Реформа высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

 Учителя не должны  забывать, что их цель не только  предоставление качественных знаний, но и фильтрация учащихся. Как  бы это дико ни звучало, но  отчисления послужат стимулом  для других начать учиться. 

 

 Мы должны восстановить  честь и репутацию высшей школы.  Преподаватель вуза должен вызывать  уважение в глазах населения.  И государство должно сыграть  ключевую роль в этом процессе. Преподаватели – основное звено  в цепи. Именно от них зависит,  каким вырастет новое поколение  россиян. 

 

Материально-техническое  и учебно-методическое оснащение 

 

 Вуз – символ прогресса.  Современный университет должен  быть укомплектован самым совершенным  техническим оборудованием. Это  касается как обустройства научных  лабораторий, так и простых  аудиторий. 

 

 Экономические факультеты  должны иметь доступ к сети  Интернет, а так же ко множеству сетевых научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения. Так лекционные занятия могут превратиться из занудной надиктовки материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т.п. и позволит тратить больше времени на комментарии и разъяснения.

 

 Университет должен  обеспечить студентов учебными  площадями. Преподаватели и учащиеся  не должны «сидеть друг на  друге». Эта проблема получила  широкое распространение в сегодняшней  высшей школе. Причину ее мы  уже упоминали и не раз: стремление  набрать как можно больше студентов  в ущерб качеству преподавания.

 

 Большую роль играет  степень обеспеченности научных  библиотек отечественной и зарубежной  периодической литературой. Помочь  здесь могут различные международные  проекты сотрудничества.

 

 Серьезное внимание  следует обратить на качество  учебников. Большинство первокурсников экономических факультетов мало что понимает в экономике, поскольку это для них новый предмет. Литература же, выдаваемая библиотеками, зачастую написана недоступным языком. Мало того, что она изобилует множеством терминов, так еще авторы грешат – любят пофилософствовать (всем понятно, что в философии сильных студентов при современном уровне развития образования попросту нет). Поэтому создание комплекса универсальных учебников для «новичков» актуально и здесь.

 

 Особую важность имеет  составление учебных планов, отвечающих  сегодняшним реалиям. Автор этой  статьи не обладает должными  знаниями и умениями в составлении  подобных планов, поэтому оставляет  эту проблему для раскрытия  более компетентным людям. 

 

Студенты 

 

 Всем известно, что  качество подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, с каждым  годом снижается. Как говорят  сами преподаватели, «везде пустые  лица». Что же, эту проблему  не исправить ни за год, ни  за два, а ведь какие-то шаги  надо делать. Начнем с дисциплины.

 

 Во-первых, посещаемость. Если посещаемость студентом  лекций и семинаров хотя бы  одного предмета низка (составляет, скажем, около 40% от общего числа  часов, отведенных на предмет), то ставится вопрос об отчислении (если нет уважительной причины).

 Во-вторых, запрет совмещения  учебы с работой. Допускается  только производственная практика  и работа в университете. В  случае нарушения – прекращение  выплаты стипендий (такое возможно  только на бюджетных отделениях). Можно проработать и другие  виды наказаний. 

 Здесь надо оговориться,  что подобный род наказания  возможен будет только при  больших стипендиях. Пока же государство  стипендиями студентов не балует.

 В-третьих, соблюдение  элементарных правил поведения  в обществе. В случае оскорбления  преподавателя, появления в нетрезвом  виде, вульгарного поведения –  отчисление.

 

 Это пишет не тиран  и не деспот. Важно понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушение нельзя. Это ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Ложка дегтя способна испортить целую бочку меда! Об этом никогда не надо забывать.

 

 Как с горечью отмечает  г-н Фурсенко, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний.[4] С ним трудно не согласиться. Большинство учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен студенческий профком. В подобных студенческих организациях концентрируются наиболее активные представители молодежи. Профком должен отстаивать интересы студентов на макроуровне (на уровне всего вуза), организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.

 

 Представляется целесообразным  создание внутри факультетов  «мини» профкомов. Ими вполне  могут стать старостаты. Старостаты должны повсеместно вводиться в университетах. Что же такое старостат? Старостат - это совещательный студенческий орган при деканате факультета. Членами старостата могут быть как сами старосты - их зачастую выбирают сами преподаватели - так и члены профкома, которые выбираются студентами. Раз в неделю либо в месяц (в зависимости от численности учащихся на факультете и насыщенности факультетской жизни) проходит созыв старостата, на котором держится совет между студентами-активистами и преподавателями. На повестке дня могут находиться вопросы общей успеваемости, посещаемости, организации научных и развлекательных мероприятий. Старостат должен совместно с деканатом определять политику, проводимую на факультете, так как, являясь представительным органом студенчества, члены старостата зачастую владеют более объективной информацией о творящемся в «сердце» факультета - его студентах.

 

 Огромную роль должно  играть взаимодействие между  преподавателями и студентами. Всяческое  стимулирование и поощрение совместных  работ, исследований должно стать  нормой. Преподаватель не должен  бегать за студентами — это  студенты должны искать преподавателя.  «Если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе».  Хотя желательно, чтобы и гора  начинала двигаться. Менторские  взаимоотношения послужат только взаимному обогащению знаниями и умениями.

 

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ч.Диккенс.

 

 Таким образом, развитие  и совершенствование системы  образования зависит от воли  правительства России и администрации  вузов. Кризис – время перемен.  Именно в кризисы рождались  гениальные идеи, свершались грандиозные  преобразования.

 Сейчас вузы формируют  политический, экономический и культурный  истеблишмент нации, и от того, каким вырастит этот истеблишмент, зависит будущее страны. Так давайте  уже задумаемся над этим будущим. 

 

 Владислав Владимирович  Кульков 

 РосАФ: Мировая экономика, I курс

 

 

 

 

 

Значимость института образования в современном обществе трудно переоценить. Оно представляет собой общественный институт, через который проходит практически все население страны в течение как минимум десятилетия. И то, какие установки, какие программы, какие компетентности и квалификации осваиваются людьми в это время, во многом и определяет судьбу общества и государства. Недаром в развитых странах образование является обязательной частью геополитических и геоэкономических государственных доктрин.

В этой связи волна демократических преобразований, захлестнувшая российское образование в конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия, вполне логично оценивается как глобальная помасштабам и социальным последствиям. Ее апогеем стал принятый в 1992 г. Закон об образовании, который заслуженно считается одним из самых либеральных законов в мире. Этот закон дал право на существование разных форм учебных заведений, в том числе и внебюджетных, возникновение множества разнообразных учебников и учебных программ, появление новых типов учредителей и негосударственных образовательных учреждений, называемых частными. Благодаря этому закону появилась возможность у образовательных учреждений самостоятельно зарабатывать деньги, реинвестируя прибыль в учебную деятельность. В конце 90-х гг. началось экономическое реформирование сферы образования. В целях финансовой рационализации образования Министерство образования и науки РФ начало прорабатывать и реализовывать принцип нормативного подушевного финансирования образовательных учреждений. В целях борьбы с коррупцией в системе школьного и   вузовского  образования был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), который до сих пор порождает множество вопросов и дискуссий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время мы находимся  на пороге третьей волны образовательных  реформ. Волны, которая должна коснуться  не только организационного и правового  пространства образования, но и, с переходом  на новые Федеральные государственные  образовательные стандарты, - самой  его сути. Чем обусловлена необходимость  реформирования образования? Она обусловлена  как внутренними, так и внешними вызовами, на которые должна ответить модернизированная система российского  образования. По мнению М. Галушкиной, в числе таких факторов три наиболее значимых [1]. Это, во-первых, мощная динамика мирового рынка образовательных услуг, на котором сейчас вращается порядка 50-60 млрд долл. Лидирующее положение на этом рынке занимают США, Великобритания и другие индустриально развитые страны. Они видят в России перспективный рынок сбыта образовательных услуг и активно на него выходят. Если наше образование не будет конкурентноспособным, Россия превратится в образовательную колонию.

Во-вторых, Россия - страна огромная и  неравномерно развитая. Ее регионы  живут в разной экономической, политической и социальной реальности. Поэтому  есть опасность для страны рассыпаться  на множество мелких образовательных  княжеств. Будучи единым государством, Российская Федерация объективно заинтересована в сохранении единого и целостного образовательного пространства. В-третьих, система образования, являясь одной  из базисных инфраструктур индустриального  общества, вместе с самим этим обществом  вошла в мировой системный  кризис. Фактически все мировое образование  ищет пути его преодоления. Внешний  контур образования в общих чертах определяется как удовлетворение запросов общества, базой которого в настоящее  время является экономика знаний. А вот как самому образованию просоответствовать этому постиндустриальному контуру - пока что нерешенная проблема. Понятно только, что существовать в рамках индустриальной направленности своего облика, характеризующейся жестким разделением умственного и физического труда, образованию больше нельзя. Что нас не удовлетворяет в современной системе российского образования? Здесь, как правило, специалисты называют четыре ключевые проблемы.

Первая - закрытость образования. Оно  закрыто от рынка труда, от общественного воздействия, в том числе родительского, от мировых педагогических новшеств и технологий. Что самое интересное, образование во многом закрыто и от государства. Это хорошо демонстрирует эксперимент с ЕГЭ, когда часть ведущих вузов страны отказалась учитывать его результаты при наборе студентов, а полагается на свои вступительные экзамены.

Вторая проблема - непродуктивность. Полученное образование напрямую не сказывается на благополучии людей. Экономика и бизнес не получают ощутимого и измеряемого импульса от действий образовательной системы. Значительная часть выпускников не востребована по своей профессии либо направлению подготовки.

Третья проблема - растущий разрыв между образовательной сферой и потребностями новой экономики. Освоенные квалификации и компетенции выпускников вузов мало устраивают работодателей, более того, в настоящее время требуются новые профессии и иные компетенции. И как следствие этого - миллионы вакансий и одновременно миллионы безработных в стране. И, наконец, четвертая проблема - управленческая: структура управления образованием не соответствует многообразию форм образовательной деятельности, которые появились в результате демократического этапа реформ. До сих пор в стране существует в системе управления образованием жесткая вертикаль власти.

Это проявляется как на уровне Министерства образования и науки РФ, так и отдельного образовательного учреждения, руководство которого регламентирует чуть ли не ход занятия, проводимого преподавателем.

Как же все-таки должно меняться и  развиваться российское высшее профессиональное образование, чтобы в полной мере отвечать запросам индивида, общества и государства?

Прежде всего, необходимо обеспечить образованию большую открытость и доступность. Переход на двухуровневую  систему высшего профессионального  образования (бакалавриат - магистратура) означает, что оно перестает быть образованием для элиты (элитным), а становится массовым и, следовательно, более

социально значимым по содержанию и  выполняемым функциям. Первая ступень  высшего профессионального образования (бакалавриат) становится инструментом продвижения социализации индивида, благодаря которой человек получает не только фундаментальную общепрофессиональную подготовку, но и какие-то важные общекультурные компетенции. Первая ступень высшего образования уже гораздо меньше связана со спецификой профессии. Ее основная функция - сформировать общекультурные и общепрофессиональные компетенции, позволяющие выпускнику легко адаптироваться в современном быстро меняющемся информационно-технологическом обществе. Во-вторых, усилить практико-ориентиро-

ванный характер образования. Для  этого необходимо привести в соответствие профессиональные и образовательные  стандарты, дабы студенты во время учебы  получали именно те квалификации и  компетенции, которые требуются  в современном производстве и  в структурах организаций, расширить  связи образовательных учреждений с реальным экономическим сектором и бизнесом, правоохранительными

Информация о работе Реформа высшего образования