Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:17, реферат
Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.
Учителя не должны
забывать, что их цель не только
предоставление качественных
Мы должны восстановить
честь и репутацию высшей
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
Вуз – символ прогресса.
Современный университет
Экономические факультеты должны иметь доступ к сети Интернет, а так же ко множеству сетевых научных библиотек. Повсеместно должны вводиться мультимедийные средства обучения. Так лекционные занятия могут превратиться из занудной надиктовки материала в увлекательный процесс уяснения получаемых знаний. Как минимум это приведет к сокращению времени на рисование различных диаграмм, формул и т.п. и позволит тратить больше времени на комментарии и разъяснения.
Университет должен
обеспечить студентов учебными
площадями. Преподаватели и
Большую роль играет
степень обеспеченности
Серьезное внимание следует обратить на качество учебников. Большинство первокурсников экономических факультетов мало что понимает в экономике, поскольку это для них новый предмет. Литература же, выдаваемая библиотеками, зачастую написана недоступным языком. Мало того, что она изобилует множеством терминов, так еще авторы грешат – любят пофилософствовать (всем понятно, что в философии сильных студентов при современном уровне развития образования попросту нет). Поэтому создание комплекса универсальных учебников для «новичков» актуально и здесь.
Особую важность имеет
составление учебных планов, отвечающих
сегодняшним реалиям. Автор
Студенты
Всем известно, что
качество подготовки
Во-первых, посещаемость.
Если посещаемость студентом
лекций и семинаров хотя бы
одного предмета низка (
Во-вторых, запрет совмещения
учебы с работой. Допускается
только производственная
Здесь надо оговориться,
что подобный род наказания
возможен будет только при
больших стипендиях. Пока же государство
стипендиями студентов не
В-третьих, соблюдение
элементарных правил поведения
в обществе. В случае оскорбления
преподавателя, появления в
Это пишет не тиран и не деспот. Важно понять, что смотреть «сквозь пальцы» на подобные нарушение нельзя. Это ведет к элементарному подрыву авторитета преподавателей. А если студент знает, что может сделать почти ВСЕ, что ему угодно, и при этом выйти сухим из воды, то ни о какой дисциплине не может быть и речи. Пример может быть заразителен для окружающих. Ложка дегтя способна испортить целую бочку меда! Об этом никогда не надо забывать.
Как с горечью отмечает г-н Фурсенко, только 15-20% студентов приходит в вуз за получением знаний.[4] С ним трудно не согласиться. Большинство учащихся пассивно. Стимулирование их активности заключено в самоуправлении. Силен тот вуз, где активен студенческий профком. В подобных студенческих организациях концентрируются наиболее активные представители молодежи. Профком должен отстаивать интересы студентов на макроуровне (на уровне всего вуза), организовывать развлекательные мероприятия, направленные на развитие сплоченности и т.п.
Представляется
Огромную роль должно
играть взаимодействие между
преподавателями и студентами. Всяческое
стимулирование и поощрение
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Ч.Диккенс.
Таким образом, развитие
и совершенствование системы
образования зависит от воли
правительства России и
Сейчас вузы формируют
политический, экономический и культурный
истеблишмент нации, и от того,
каким вырастит этот
Владислав Владимирович Кульков
РосАФ: Мировая экономика, I курс
Значимость института образования в современном обществе трудно переоценить. Оно представляет собой общественный институт, через который проходит практически все население страны в течение как минимум десятилетия. И то, какие установки, какие программы, какие компетентности и квалификации осваиваются людьми в это время, во многом и определяет судьбу общества и государства. Недаром в развитых странах образование является обязательной частью геополитических и геоэкономических государственных доктрин.
В этой связи волна демократических преобразований, захлестнувшая российское образование в конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия, вполне логично оценивается как глобальная помасштабам и социальным последствиям. Ее апогеем стал принятый в 1992 г. Закон об образовании, который заслуженно считается одним из самых либеральных законов в мире. Этот закон дал право на существование разных форм учебных заведений, в том числе и внебюджетных, возникновение множества разнообразных учебников и учебных программ, появление новых типов учредителей и негосударственных образовательных учреждений, называемых частными. Благодаря этому закону появилась возможность у образовательных учреждений самостоятельно зарабатывать деньги, реинвестируя прибыль в учебную деятельность. В конце 90-х гг. началось экономическое реформирование сферы образования. В целях финансовой рационализации образования Министерство образования и науки РФ начало прорабатывать и реализовывать принцип нормативного подушевного финансирования образовательных учреждений. В целях борьбы с коррупцией в системе школьного и вузовского образования был введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), который до сих пор порождает множество вопросов и дискуссий
В настоящее время мы находимся
на пороге третьей волны образовательных
реформ. Волны, которая должна коснуться
не только организационного и правового
пространства образования, но и, с переходом
на новые Федеральные
Во-вторых, Россия - страна огромная и неравномерно развитая. Ее регионы живут в разной экономической, политической и социальной реальности. Поэтому есть опасность для страны рассыпаться на множество мелких образовательных княжеств. Будучи единым государством, Российская Федерация объективно заинтересована в сохранении единого и целостного образовательного пространства. В-третьих, система образования, являясь одной из базисных инфраструктур индустриального общества, вместе с самим этим обществом вошла в мировой системный кризис. Фактически все мировое образование ищет пути его преодоления. Внешний контур образования в общих чертах определяется как удовлетворение запросов общества, базой которого в настоящее время является экономика знаний. А вот как самому образованию просоответствовать этому постиндустриальному контуру - пока что нерешенная проблема. Понятно только, что существовать в рамках индустриальной направленности своего облика, характеризующейся жестким разделением умственного и физического труда, образованию больше нельзя. Что нас не удовлетворяет в современной системе российского образования? Здесь, как правило, специалисты называют четыре ключевые проблемы.
Первая - закрытость образования. Оно закрыто от рынка труда, от общественного воздействия, в том числе родительского, от мировых педагогических новшеств и технологий. Что самое интересное, образование во многом закрыто и от государства. Это хорошо демонстрирует эксперимент с ЕГЭ, когда часть ведущих вузов страны отказалась учитывать его результаты при наборе студентов, а полагается на свои вступительные экзамены.
Вторая проблема - непродуктивность. Полученное образование напрямую не сказывается на благополучии людей. Экономика и бизнес не получают ощутимого и измеряемого импульса от действий образовательной системы. Значительная часть выпускников не востребована по своей профессии либо направлению подготовки.
Третья проблема - растущий разрыв между образовательной сферой и потребностями новой экономики. Освоенные квалификации и компетенции выпускников вузов мало устраивают работодателей, более того, в настоящее время требуются новые профессии и иные компетенции. И как следствие этого - миллионы вакансий и одновременно миллионы безработных в стране. И, наконец, четвертая проблема - управленческая: структура управления образованием не соответствует многообразию форм образовательной деятельности, которые появились в результате демократического этапа реформ. До сих пор в стране существует в системе управления образованием жесткая вертикаль власти.
Это проявляется как на уровне Министерства образования и науки РФ, так и отдельного образовательного учреждения, руководство которого регламентирует чуть ли не ход занятия, проводимого преподавателем.
Как же все-таки должно меняться и развиваться российское высшее профессиональное образование, чтобы в полной мере отвечать запросам индивида, общества и государства?
Прежде всего, необходимо обеспечить
образованию большую открытость
и доступность. Переход на двухуровневую
систему высшего
социально значимым по содержанию и
выполняемым функциям. Первая ступень
высшего профессионального
ванный характер образования. Для
этого необходимо привести в соответствие
профессиональные и образовательные
стандарты, дабы студенты во время учебы
получали именно те квалификации и
компетенции, которые требуются
в современном производстве и
в структурах организаций, расширить
связи образовательных