Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.

Содержание

Введение
1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
1.2 Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
2. Механизмы миротворческой деятельности ООН
2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН
2.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
2.3 Борьба с терроризмом
2.4 Масштабы операций ООН по поддержанию мира
2.5 Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта
3. Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма
3.1 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
3.2 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

UN_1.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

Организация Объединенных Наций  должна окончательно согласовать договор  о размещении сил ООН с принимающей  страной до начала развертывания  войск. До тех пор, пока такой договор  не будет окончательно согласован, безопасность военнослужащих не гарантируется  местными законами или дипломатическим  статусом.

В тех случаях, когда миротворческие усилия предпринимаются региональными  организациями или отдельными государствами  самостоятельно, государства, участвующие  в проведении миротворческих операций, сами договариваются со страной пребывания относительно статуса своих войск. И МИД здесь очевидно будет выступать на исполнительском уровне. Возможным направлением в изменении принципов формирования миротворческих контингентов может стать воплощение идеи создания «резервных сил» ООН,

В целом реализация этой концепции, нацелена на то, чтобы путем  уменьшения времени на подготовку сил  ООН к развертыванию и процедурные  вопросы снизить возможность  осложнения конфликтной ситуации в  период между принятием решения  и реальным развертыванием миротворческих сил.

Система «резервных сил», как предусматривает концепция ООН, будет основана на соглашениях с государствами - членами ООН, которые предоставляют войска, ресурсы и технические средства в согласованные сроки реагирования (в идеальном варианте в пределах от 7 до 11 дней). [2 , 45]

Государства, которые не в состоянии выделить военные  контингенты, могут предоставить финансовые ресурсы, технические средства, вспомогательный  персонал или услуги. Данная концепция  предусматривает, что в период нахождения «резервных сил» на территории своих стран ответственность за них продолжают нести соответствующие правительства. Их подготовка осуществляется за счет национальных средств. Организация Объединенных Наций при этом ограничивается лишь выдачей инструкций в отношении их подготовки с целью обеспечения единообразия подготовки к выполнению оперативных функций и задач материально-технического снабжения.

Когда складывается ситуация, при которой велика вероятность  принятия Советом Безопасности резолюции  о направлении миротворческого  контингента сил ООН в кризисный  район, Секретариат ООН повторно запрашивает согласие правительств государств на выделение сил в  соответствии с ранее заключенными соглашениями.

Таким образом, современный  этап развития в международной миротворческой деятельности тесно связан с трансформацией всей системы международных отношений  в эпоху после «холодной войны». Этот процесс сопровождается пересмотром как практики задействования вооруженных сил в миротворческих операциях, так и изменением подходов в трактовке основных нормативно-правовых актов, регламентирующих эту деятельность. Правовая законность миротворческой деятельности ООН, региональных организаций и отдельных государств базируется на положениях Устава ООН о коллективной безопасности, правах и обязанностях государств-членов Организации Объединенных Наций. [16, 55]

Вместе с тем, Устав  ООН не содержит в своем тексте положений, напрямую касающихся миротворческой деятельности, он определяет лишь основные «правила игры». Эти правила, призванные упорядочить межгосударственные отношения в сфере безопасности, задают самые общие границы деятельности государств и их взаимодействия в отношении организации миротворческих операций, задействования в них вооруженных сил. Механизм же принятия решений и организация миротворческой деятельности пока не имеют достаточной нормативно правовой базы и во многом строятся на накопленном опыте и существующих прецедентах.

Привлечение воинских контингентов стран к миротворческим операциям  ООН и региональных соглашений в  соответствии с Уставом ООН и  принятой практикой строится на договорных отношениях. Договорные обязательства, по всей видимости, останутся основой  выделения войск для миротворческих акций и в случае принятия новых  концепций использования войск, нацеленных на упрощение процедуры  выделения воинских контингентов и  уменьшения сроков их развертывания (например, в соответствии с концепцией «резервных сил»).

 

2.2 Мировые и региональные  соглашения о разоружении и  нераспространении

 

Разоружение – давняя мечта  прогрессивных умов человечества. После  Второй мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных  и региональных международно-правовых актах. Некоторые международные  правоведы даже склонны к выделению  концепции разоружения в качестве независимого принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если даже эту концепцию можно  назвать принципом, то он будет представлять собой принцип-идею нежели норму  позитивного права.

Устав ООН уполномочил  Генеральную Ассамблею «рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» (ст. 11). На Совет Безопасности возложена ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26). [7 ]

Принципиальная основа разоружения  нашла свое отражение в ряде резолюций  Генеральной Ассамблеи, а также  в договорах и иных международных  актах. Первой была Резолюция Ассамблеи  1959 г., касавшаяся всеобщего и полного разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США 1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих мероприятий:

  • роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;
  • уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения;
  • прекращение расходования средств на военные цели. [17 , 33]

К сожалению ни Резолюция  ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих  стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного  разоружения стала очевидной  уже в 1960-е годы. Государства нуждались  в вооруженных силах для обеспечения  своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и  СССР, в то время как суммарные  расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год.

Учитывая невозможность  полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического  оружия массового поражения.

Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др. [18 , 87]

Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.

С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов.

К сожалению, авторитет этого  договора значительно подорвался после  того, как Индия и Пакистан реализовали  национальные программы по производству ядерного вооружения.

Существует ряд международных  соглашений по нераспространению неядерных  видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое  и бактериологическое. Особое место  среди этих договоров занимает Конвенция  о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. [19 , 43]

Важную роль с точки  зрения обеспечения ядерной безопасности играют соглашения о безъядерных  зонах, заключенные в отношении  стран Латинской Америки и  южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении  нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой  размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения  международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит  двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после  развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного. [34, 55]

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений. [35 , 67]

Другим важным договором  на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности.

Сокращение обычных видов  вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных  вооруженных силах в Европе, подписанный  в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции.

Меры укрепления доверия  в качестве института права международной  безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения  процесса разоружения.

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием  ряда соглашений, нормы которых имеют  своей целью устранить недоверие  и предотвратить возникновение  случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия  занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия  разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне. [36 , 90]

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам  укрепления доверия и некоторым  аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь  с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных  органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная  международным соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с  одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в  каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание  антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.

 

2.3 Борьба с терроризмом

 

Возникший еще в XIX веке как  средство ведения политической борьбы, терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной международной сети террористических организаций с филиалами почти  во всех странах современного мира.

Информация о работе Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма