Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:17, реферат
Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.
органами и таможней, PR-службами и рекламными агенствами; проводить совместную работу с ними в сфере фундаментальных и прикладных исследований, разрабатывая одновременно образовательные технологии, включающие методику решения исследовательских задач, вводя их в учебный процесс.
В-третьих, актуализировать содержание образования, обновляя учебные программы и перечень дисциплин, при этом учитывая не только требования ФГОС, но и региональные потребности. Предоставляя студентам наиболее актуальные знания и формируя у них навыки и умения, вузы должны на их основе формировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции. Эти компетенции станут реальным показателем качества образования выпускников, проверяемого практической деятельностью.
Новые подходы к проектированию содержания образования требуют активизации средств и методов обучения: использования интерактивных и проектных методик, тренингов, деловых игр, работы в малых группах и т.д. Создание инновационных технологий и структур вузов связано с формированием интеллектуальной элиты нового поколения, способной соединить широкую гуманитарную подготовку и высокую компетентность в освоении средств и инструментов продуктивной практической деятельности. Россия в глазах мирового сообщества по-прежнему остается коррумпированной, непредсказуемой страной, в которой всеми ключевыми процессами управляет всемогущая взятка. Список претензий иностранных инвесторов к российскому бизнесу остается практически неизменным: непрозрачная структура собственности, сращивание с властью, архаичная структура корпоративного управления, отсутствие деловой этики, криминализированность деятельности. При этом 94% опрошенных иностранных руководителей компаний с опытом взаимодействия с отечественными предпринимателями считают, что для
улучшения репутации российских фирм за границей следует улучшить методы корпоративного управления и предпринимательскую этику.
Исходя из этих претензий, а также задач социально-экономического развития современного российского общества, можно сформулировать сверхзадачу, стоящую перед вузами, готовящими российскую интеллектуальную элиту, к нескольким фразам: высочайшая компетентность выпускников в большом и малом деле, ответственность, хорошая информированность, способность к культурному деловому общению.
При всей значимости образования для общества и государства оно не меньшую, если не большую, ценность имеет и для личности. Личностные ценности образования отражены в международном документе, принятом еще в 1996 г., под названием Всемирная декларация о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры. Они формулируются посредством умения индивида решать следующие задачи:
- получать знания;
- работать и зарабатывать;
- осознавать себя как личность и как гражданина;
- соблюдать основные принципы жизни в обществе.
Хотелось бы подчеркнуть, что все реформы в системе образования будут эффективны лишь в том случае, если они будут проводиться с учетом традиций, сложившихся в отечественном образовании. По мнению С.А. Рачинского, профессора Московского университета, жившего во второй половине XIX - начале XX в., сельская школа России из чисто учебного заведения стала воспитательным и развилась в особый тип, не имеющий аналога в западноевропейских школах [2]. Видимо, этот воспитательный потенциал образовательного учреждения должен быть сохранен на всех ступенях и профессионального образования как наше национальное достояние Воспитывающий характер системы образования неназидательно должен присутствовать во всех его компонентах: содержании и технологиях обучения, материально-технической
базе, в средствах развития личностных качеств обучающихся, в формах взаимодействия преподавателей и студентов и т.д. Одним словом, вся среда образовательных учреждений должна нести в себе высокие гуманистические ценности российского общества.