Правовые основы современной Российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Процессы реформирования российского общества, изменения его уклада, политической организации, отношений собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере заставляют задуматься о путях и перспективах развития современной российской государственности. Происходящие изменения общественной жизни во многом носят позитивный характер. Можно констатировать общую демократизацию политической жизни страны, внедрение в практику демократических государственно-правовых институтов, идей и ценностей, определенную степень демократизации деятельности государственной власти и ее органов, постепенное формирование юридического режима компромисса, согласия, обязательных консультаций, поиска взаимоприемлемых решений тех или иных вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
3. ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

политология 1.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

В ночь на 23 сентября 1993 г. Чрезвычайный X съезд народных депутатов, на котором  не было даже кворума, принял постановление, объявившее действия Б.Н. Ельцина "государственным  переворотом". Большинство Съезда и Верховный Совет, Председателем  которого в то время был находившийся в оппозиции Б.Н. Ельцину Р.И. Хасбулатов, отказались подчиниться указу Президента. Они заявили об отстранении Б.Н. Ельцина от должности Президента и избрали исполняющим обязанности  Президента вице-президента А.В. Руцкого, перешедшего в оппозицию Б.Н. Ельцину  во второй половине 1992 г., и сформировали свое правительство, пошли на вооруженную  конфронтацию, ведущую к гражданской  войне. Б.Н. Ельцин приказал блокировать Белый дом России, а противостояние ветвей государственной власти достигло апогея 3-4 октября 1993 г. По призыву А.В. Руцкого, генерала А. Макашева, лидера ортодоксальной коммунистической организации "Трудовая Россия" В.И. Анпилова и ряда других сторонников парламента, в том числе и с оружием в руках, пошли на прорыв блокады Белого дома, штурм здания мэрии Москвы, пытались захватить телецентр "Останкино". В ночь на 4 октября в Москву были введены армейские части, которые из танков расстреляли Белый дом, вызвав в нем пожар, и разогнали парламент и его защитников. По официальным данным, во время этих событий погибли около 150 человек.

В своем Послании Федеральному Собранию 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин так оценивал октябрьские события  и предшествующую им ситуацию: "Оставалась единственная возможность - прекратить полномочия депутатов, а тем самым  формально поступить вопреки  отдельным положениям действовавшей  тогда Конституции, опершись на закрепленные в Основном Законе базовые конституционные  принципы: народовластие, разделение властей, федерализм. Окончательное решение  предлагалось принять гражданам  России: проголосовать "за" или "против" новой Конституции, сформировать новый  законодательный орган, а затем  проголосовать на выборах Президента. Это был минимально конфликтный  вариант, в котором высшим судьей предоставлялось быть народу - суверенному  источнику власти. Но те, кто боялся доверить свою свободу воле народа, избрали другой путь - прямую вооруженную  конфронтацию, ведущую к гражданской  войне. Допустить этого было нельзя. Мне пришлось принять трудное, но неизбежное решение". "Черный Октябрь" окончательно разрушил систему Советов  и Советской власти в России - вслед за Верховным Советом были ликвидированы Советы народных депутатов  нижестоящих уровней в большинстве  субъектов Федерации. Эти события  стали важным катализатором ускорения  формирования новой системы власти и создания новой Конституции. В  соответствии с решением Президента РФ 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в  двухпалатное Федеральное Собрание - в Совет Федерации и Государственную  Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции  России, подготовка которого была начата еще летом 1993 г. специально созданным  Конституционным совещанием. Работа в нем шла в пяти группах, представлявших федеральные и республиканские  органы государственной власти, местное  самоуправление, политические партии, профсоюзные, молодежные, членские и  другие общественные организации, массовые движения и религиозные конфессии, а также товаропроизводителей и предпринимателей.

За проект новой Российской Конституции проголосовала большая  часть избирателей, пришедших на выборы.

Выборы в декабре 1993 г. и принятие новой Конституции  РФ заложили правовые основы новой  российской государственности, явились  их конституционным оформлением  и важнейшим этапом демократического обновления России.

российская государственность  конституция

 

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

Исследователи выделяют различные  этапы в становлении современного российского государства. Так, О. Смолин выделяет четыре основных периода в  социально-политическом процессе, в  результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. - август 1991 г.); революционный (август 1991 г. - август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. - декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.).

В. Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В. Путина).

В качестве отправной точки  для периодизации становления современного российского государства можно  выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Правда, это была всего лишь декларация, не имеющая юридических последствий, однако ее принятие означало потенциальную возможность в случае определенных обстоятельств создать свою государственность. Поэтому первый этап можно рассматривать как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н. Ельцина. Завершается первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств (12.06.1990 г. - декабрь 1991 г.).

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере он был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

На третьем этапе (1994-1998 гг.) выявилась иллюзорность намерений  реформаторов ограничить вмешательство  государства в экономическую  сферу. Опыт реформ свидетельствовал о  том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы  его влияния на экономические  процессы. Причем некоторые специалисты  отмечают, что эти изменения имели  крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного  контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим интересам.

Не сбылась надежда  реформаторов на то, что эффективным  регулятором экономических отношений  в стране станет "саморазвивающийся" рынок. Напротив, в течение этого  периода усилилась тенденция  к социально-экономическому кризису  в стране. Государство, лишившись  значительной части своей собственности, не имея возможности собирать налоги в размере, необходимом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось  в ситуации острого кризиса.

Этот кризис проявился  в неспособности государства  консолидировать общество, в котором  резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшее порой чрезвычайно  острые формы; в невыполнении важнейших  социальных функций, о чем свидетельствует  кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения; в неэффективной деятельности органов  правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванный  переделом собственности; в деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность; в перманентных кризисах правительства; в падении внешнеполитического престижа и влияния российского государства; в неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта.

К осени 1998 г. выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства  и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Мнение об оздоровлении государства и усилении его роли разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от "правого" центра до национал-патриотических сил.

Четвертый этап (сентябрь 1998 г. - декабрь 1999 г.) был ознаменован  сменой правительства, которое возглавил  Е. Примаков, заявивший о необходимости  корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки - повысить роль государства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности  реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Это не означало возврата к  методам жесткого государственного регулирования, свойственным советской  эпохе. Необходимы были методы, обеспечивающие оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования, неизбежного для сложно организованных социально-экономических систем. Идеологи радикал-либеральных реформ допустили существенную ошибку в оценке тенденций, определяющих логику развития современных государств. Эта логика оценивалась ими в понятиях "уменьшение - возрастание" роли государства, тогда как в реальной действительности государство не уменьшало и не усиливало своей роли в обществе, оно меняло методы и средства своего воздействия на общество, оставаясь основным фактором, обеспечивающим устойчивое, стабильное развитие сложных социально-экономических систем.

Пятый этап (2000-е гг.) начался  с приходом к власти В. Путина и  характеризуется усилением вертикали  власти, повышением роли государства  в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной  судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической  сфере, государство проводит активную социальную политику путем перераспределения  ресурсов в пользу проигрывающих  слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носят в значительной степени  авторитарный характер, но не вызывают резких протестов основной части  общества.

Президентом определен курс на создание сильного государства посредством  проведения эффективной экономической  политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских  посланиях глава государства  акцентирует внимание на взаимосвязи  сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывается  с достижением эффективности  во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

3. ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ  СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

 

Среди проблем становления  новой российской государственности  можно выделить в первую очередь  проблемы государственно-институционального характера.

В современной России создается  новый государственный строй, основные параметры которого провозглашены  в Конституции Российской Федерации (1993). Согласно Конституции, Россия является демократическим государством с  республиканской формой правления. В Конституции закреплены принципы разделения властей и верховенство закона (Россия - правовое государство). Однако на практике Конституция 1993 г. не столько закрепила, сколько провозгласила  правовое российское государство. В  этом отношении она является в  большей степени программным  документом, нежели Основным законом, поскольку не фиксирует соответствующих  общественных отношений.

Хотя по Конституции Россия - это демократическое государство  с республиканской формой правления, но в действительности мы имеем дело с "президентской республикой", в которой глава государства  обладает огромными полномочиями по формированию Правительства и выработке  основных направлений внутренней и  внешней политики. Это приводит к  тому, что многие решения главы  государства зависят от компетенции  окружающих Президента лиц, а Правительство  России - мало самостоятельно и постоянно  находится под угрозой роспуска.

Кроме того, некоторые аналитики  считают, что, как и раньше, Конституция  нужна властям, прежде всего, для  защиты от своих политических противников.

В XX в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на десятилетия, а то и на века. Но для России оказалась нужной именно такая непостоянная конституция. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства становился нужен новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.

В этом смысле ленинская Конституция 1918г. была самой откровенной. Эта  Конституция отвергала демократию, в частности, принцип тайного  голосования и разделения власти на ветви как "пережитки буржуазного  парламентаризма". В таких условиях редко кто отважился выступать  против властей, а кто высказывал свое несогласие с ними, того объявляли "контрой", с которой поступали  по законам революционного времени.

Следующая Конституция, уже  СССР, принятая в 1924 г., мало чем отличалась от предыдущей, поскольку сохранились  задачи превращения страны в мощный плацдарм для мировой революции.

В 1936 г. была, принята сталинская Конституция, которая должна была решать новые задачи. В условиях тоталитаризма  партия превратилась из "ордена меченосцев" в широкий общегосударственный  институт, вобравший наиболее активную часть населения. В это время  наибольшую угрозу для сталинского  режима стала создавать старая "ленинская  гвардия", которая не готова была последовательно претворять в жизнь  решения "мудрого вождя".

Измененная сталинская Конституция  позволила нейтрализовать старую "ленинскую  гвардию" путем внедрения в  новую советскую Конституцию  такого принципа "буржуазного парламентаризма", как прямые и тайные выборы. При  открытом голосовании мнение партийцев  с дореволюционным стажем, героев гражданской войны значило многое. При тайном голосовании все стал решать подсчет голосов.

Новая советская Конституция - брежневская - была принята в октябре 1977 г. Это было вызвано тем, что  партийное руководство всерьез  перешло к стратегии "мирного  сосуществования двух систем". В  этих условиях выяснилось, что политический режим в СССР серьезно разошелся  с конституционными принципами. Основу этого режима составляла коммунистическая партия, генеральный секретарь которой  был руководителем этого режима, не занимая никаких государственных  постов. Для советско-партийной бюрократии этого было достаточно, чтобы считать  Л. Брежнева лидером страны. Однако для остального мира коммунистический режим рассматривался как антиконституционный. Поэтому в брежневскую Конституцию  была включена знаменитая 6-я статья о руководящей роли коммунистической партии, а Л. Брежнев стал Председателем  Верховного Совета СССР, высшего законодательного органа страны.

Информация о работе Правовые основы современной Российской государственности