Правовые аспекты регулирования государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
Цель и задачи работы – рассмотреть систему государственной службы российской федерации, ее понятие, виды и принципы, а также правовые аспекты регулирования государственной службы в рф: нормативно-правовую базу и правовой статус государственных служащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 4
1. 1. Понятие государственной службы Российской Федерации 4
1. 2. Виды государственной службы в РФ 6
1. 3. Принципы государственной службы в РФ 9
2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ 11
2. 1. Нормативно-правовая база государственной службы 11
2. 2. Правовой статус государственных служащих 12
2. 3. Общие условия государственной службы Российской Федерации
и система управления ею 15
2. 4. Направления совершенствования эффективности государственной
службы и результативности профессиональной служебной деятельности
государственных служащих 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

7674 Правовые аспекты регулирования государственной службы.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ

2. 1. Нормативно-правовая  база государственной службы

Правовую основу государственной  службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

- Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу.

- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ[3]. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. 06.12.2011). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации[2].

Кроме указанных  нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд  подзаконных нормативных актов:

1. Указ  Президента Российской Федерации  «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609.

2. Указ  Президента Российской Федерации  «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159.

3. Указ  Президента Российской Федерации  «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110.

4. Указ  Президента Российской Федерации  «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112.

2. 2. Правовой статус государственных служащих

 

Одним из важнейших элементов  института государственной службы является правовой статус государственных  служащих. В законе «О системе государственной службы Российской Федерации» раскрывается узловое для определения содержания данного статуса понятие должности государственной службы Российской Федерации и раскрываются основные характеризующие это понятие элементы.

Характеристика конкретной должности государственной службы является неотъемлемой составной частью законодательного регулирования государственной службы и одновременно основой для разработки должностных положений и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности.

Должность государственной  службы определяет границы деятельности государственного служащего, т.е. круг его обязанностей, права и ответственность «по исполнению и обеспечению полномочий» государственного органа. Поэтому важно отличать понятие государственной должности от близко примыкающего к нему понятия специальности. Специальность характеризует род трудовой деятельности, требует определенных знаний и трудовых навыков, приобретаемых путем профессионального образования или практического опыта, например в области финансов, юстиции, экономики и др.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Должности государственной службы классифицируются:

- должности  федеральной государственной гражданской  службы;

- должности  государственной гражданской службы  субъекта Российской Федерации;

- воинские должности;

- должности  правоохранительной службы.

В федеральном  государственном органе и государственном  органе субъекта Российской Федерации  могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной  службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Должность государственной  службы определяет основные функции, выполняемые  государственным служащим.

Принципиально важным в законе «О системе государственной службы Российской Федерации» является законодательное закрепление понятия «государственный служащий».

Государственный служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное  в установленном нормативными актами порядке на государственную должность  и возмездно исполняющее служебные  обязанности в объеме предоставленных  по ней обязанностей и прав.

Все граждане Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует  требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство Российской Федерации.

Вместе с  тем согласно ст. 18.1 закона «О системе государственной службы Российской Федерации» в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин[2].

Согласно закону «О системе государственной службы Российской Федерации» государственные служащие Российской Федерации подразделяются на федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Российской Федерации.

Федеральный государственный  служащий - гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную  деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

К государственным  служащим субъектов Российской Федерации  могут быть отнесены только государственные  гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

2. 3. Общие условия государственной службы Российской Федерации и система управления ею

 

Согласно закону «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] к общим условиям прохождения государственной службы относятся:

- формирование  кадрового состава государственной  службы;

- регулирование  поступления на государственную  службу, ее прохождения и прекращения;

- присвоение  классных чинов, дипломатических  рангов, воинских и специальных  званий;

- определение  стажа (общей продолжительности)  государственной службы, ведение  персональных данных государственных  служащих;

- формирование  реестров государственных служащих. Формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается:

- созданием  федерального кадрового резерва,  кадрового резерва в федеральном  государственном органе, кадрового  резерва субъекта Российской  Федерации, кадрового резерва  в государственном органе субъекта Российской Федерации для замещения должностей государственной службы, а также эффективным использованием указанных кадровых резервов;

- развитием  профессиональных качеств государственных  служащих;

- оценкой результатов  профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена;

- созданием  возможностей для должностного (служебного) роста государственных служащих;

- использованием  современных кадровых технологий;

- применением образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Федеральными  законами о видах государственной  службы и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации устанавливаются  порядок поступления на государственную  службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы.

Подготовка  граждан для прохождения государственной  службы осуществляется в формах, установленных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Прохождение государственной  службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного  чина, дипломатического ранга, воинского  и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, увольнение, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы устанавливаются классные чины.

Система управления государственной службой создается  на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации  в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе.

Финансирование  федеральной государственной службы и государственной гражданской  службы субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

2. 4.  Направления совершенствования эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих

 

Президент Дмитрий  Медведев утвердил Федеральную программу по реформированию и развитию госслужбы на ближайшие пять лет и принял специальный указ[4]. 

Информация о работе Правовые аспекты регулирования государственной службы