Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:17, реферат
Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.
Реформа высшего образования
Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования.
Российские вузы, по мнению
ректора Государственного Университета
«Высшая Школа Экономики» Ярослава
Кузьминова, вплотную подошли к той
грани, за которой они уже не могут
именоваться университетами. Ведь университет
- это место, где преподают ученые,
где сам образовательный
Доля российской университетской науки смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц "научных денег".
А в мире фундаментальная
наука сосредоточена как раз
в университетах. Университет, как
форма организации научных
В России как были три отдельные системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.
Сейчас заканчивается формирование стратегии развития образования и науки. Элементом этой стратегии должно стать новое понимание интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими стенами управляющих. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции.
Начинать интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.
Первые шаги к этому уже делаются. Правительство в августе 2004 года по докладу комиссии вице-премьера А. Жукова приняло уровень зарплаты исследователя и преподавателя как один из ключевых показателей работы Министерства Образования и Науки России. По расчетам Высшей школы экономики, к 2010 году она должна составить не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем отставать от Западной Европы в 2 раза.
Необходимо дать академическим
кадрам четкую перспективу их деятельности.
Сейчас РАН получает примерно миллиард
долларов в виде финансирования своих
разработок. Государство должно гарантировать
ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов
и принять план последовательной
реализации этого финансирования. Это
даст возможность молодым
Считается также, что пришло
время восстановить образовательную
функцию РАН, сформировав на базе
ее крупнейших НИИ и отделений
магистратуру для обучения нескольких
тысяч студентов. Это не будет
помехой для традиционных, сложившихся
форм университетской магистратуры,
но существенно расширит выбор для
молодежи, стремящейся к
Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами. Поэтому органам управления образования совместно с советами ректоров надо, наконец, более системно выстроить работу, в соответствии с передаваемыми им Министерством полномочиями, по контролю над текущим исполнением лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов, работающих в регионе. На федеральном уровне Министерством совместно с Учебно-методическими объединениями в 2004 году будет завершена разработка требований к материальной базе, учебно-методическому обеспечению, тестовые материалы для проверки знаний студентов, чтобы можно было в любой момент провести в вузах или их филиалах объективную проверку уровня реализации учебного процесса.
В ноябре 2004 года в министерстве
было принято решение перейти
к двухуровневой системе
Еще одной проблемой является снижение бюджетных мест в российских вузах. Известно, к примеру, что на специальность «мировая политика» в 2004 году в МГУ был запланирован прием 70 человек, из которых лишь 15 – «бюджетники». Ожидается, что с 2005 года количество бюджетных мест в МГУ, флагмане отечественного образования, еще больше сократится. То же самое можно сказать и о других вузах страны. По этой причине, в 2004-2005 годах Министерство образования и науки должно завершить разработку по введению в России, как это сделано во всех развитых странах мира, системы образовательного кредита с государственной гарантией. Система образовательного кредита не только может поддержать способных студентов из малообеспеченных слоев населения. Очевидно, такая система лучше стимулирует абитуриентов к выбору социально востребованной профессии, стимулирует лучшую учебу студента, ибо ему надо потом найти хорошую работу и возвращать кредит. Следует отметить, что данная система уже успешно применялась в 2004 году в МГУ им. Ломоносова и РЭА им. Плеханова.
В 2004 году вдвое увеличилось
число вузов – участников эксперимента
по разработке системы «кредитов» -
«зачетных единиц» и модульно-
Заключение
Конечно, российское образование
на современном этапе нуждается
в серьезнейшем реформировании. Вышеперечисленные
проблемы – лишь малая часть всего
того, что должно быть изменено в
системе современного образования.
Реформы должны быть проведены и
в сфере дошкольного
В последние годы реформированию современного образования стало уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный уровень.
Образование в вузе
Современное высшее образование
претерпело серьезные изменения за последние
20 лет. Практически оно ушло в свободное
плавание. Вузам пришлось решать множество
проблем, которые до этого за них решало
государство. Большинство этих проблем
требовало крупных денежных вливаний,
которые и привели к высокой степени коммерциализации
российского образования, начиная от платных
пересдач сессии, заканчивая внебюджетным
обучением. Вузам надо было выживать, а
для этого нужны были деньги. И много денег.
А если финансовые поступления от государства
уменьшались, то деньги можно было брать
у потребителей – абитуриентов. А чтобы
абитуриентов привлечь, надо было сделать
высшее образование более доступным. Что
и произошло. Как уже говорилось в начале
статьи, множество вузов предпочло поставить
во главу угла увеличение численности
обучаемых, а уже потом качество предоставляемых
знаний. Хочется поругать наше высшее
образование, которое, по сути, само загнало
себя в эту ловушку. Но нельзя. Большая
доля вины лежит на государстве, которое
бросило образование на произвол судьбы
и только сейчас, опомнившись, взялось
за некоторые преобразования. Сейчас же
перед высшей школой стоит множество задач
по совершенствованию и доведению образовательного
процесса до должного уровня.
Старение кадров – бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что вузам приходиться брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной того, что преподаватели совмещают работу в двух, трех и даже четырех вузах. Так по данным Госкомстата [3] с 1993 по 2008 года количество преподавателей государственных и муниципальных вузов увеличилось с 238,9 тысяч человек до 340, 4 тысяч, то есть рост составил приблизительно 40 %. В то время как количество студентов возросло с 2543 тысяч до 6208 тысяч, что составило 144%. Как видно, рост количества студентов значительно опережает рост числа преподавателей.
Теперь обратимся к
качественным показателям.
1. хорошую психолого-
2. опыт научно-исследовательской работы;
3. опыт практической работы в области экономики.
Подобные требования
можно считать обязательными.
Научить чему-либо может
Государству, как наравне
и с университетами, всячески
следует стремиться повышать
активность профессорско-
Правительство должно перестать несерьезно относиться к научной интеллигенции. Чему может научить голодный и нищий преподаватель? Он в первую очередь думает, как прожить. Именно поэтому у него тусклый взгляд и полная апатия ко всему новому, к инновациям. В свете всего этого становится понятен и рост коррупции в высшей школе. Нормально при зарплате в 3-5 тысяч рублей не проживешь. Поэтому увеличение взяточничества среди младшего и среднего звена преподавательского состава понятно и в некой степени простительно. На этом фоне отвратительней выглядит ситуация с коррупцией в администрациях вузов России.
Администрация университетов
не должна «отрываться» от
рядовых преподавателей. Целесообразно
проводить «корпоративные»
Преподаватели должны
стать заинтересованы в
Обязательно и повышение контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составляет труда. Для этого должны получить распространение своего рода контрольные срезы. Например, через 2 месяца по окончании экзаменационной сессии должны выборочно проводиться подобные срезы по одному предмету на курс. Проверку успеваемости должны проводить представители других вузов, выбор которых определяется жребием. О подобных срезах предупреждают за 1 день. Если по результатам проверки, скажем, 70% и более студентов получают отметку на 1 бал ниже, полученной на сессии, то преподавателя ждет выговор. Если в результате повторной проверки ситуация не изменится, то в таком случае такого учителя ждет увольнение. Подобные действия помогут снизить уровень коррупции в учебных заведениях, будет способствовать повышению общего уровня предъявляемых требований к студентам и поможет провести отсев. Как само собой разумеющееся должна быть выработана и система поощрений.