Правовые основы современной Российской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Процессы реформирования российского общества, изменения его уклада, политической организации, отношений собственности, а также изменение приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере заставляют задуматься о путях и перспективах развития современной российской государственности. Происходящие изменения общественной жизни во многом носят позитивный характер. Можно констатировать общую демократизацию политической жизни страны, внедрение в практику демократических государственно-правовых институтов, идей и ценностей, определенную степень демократизации деятельности государственной власти и ее органов, постепенное формирование юридического режима компромисса, согласия, обязательных консультаций, поиска взаимоприемлемых решений тех или иных вопросов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
1. СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
3. ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

политология 1.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

В 1991 г. из Конституции РСФСР  была исключена 6-я статья о руководящей роли партии и был введен так называемый президентский блок. Буквально через год Верховный Совет начал законодательную борьбу против этого блока, пытаясь ограничить права президента в России. Для парламента эта борьба закончилась печально - расстрелом "Белого дома", принятием новой российской Конституции, которая похоронила надежду на то, что Россия станет парламентской республикой.

Принятый вариант Конституции  Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный  Суд уже не могли ничем угрожать.

Это привело к тому, что  оппозиция с самого принятия Конституции  повела "атаку" на нее и Президента, понимая, что даже абсолютное большинство  в парламенте не гарантирует ей право  на власть. Кандидаты от оппозиции, идя на президентские выборы в 1996 г., обещали в случае победы ограничить, а то и упразднить пост президента. Однако многие аналитики считают, что любой следующий президент, даже если им станет яростный сторонник парламентской республики, забудет о своих обещаниях, ибо будет существовать огромный соблазн использовать неограниченную российскую президентскую власть.

Такая конституционная коллизия в условиях сильной политической оппозиции создает в России ситуацию перманентного конфликта между  законодательной и исполнительной ветвями власти. Но главная проблема становления новой российской государственности  состоит не в наличии этого  конфликта, а в том, что разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство, в том  числе и Конституцию Российской Федерации.

В современной России для  формирования правового государства  необходимо, во-первых, создать соответствующее  правовое пространство, во-вторых, достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности. Пока в российском менталитете ценности, соответствующие принципам, провозглашенным в Конституции, еще не стали доминирующими. Поэтому одна из проблем становления новой российской государственности заключается также в том, что Конституция провозгласила Россию демократическим государством в условиях слабого демократического электората (около 30% избирателей).

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Закрепляя федеративное устройство России, Конституция вместе с тем  породила его асимметрию, поскольку  субъекты Федерации - республики, области, края и округа - на практике находятся  не в равном политическом и экономическом  отношениях. Кроме того, субъекты Федерации  живут по конституциям (республики) и уставам (области), многие из которых  не соответствуют Конституции Российской Федерации, нарушая ее отдельные  положения.

Важная роль в становлении  современной российской государственности  отводится формированию национально-государственной  идеи, задающей "общее дело" и  консолидирующей российское общество. Российские демократы, приступая в  начале 90-х гг. к реформам, давали обещание путем либеральных реформ сделать жизнь россиян в скором времени процветающей и приближенной к мировым стандартам. Однако результаты реформ оказались в явном противоречии с замыслами ("Хотели как лучше, получилось как всегда"):

1) стремительно упало производство;

2) резко сократился жизненный  уровень;

3) девальвировались некоторые  традиционные ценности;

4) возник "номенклатурно-криминалистический" капитализм;

5) обострились социально-политические  противостояния и национальные  конфликты.

В результате современное  российское общество выглядит социально  разобщенным и прежде всего по базовым ценностям. Идеи демократии для многих россиян стали в  настоящее время синонимами всего  плохого и поэтому не могут  служить консолидирующим фактором.

Целый ряд проблем в  становлении новой российской государственности  существует в России во взаимодействии государства и индивида, государства  и общества. Во взаимодействии государства  и индивида можно выделить два  аспекта проблем - правовой и социальный. Конституция провозгласила права человека и гражданина в России, которые на практике зачастую носят декларативный характер. Современное российское государство не обладает пока необходимыми ресурсами для того, чтобы быть непосредственным гарантом конституционных прав человека и гражданина в России.

Большие проблемы возникли во взаимодействии государства и человека в России в социальном плане. Прежняя  российская государственность базировалась на принципах патернализма, являющихся оборотной стороной политики политеизма. Политеизм - это вера в возможность  достижения прогресса путем насилия. В ходе реформ государство в России как отказалось от политики политеизма, так и "бросило" индивида на произвол судьбы, постоянно сворачивая социальные программы в России, не выплачивая месяцами бюджетникам заработной платы, пенсий - пенсионерам. Поэтому одной  из важных проблем становления российской государственности выступает формирование в России социального государства, более привычного для патерналистской  ментальности россиян.

Другой комплекс проблем  возник во взаимоотношении государства  и общества. В России еще не существует гражданского общества и перспективы  его становления достаточно проблематичны. Это обусловлено тем, что, с одной  стороны, государство традиционно  стремится сузить сферу "гражданского общества" и охватить своим контролем  как можно большее число общественных связей и отношений. С другой стороны, это обусловлено специфическим  менталитетом россиян, который блокирует  их гражданскую самостоятельность  и инициативу.

 

Важной проблемой становления  российской государственности выступают  отношения государства к природным  ресурсам страны. Попытки реформаторов путем либеральных реформ перевести  Россию на путь инновационного развития провалились. Современное российское государство вынуждено ориентироваться  на традиционный способ выхода из кризиса - мобилизационный путь развития за счет экстенсивного использования  природных ресурсов (газ, нефть, лес, золото), внеэкономических способов эксплуатации рабочей силы (систематические невыплаты  заработной платы) и внешних займов.

Целый ряд проблем возник в связи с взаимодействием  российского государства и мирового сообщества. Кризис мирового коммунизма, распад СССР как мировой державы  привели к серьезным геополитическим  изменениям в мире. Биполярный мир  превратился в монополярный. Единственной мировой державой остались США, хотя в последнее время наметилась тенденция становления нового геополитического центра в мире объединенной Европы.

Россия в настоящее  время больше занята внутренними  делами. Утратив свои позиции в  мире, Россия пока не выработала геополитическую  стратегию и поэтому больше действует  ситуативно, чем стратегически. Поэтому некоторые аналитики считают, что Россия на международной арене в настоящее время действует скорее обдуманно, чем продуманно, т.е. действует исходя из ситуации, а не из стратегических соображений в соответствии с какой-либо концепцией национально-государственной безопасности.

Отличия государства в  России от государств в других странах.

В демократическом государстве  управление осуществляется коллегиально субъектами власти, которые избираются гражданами на' ограниченный срок. Деятельность субъектов власти регламентируется правом, которое носит равный и  обязательный для всех характер. Западное государство основано на институте разделения властей и доступности информации об их деятельности. Разделение власти на ветви направлено на ограничение возможности превышения власти или ее узурпации и коррекцию политического процесса за счет конкуренции и взаимодействия различных властных структур.

Демократическое государство  имеет ограниченную законом сферу  деятельности. В частности, на гражданскую  сферу власть государства не распространяется. Государство контролирует выполнение законов в этой сфере и в  случае их нарушения применяет предусмотренные  законом санкции, но в сами гражданские  процессы не вмешивается.

Демократическое государство  является правовым в двух смыслах. Во-первых, его можно считать правовым на том основании, что все процессы в обществе регламентируются равными  и обязательными для всех законами. В таком обществе законным образом  реализуются и защищаются права  человека и его свободы. Во-вторых, само государство в своей деятельности руководствуется законом.

В демократическом государстве  реализуются культурные, образовательные, и иные социальные программы, что  позволяет называть такое государство "социальным". Это государство  отличается отлаженностью механизмов воплощения различного рода инноваций, которые изменяют форму организации  политической и общественной жизни  и модернизируют социум.

Российское государство  имеет другую форму и играет иную социальную роль. Если демократическое  государство играет роль, которая  сложилась в результате естественно-исторического развития индустриального общества в качестве одного из институтов, структурирующих сложным образом общественное целое, то в России XX в. государство выступило в качестве создателя, "демиурга" действительности.

Диктатура пролетариата с 1917 г. взяла на себя всю полноту власти, выступив в качестве основного субъекта строительства социализма. Гражданское  общество, осознание социального  опыта, культурные технологии инновационного характера были институализированы в качестве государственных, утратив свою независимость, и перестали выполнять функцию коррекции государственной жизни. Поэтому перестроечная идеология, например, не смогла дать ничего, кроме критики и утопических ожиданий чуда преобразований. Не изменилась роль государства в России в настоящее время. Его основная функция заключается в организации, регламентации процесса реформ. Поскольку основная задача государства заключается в организации процесса общего воспроизводства общественной жизни, то интересы реформирования приходят в противоречие с общегосударственными интересами.

 

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ

 

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю

господствующего класса или  всего общества и закрепляющий основы

общественного и государственного строя, права и свободы человека и

гражданина.

Слово (термин)"конституция" происходит означает "установление",

"устройство". Конституция  как Основной закон государства  учреждает

политическую форму существования  общества, систему государственных

органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Конституция в современном  ее понимании не была известна ни в  древности, ни в средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались конституциями. Но они ничего общего не имели с  основными законами государств, возникшими в эпоху перехода человечества от феодализма к капитализму.

Первой конституцией в  ее подлинном понимании оказалась  конституция США 1787 г. Вслед за ней  появилась конституция Франции 1791 г. в результате победы Великой французской  революции. В Х1Х в. конституции  были приняты в большинстве европейских  стран. С их помощью господствующие классы стремились". придать своей воле. всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона". Конституция как Основной закон государства появляется только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым равенством граждан или подданных. Собственно она как бы олицетворяет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и закрепляя общественные отношения, отвечающие коренным потребностям и интересам господствующих классов или всего общества, конституция выступает в качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства, устойчивого функционирования его властных структур. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется

стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены  двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции  можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Относясь к числу правовых актов Конституция РФ является законом и обладает всеми его чертами.

Основные черты характеризуют  конституцию как специфический  документ, оказывающую мощное воздействие  на общественные отношения. Являясь  обобщенным политическим выражением состояния  общества, уровня его развития, конституция  регулирует основополагающие сферы  его жизнедеятельности. Это и  находит свое воплощение в ее характерных  чертах.

Характерной чертой Конституции  РФ 1993 г. является ее отражение складывающихся в обществе общественных отношений. Она отражает переходный характер российского  общества, противоречивый способ его  существования.

Информация о работе Правовые основы современной Российской государственности