Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:15, реферат
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждогоиз членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет всебе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.
Введение
1. История развития СМИ в период с середины ХХ - начало ХХI века
2. Роль СМИ в жизни современного российского общества
2.1 СМИ и финансово-политическая деятельность
2.2 Социальная роль СМИ в российском обществе
2.3 Роль СМИ в культуре российского общества
3. СМИ и Интернет
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. История развития СМИ в период с середины ХХ - начало ХХI века
2. Роль СМИ в жизни современного российского общества
2.1 СМИ и финансово-политическая деятельность
2.2 Социальная роль СМИ в
2.3 Роль СМИ в культуре
3. СМИ и Интернет
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сегодня, когда качество
Деятельность СМИ оказывает
1. История развития СМИ в период с середины ХХ - начало ХХI века
ХХ век вошел в историю
как век так называемого "информационного
взрыва", век возникновения новой
мировой информационной структуры.
Появление новых средств
Для России начало ХХ века было сопряжено
с переменами, приведшими к коренным
изменениям в сознании многих поколений,
которые не могли не отразиться и
в произведениях искусства и
в СМИ. Уже в то время многие
прогрессивные педагоги видели большие
потенциальные возможности
К концу 20-х годов в нашей стране была создана тоталитарная журналистика. Кратковременная оттепель на переломе 50-60 годов внесла много изменений в систему СМИ. Газеты, журналы, телевидение и радиовещание стали более многобразными и живыми, интерес и надежда на их работу окрепла. Но глубинное существо журналистики как части тоталитарной системы не изменилось. Она являлась порождением и оставалась продолжением самой системы, с её чрезмерной централизацией, безропотным подчинением «центру», командными методами руководства, подавлением инакомыслия и инициативы, а также отличалась чрезмерным угодничеством. Однопартийная система, жёсткое планирование в экономике, отсутствие материальной заинтересованности в качественном труде и устаршающе-угрозной ответственности за сделанное или сказанное, канонизация единственной идеологии с её мифами и стереотипами, оторванность от реальности, поиск врага, наклеивание политических ярлыков - всё это решительным образом отразилось на работе СМИ.[1]
С середины 80-х годов появилось слово "гласность". Гласность - это право знать обо всём, что происходит в стране и в мире, это право получать правду и право говорить правду, не опасаясь за последствия. Также гласность можно понимать и как право на собственное мнение, а это уже является в некотором смысле залогом социального прогресса
В 90-х годах как в период развития
российского общества успешное решение
политических, экономических и социальных
задач все больше зависит от действия
такого личностного фактора. Таким
фактором является социальная активность
личности. Существенную роль в формировании
активности любого общества играют средства
массовой информации. В 90-х годах
возрастает роль не только печатных форм
СМИ, но и радио, и телевидения. Они
становятся основными средствами массовой
информации в общественной жизни
страны, об этом свидетельствует их
стремительный рост, распространенность,
доступность и
В конце 90-х годов были широко распространены независимые национальные союзы журналистов, созданные на основе добровольного сотрудничества работников СМИ.
При сравнении деятельности СМИ советского периода, работающих при тоталитарном режиме, когда их работа сводилась к безоговорочному подчинению журналистов политическому строю, сегодня мы можем говорить о том, что отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием.
В конце 90-х начале 2000-х годов в СМИ появилось множество материалов, рассказывающих об опыте работы зарубежных предприятий и организаций в области техники, медицинского обслуживания, научных достижений и культурного наследия. Российские СМИ открывали нашему обществу глаза на мир ранее невидимый, укрытый от нашего человека «железным занавесом» совестской власти.
В настоящее время - в начале ХХI в. значительно возросло влияние средств массовой информации на человека как на личность. Господствующее положение среди влияния средств массовой информации на сегодняшний день занимает телевидение и Интернет. В 70-х - 80-х годах ХХ века телевизор в квартире являлся достаточной роскошью, а сегодня телевидение прочно вошло в быт практически каждой семьи, расположившись в нескольких экземплярах в каждой квартире. Если говорить об Интернет, то в начале 90-х годов Интернет был не каждому доступен. Сегодня же наоборот воспринятие и обмен информации по сетям всемирной паутины доступен всем и каждому, у кого есть хотя бы мобильный телефон, не говоря уже о компьютере или ноутбуке.
В ХХI веке телевидение и Интернет
стремительно вытесняют газеты и
журналы, серьёзно конкурируют с
радио. Конкуренция телевизионной
прессы с бумажной объясняется появлением
на телевидении наряду с использованием
старых еще и новых технологий,
которые предоставляют более
яркое и насыщенное отображение
и донесение информации до реципиента.
Конкуренция Интернета и
2. Роль СМИ в жизни
современного российского
массовый информация политический общество
2.1 СМИ и финансово-политическая деятельность
Обновление общества, очищение мысли от схематичных представлений о действительности, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности являет из себя процесс достаточно длительный и сложный, а роль в нём средств массовой информации весьма значительна. Особо следует указать на непосредственное участие средств массовой информации в формировании и реализации внутренней и внешней политики России.
Эффективность деятельности СМИ неразрывно
связана с учетом потребностей людей,
их возросших социальных, духовных
и политических запросов. При этом
понятия информационные потребности
и тематические интересы аудитории
необходимо различать, т.к. каждая из них
несет свой собственный тематический
смысл. Потребности в информации
являются социальными по своей природе.
Они обусловлены, в первую очередь,
содержанием и структурой повседневной
деятельности человека, в том числе
объективными характеристиками его
профессиональной и общественной деятельности.
Тематические интересы зависят от содержания
предлагаемой информации и от ситуативных
социально-психологических
Современная аудитория и система общественных отношений на сегодняшний момент сосуществуют неразлучно друг от друга. Поэтому СМИ для успешной реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. В данном случае для аудитории отводится активная роль, имеющая определенные цели и являющаяся результатом коммуникативного процесса.
Средства массовой информации в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации являются определяющим каналом образования и основы общественного мнения. В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории - выпуск Интернет версий журналов, газет, теле-, радио-, передач и т. п.
В соответствии со своей новой ролью в обществе, средства массовой информации часто являются инструментом финансово-политических группировок, властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, проведения собственной политики, пропагандистских и избирательных кампаний, формирования общественного мнения нужной направленности, что является негативным аспектом роли СМИ в России.
Для анализа и освещения в различных источниках СМИ происходит отбор информационных событий. Осуществляется он с учетом двух факторов:
1) целей и задач коммуникатора;
2) интересов и потребностей
Очень часто цели и задачи властных, политических, финансовых группировок, владеющих - прямо или опосредовано СМИ, заключается в отвлечении внимания аудитории от того или иного факта, события, ситуации в целом, а не в прямой рекламе своей политики (хотя и это немаловажно).
В рассматриваемом случае работниками СМИ используется метод «смещения акцентов» в совокупности с методами откровенного дезинформирования и тенденциозного анализа, что ведет к фактическому манипулированию общественным мнением, при этом в массовом сознании создаются ложные стериотипы и представления. В конечном счете все эти приемы приводят к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях.
Юридическую базу российских средств массовой информации нельзя назвать совершенной, она только складывается и развивается. Во многих ситуациях регулирование деятельности отдельных средств массовой информации осуществляется указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями правительства, статьями Гражданского, Уголовного, Административного кодексов Российской Федерации. Часто случается, что в некоторых условиях все эти официальные документы противоречат друг другу или просто не стыкуются между собой. В реальной журналистской практике это приводит не только к ошибкам, но и к тупиковым ситуациям. Журналист в своей повседневной деятельности находится по многим поводам как бы в точке пересечения сразу нескольких законодательных актов. При определенном стечении обстоятельств, когда материал задевает интересы властных структур, или крупных коммерсантов, когда огласка чьих-то неблаговидных действий становится опасной, нередко находится законный (не говоря уже о криминальных) способ отомстить «обидчику».
Обладая широкими правами и возможностями,
работники СМИ несут
С точки зрения содержательности средства
массовой информации достаточно специфичны.
Они реализуют свое предназначение
иначе, чем другие сферы политического
или социально-культурного
В ситуации нестабильности в качестве информационной составляющей между моментом принятия решения и периодом претворения его в жизнь роль средств массовой информации максимально актуализируется. Возможности средств массовой информации аккумулировать, сфокусировать общественное мнение, оперативно транслировать его определяют результативность управленческих приемов сохранения стабилизации социальной системы государства.
Средства массовой информации существуют в «пограничной сфере», где социально-политические идеи взаимодействуют с обыденными представителями масс, с их настроениями, иллюзиями, стереотипами. Основной задачей средств массовой информации является упор на позитивные политические элементы массового сознания, преодоление предрассудков и ложных стереотипов.
Для условий экономического кризиса,
глубоких реформ в нынешней России
характерны активное включение средств
массовой информации не только в общий
политический процесс, - но даже попытки
вести самостоятельную
Информация о работе Роль СМИ в жизни современного российского общества