и профессионализм.

Следом за Гегелем  проблемами бюрократии занялись такие ученые и мыслители как А.Токвиль, Дж.С. Милль и др.иСущественную роль в развитие теории бюрократии сыграл К.Маркс, несмотря на то, что проблема бюрократии не являлась центральной и не получила систематического рассмотрения в трудах К.Маркса54. Главной целью бюрократии у Маркса становится стремление снизить остроту конфликта в обществе.

Однако первым ученым давшим понятие бюрократии и систематизировавшим  анализ государственной бюрократии стал М. Вебер. Исходным пунктом анализа  бюрократии для М.Вебера является факт роста и усложнения организаций в современном обществе. Он рассматривает бюрократию как основу современной теории принятия решений.

Одним из важнейших мыслителей, сыгравшим огромную роль в развитии теории бюрократии в XX в. Явился М. Крозье. Главной темой его исследований становится изучение роли государства в процессе реформирования общества55.

Проведенный анализ основных теоретических подходов к исследованию проблем бюрократии показывает, что  представителей разных школ прежде всего  разделяет акцентирование внимания либо на формально-структурных, либо на человеческих сторонах административной организации; при этом каждая из теорий выявляет в объекте исследования имманентно присущие ему элементы и процессы, которые существуют как противоречивое взаимодополняющее единство, что позволяет этим теориям сосуществовать, дополнять или конкурировать друг с другом, культивируя тем самым поле общего научного поиска, органично включающего достижения различных научных школ.

В России бюрократия как  постоянное явление возникло с оформлением государственной службы. Возникновение профессиональной государственной службы связывают с именем Петра I, а именно с его государственными реформами. Введение «Табель о рангах» определило основы государственной службы в России. «Табель о рангах» действовала два столетия и регулировала государственную службу, а также узаконила, положение российского чиновничества56. В настоящее время в России действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий правовые, организационные, кадровые вопросы, связанные с государственной службой в Российской Федерации.

Можно сказать, что в настоящее время еще  не прошел этап реформирования государственной  службы. Одним из основных этапов реформирования явилось появление и введение в действие Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы. В России с 2003 года действует Федеральная программа о реформировании государственной службы57. В современной России огромной проблемой в реформировании государственной службы является проблема коррумпированности чиновников различного уровня. Несмотря на наметившуюся тенденцию борьбы с коррумпированными чиновниками их число не уменьшается. Коррупция проникла во все сферы государственной власти. Россией по-прежнему управляет чиновничество, не находящееся под политическим контролем. Аппарат реально управляет страной. В итоге мы имеем системно коррумпированную, неэффективную государственную машину, поскольку в целом наша государственная политика определяется не политическими партиями, а борьбой ведомств между собой.  
      Прийдя к выводу то можно заметить, что Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».[

«Путинский» этап характеризуется  устранением причин, которые привели  к разрушению управленческой вертикали  при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным. По словам президента, в российской экономике должны преобладать частное предпринимательство и частные инвесторы. У бизнеса должно быть как право на ошибку, так и «возможность для драйва, для развития».

Что касается политики  Дмитрия Медведева то президент  подписал указ, жестко регламентирующий порядок исполнения его поручений сотрудниками федеральных и региональных ведомств (опубликован на сайте Кремля). Указ закрепляет за чиновниками персональную ответственность за своевременное исполнение, а за Контрольным управлением президента — обязанность регулярно проводить проверки их исполнительской дисциплины. Правительству и губернаторам указано проводить совещания и заслушивать отчеты чиновников о ходе работы над исполнением решений президента — вводится их коллективная ответственность за плохую дисциплину.

«Качество работы бюрократии напоминает анекдот о том, как развивается компьютерная система: да, старые ошибки устранены, но появились новые», - заявил президент РФ Дмитрий Медведев на открытии ПЭФ. Таким образом Дмитрий Медведев пытаится установить контроль над бюрократией , сократить их власть , сократить число бюрократов. Но как и в постсоветское так и в настоящий момент бюрократия на местах, в регионах сушественно не изменилась.

 
 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 // Российская газета. 1993г. № 12 . 65с.

Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной  службе».  М.: Юридическая литература. 2003г. 59 с.

  Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной     гражданской службе Российской Федерации».  М.: Инфра. 2004г.33 с.

Указ Президента Российской Федерации  от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре  должностей федеральной государственной гражданской службы» М.: Инфра, 2006г.42 с.

Монографии  и научные статьи 

Вячеслав Смольков Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба.  2005г. № 5. 44с.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии. 2003г. № 3. 39с.

Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов  Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право.  2004г. № 1. 56 с.

Заславская Т.И. Социальная структура  современного российского общества // Общественные науки и современность. 2005г. № 2. 58 с.

Макаренко В.П. Теория бюрократии М.Вебера и буржуазные концепции организации и управления // Вопросы философии. 2005г. № 6. 44 с.

Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях // Общественные науки и современность. 1999г. № 2. 46 с.

Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. 2004г. №12.54 с.

Брудер В. Бюрократия // Полис. 1999г . № 5. 42с.

 

Специальная литература

Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной  службы Российской Федерации // Государственная  служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. – М.: Изд-во РАГС, 2002г.380 с.

Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М.: Инфра, 2000г.209 с.

Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Проспект, 2002г. 316 с.

Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Нева, 2006г. 229 с.

Комаровский В.С. Политические факторы  реформирования государственной службы // Государственная служба: первые шаги и перспективы. - М.: Изд-во РАГС, 2005г.415 с.

Купряшин Г.Л. Бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях // Государственное управление: основы теории и организации. - М.: Юридическая литература, 2005г. 324с.

Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М.: Юристъ, 2005г. 188с.

Худокормов А.Г. Экономические  корни бюрократизма. М.: Просвет, 2001г. 521с.

 

 

Интернет-ресурсы:

Агеев О.В., Устинкин С.В. Бюрократия и политика: Учебное пособие. Н. Новгород, 2003г: http://www.kis.ru/~dbalu/osi/ustin1.htm.

Доунс Э. Жизненный цикл бюрократических структур. М.: Изд-во МГУ. 2003г. http://www.spa.msu.ru/spa.php?inform/depspa/technm/GLKupriashin/1_6nov  

 

 

 

1 Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм..М.: 2004 г. №12. С.90-93.

2 Брудер В. Бюрократия. Журнал // Полис. 1999г . №2. С. 41-48.

3 Гегель Г.В. Философия права..Журнал. //Новый свет. 1990г. М.: № 3. С.41-53.

4 Клоков С.Н. Контроль деятельности чиновничества .Н- Новгород.: 2004г.С.25-36.

6Ольминский М. Государство. Бюрократия и абсолютизм в истории России. М.-Л.: 1925г.С.96-127.

 

 

 

6 Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. М.:, 2003г.С. 48-52.

8Морозова Е.Г. Административные реформы конца XX века. М.: Изд-во РАГС. 1999г. С. 94-96 .

9Брудер В. Бюрократия Журнал. //Полис. 1999г. № 5. С. 41-48.

 

 

 

 

9 Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества Журнал.// Общественные науки и современность. 2005 г. № 2. С. 19-

26.

10 Оболонский А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества. Журнал. //Общественные науки и современность. 2002г. № 3. С. 36-

51.

11 Лукьяненко В.И. Контроль в системе государственной службы: М.: Издательство РАГС. 2005г.С.134-1

48.

12 Гудков А., Левада Ю., Лаверсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений . Государство и право.М.: 2004г. № 1.  С. 45-

67.

13 Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах . //Вопросы философии. 2004г. -№ 7. С. 25-

31.

14 Брудер В. Бюрократия .// Полис. 1999г . № 5. С. 42-

73.

15 Щварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы . //Проблемы реформирования. 2004г. № 12. С. 66-6

9.

 

16 Пушкарем Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования . Журнал. //Общественные науки и современность. 2003г. № 5. С. 17-2

6.

 

17 Брудер В. Бюрократия .Журнал. //Полис. 1999г. № 5. С. 41-

48.

18 Левинсон А.Г. //Термин «бюрократия» в российских контекстах . 2004г.  № 7. С. 25-

28.

19 Вячеслав Смольков //Бюрократия и бюрократизм. 2005г. № 5. С. 21-

29.

20 Оболонский А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества Журнал. //Общественные науки и современность. 2002г. № 3. С. 35-

46.

 

Информация о работе Понятие бюрократии и ее генезис в России