Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 12:15, реферат
Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждогоиз членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет всебе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.
Введение
1. История развития СМИ в период с середины ХХ - начало ХХI века
2. Роль СМИ в жизни современного российского общества
2.1 СМИ и финансово-политическая деятельность
2.2 Социальная роль СМИ в российском обществе
2.3 Роль СМИ в культуре российского общества
3. СМИ и Интернет
Заключение
Список использованных источников
Часто роль СМИ в российском многоконфессиональном и интернациональном обществе занимаются такими противоположными и неравнозначными задачами как - активизация национальной жизни и национальных движений и ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Эти задачи выступают как две стороны противоречивого развития межнациональной жизни, что находит отражение в СМИ. Одна из преоритетных целей государственной национальной политики - это оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной основе, которая должна выдвигается средствами массовой информации как дружеское сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства российского общества.
Практика показывает наличие совокупности интересов населения, удовлетворяемых путем получения информации от СМИ, которая (совокупность) при любых различиях принимается каждым народом России. К этим интересам относятся: повышение качества жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. СМИ в своих изданиях выявляют и показывают это. Главным предназначением и задачей средств массовой информации является становление центром общественного и гражданского согласия, способствующим сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, для населения они отражают и знакомят с позициями различных партий и движений, но и еще регулярно проводят диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях СМИ пытаются выделять из всех дискуссий те предложения, которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах СМИ. Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.
Как роль СМИ в любом государстве и обществе можно определить как выражение интересов данного общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Деятельность средств массовой информации имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, можно с уврененностью сказать, что СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
СМИ в любом обществе становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией, т.о. выполняя важную информационную роль. В процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом: осуществляемая коммуникация представляет собой не личностное общение, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Часто отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.
Печать и другие СМИ призваны
воспитывать политическую культуру
у всех членов общества. Политическая
культура являет собой правдивость,
честность, доверчивость, предпочтение
общечеловеческого перед
Негативную, будоражащую гражданские
и национальные чувства роль сыграли
разочарование у части людей
в недавнем прошлом, методичное навязывание
СМИ определенной установки. В тот
момент СМИ представляло собой полную
ущербность на фоне социально-политического,
экономического и духовно-нравственного
кризиса, это привело к утрате
доверия к государственной
Общепризнанно, что в современном
мире эффективная национальная политика
невозможна без учета этнических
аспектов демографических и миграционных
процессов. Отсюда необходимость постоянного
изучения таких показателей, как
рождаемость и смертность населения,
его воспроизводство; состояние
здоровья населения; миграция населения
как наиболее болезненное и тревожное
последствие межнациональных
В этой связи главная задача как
СМИ так и политики, социологии,
культуры, экологии состоят в выработке,
нового мышления, предусматривающего
не только кардинальный разрыв со многими
устаревшими догмами и
СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д.
Выражая и формируя общественное мнение,
СМИ, с одной стороны, аккумулируют
опыт и волю миллионов, с другой -
воздействуют не только на сознание, но
и на поступки, коллективные действия
людей. Тоталитарный режим не считается
с общественным мнением. В демократическом
обществе управление социальными процессами
не мыслимо без изучения и воздействия
именно на общественное мнение, в чём
колоссальная роль принадлежит СМИ.
Обладание, умелое использование их
- залог успешного осуществления
власти, демократических форм управления
социальными процессами. СМИ выполняют
свою политическую, управленческую роль
в политической системе общества
также путём обсуждения, поддержки,
критики и осуждения различных
политических программ, платформ, идей
и предложений отдельных лиц,
общественных формирований, политических
партий, фракций и т.д. Например, процесс
обновления, демократизация нашего общества
чрезвычайно активизировал СМИ.
Сотни, тысячи документов, заявлений, политических
платформ, проектов программ, законов
стали предметом всенародного, заинтересованного,
острого обсуждения в прессе, на
радио, телевидении. Печать стала аккумулятором
человеческого, политического опыта
постоянно политизирующегося
Перечислим основные направления деятельности СМИ:
1.удовлетворение
2.обеспечение гласности;
3.изучение и формирование
4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
5.поддержка или критика
6.воспитание политической
В этих условиях в России коренным
образом изменились взаимоотношения
политики и журналистики. Взамен безоговорочному
и жёсткому подчинению СМИ политике,
административно-
В результате изменения информационной ситуации сегодня весь мир похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы.
2.2 Социальная роль СМИ в российском обществе
Роль СМИ в общественных отношениях - это явление, в котором органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания. От воздействия СМИ на российское общество во многом зависит нравственное отношение наших граждан к власти, правосознанию, социокультурным ориентирам, эстетическим взглядам.
Таким образом, существует целый ряд институциональных проблем, которые мешают восприятию СМИ в качестве агентов социально-общественных процессов. Первостепенной задачей участия средств массовой информации в социальных процессах - это освещение СМИ наиболее актуальных и злободневных проблем. СМИ как социальный институт наравне с другими конструктами общества играют свою специфическую роль в деле оздоровления и развития российского общества. Но в определённых культурно-историческоих условиях СМИ могут в той или иной степени утратить свои ролевые функции, что может привести к возникновению дисфункционального или афункционального эффекта.
2.3 Роль СМИ в культуре российского общества
Один из важных вопросов о роли СМИ в возрождении национальной культуры России, в ее дальнейшем гуманистическом, нравственном наполнении становится сегодня первостепенным, его правильное решение может создать условия для достижения согласия в обществе, позволит сплачивать население и его различные слои на началах согласия и сотрудничества, реально решать многие злободневные политические, в том числе и геополитические, социальные и экономические проблемы. Обогащение культуры, усиление ее стабилизирующей роли становится ключевым звеном дальнейшего развития России, и роль СМИ в этой области оказывается важнейшей..
В настоящее время остро встала проблема деятельности СМИ по формированию культурных ценностей в обществе. К сожалению, пока в России недостаточно специализирующихся на вопросах культуры СМИ. Культурная журналистика переживает кризис. Резко сократилось число профессиональных обозревателей культуры и музыки, падает качество работы печатных и электронных СМИ в этом секторе. Это привело к потере интереса широкой публики к вопросам культуры, замене культурных и музыкальных новостей светскими, и в конечном итоге - к трансформации политики СМИ в области культуры.
В данной ситуации невозможно не прийти к выводу о необходимости повышения роли СМИ как фактора становления культуры и образования в обществе. СМИ - это коммуникативный мост, без которого решение проблем культуры никогда не превратится в национальный проект. Именно СМИ призваны формировать адекватное отношение общества, в первую очередь - молодежи, к различным аспектам культуры. Их роль особенно важна сейчас, когда коммуникативная функция журналистики существенно расширилась, в том числе за счет Интернета. Реализации мероприятий в сфере культуры приведет к существенному улучшению духовной атмосферы в российском обществе и решению наиболее острых проблем культурной журналистики, к созданию условий для полноценной профессиональной деятельности специалистов в области культуры.
Таким образом, для журналистов, освещающих культурно-массовые события, можно выделить следующие задачи:
· Широкое и свободное от ангажированности освещение вопросов культуры, поиск новых имен и инициирование новых проектов в области культуры.
· Организация эффективного сотрудничества печатных и электронных СМИ в области культуры с целью повышения тиражей и рейтингов, привлечения новой аудитории - в том числе молодежной.
· Подготовка и повышение квалификации журналистских кадров - специалистов в области культуры, организация сотрудничества СМИ и профильных учебных заведений, практикумов для студентов, специализирующихся на культурной тематике.
Кризисное положение сложилось в области рекламы, в которой идет бесконечная речь об одних и тех же иностранных пищевых продуктов и защиты от кариеса - как будто зрители только и делают, что едят, жуют и, затем, чистят зубы.
На данный момент в кризисное
состояние постепенно переходит
и такая сфера влияния СМИ
на культуру как использование только
русского языка, что вызывает сильнейшую
тревогу многих представителей национальной
интеллигенции и народов
Следует вспомнить, что в свое время
во Франции, когда возникла аналогичная
ситуация, был принят строгий закон
о защите французского языка от иностранных
выражений, была введена строгая
юридическая ответственность за
нарушение этого закона. Закон
Франции от 31.12.75 г. об использовании
французского языка запрещает употребление
иностранных выражений и
Информация о работе Роль СМИ в жизни современного российского общества