Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:00, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование.
Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию и определению искусства стр. 12
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства и его роль в мировых политических процессах стр. 24
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2. Религиозная проблема в искусстве стр. 26
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3. Отражение реальности в искусстве стр. 50
Глава 3. Вопросы «мягкой силы» в современных международных отношениях стр. 55
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика как инструмент дипломатии стр. 64
3.5. Феномен поп-дипломатии стр. 68
3.6. Культурная политика Российской Федерации стр. 70
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1. Международное сотрудничество по борьбе с преступлениями в сфере искусства стр. 76
4.1.1. Утраченные во время войны шедевры изобразительного искусства стр. 79
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2. Практика международных выставок искусства стр. 85
4.2.1. Международная Московская биеннале стр. 85
4.2.2. Международная Венецианская Биеннале стр. 86
4.3. Практика перекрестных годов стр. 87
4.4. Инструменты искусства для манипулирования экономическими отношениями стр. 92
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5. Политический фактор модных тенденций стр. 94
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
КАФЕДРА МИРОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
(ПРОГРАММА –
«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему:
РОЛЬ ИСКУССТВА В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ
Автор:
ОЛЬДЕНБУРГСКАЯ .А.Ю.
Научный руководитель:
доктор политических наук, профессор ЛЕБЕДЕВА М.М.
МОСКВА
2011
Содержание
Введение стр. 4
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики стр. 12
1.1. Подходы к пониманию
и определению искусства
1.2. Классификация искусства стр. 16
1.3. Интуитивные функции искусства стр. 17
1.4. Мотивированные функции искусства стр. 18
Глава II. Роль искусства в мировой политике стр. 23
2.1. Предмет искусства
и его роль в мировых
2.1.1. Протестное искусство стр. 24
2.1.2.
Религиозная проблема в
2.2. Роль деятелей искусства в политике стр. 29
2.2.1. Вопрос интерпретации искаженной реальности стр. 31
2.2.2. Основоположник массовой культуры как фактор перемен в искусстве ХХ века стр. 35
2.2.3. Роль культурного сообщества в деле защиты прав человека стр. 45
2.3.
Отражение реальности в
Глава
3. Вопросы «мягкой силы» в
3.1. Дж. Най и его концепция «мягкой силы» стр. 56
3.2. Использование «мягкой силы» в политике стр. 58
3.3. Политика «средней жесткости» США стр. 61
3.4. Культурная политика
как инструмент дипломатии
3.6. Культурная политика
Глава IV. Международное сотрудничество в сфере искусства стр. 76
4.1.
Международное сотрудничество
4.1.1.
Утраченные во время войны
шедевры изобразительного
4.1.2. Искусная подделка стр. 80
4.1.3. Правовые и нормативные рамки международного
сотрудничества стр. 81
4.2.
Практика международных
4.2.1.
Международная Московская
4.2.2.
Международная Венецианская
4.3.
Практика перекрестных годов
4.4.
Инструменты искусства для
4.4.1. Феномен глобального арт-маркета стр. 92
4.4.2. Аукционы и палиндром Андре Томкинса стр. 93
4.5.
Политический фактор модных
Заключение стр. 100
Список использованной литературы и источников стр. 105
Введение
Актуальность темы исследования. Процессы глобализации в различных сферах жизнедеятельности человека стали неотъемлемой частью современного этапа международных отношений. При этом стоит отметить, что культурный аспект и культурная политика по праву являются элементом всех без исключения направлений государственной деятельности, как на региональном, так и на международном уровне. В ней находят отражение и морально-духовный облик государства, и его система ценностей, и важные аспекты именно для дипломатических отношений – нравственность и чувство нормы. На региональном уровне культура регулирует большинство социальных аспектов, в число которых входит и образование. Проблема культуры, искусства, культурного наследия и их роли в мировых политических процессах не теряет своей актуальности уже на протяжении длительного времени. А сам факт взаимозависимости искусства и политики, как на региональном, так и на международном уровне подтвержден примером таких крупных акторов мировой политической арены, как США, Россия, страны Евросоюза.
Современные политические процессы,
которые все более подпадают
под влияние этнических или религиозных
настроений, совершенно невозможно рассматривать
в отрыве от мировой культуры. Культура,
а вместе с ней и искусство,
становятся не только индикатором, но
и катализатором
Современное искусство и ознаменовавшая его массовая культура, стали мощным рычагом управления сознанием социума не только внутри страны, но и за ее пределами. В последнее время западными исследователями искусство рассматривается как эффективная форма осуществления политического влияния в мире, соответствующего определенным целям и интересам. Современное искусство и массовая культура рассматриваются в качестве инструментария для создания и поддержания имиджа государства.
Значимость культуры для современных международных отношений сложно переоценить. ЮНЕСКО на Стокгольмской конференции (1998) предложила поставить политику по вопросам культурного сотрудничества в центр стратегий развития, данное предложение было закреплено в итоговой декларации1. Принятый План действий содержит пять рекомендаций государствам-членам2:
Инициатива была с энтузиазмом встречена Всемирным Банком, который с 1999 года стал выделять займы развивающимся странам, учитывающим в своих программах культурные факторы3. Также она нашла свое отражение в концепции4 культурной политики России 2000 года, разработанной под руководством В.В. Путина, а также реально просматривается в настоящее время в действиях ведущих российских политиков. Роль массовой культуры в международных отношениях подчеркивали многие политические деятели. В частности, экс-президент США Билл Клинтон, призывая законодателей к увеличению ассигнований в сфере внешних культурных связей (2000), образно заявил, что «холодную войну выиграл Элвис Пресли»5. Также в 2000 году появляется на свет концепция культурной политики Федеральной Республики Германии6.
Объект настоящего исследования – искусство, как одна из составляющих культуры. Предмет – влияние, которое объект данного исследования оказывает на мировую политику.
Основной целью работы является изучение универсальных тенденций мирового искусства, его деятелей и их влияние на политические процессы, сотрудничество в данной сфере.
В работе опровергается устоявшийся тезис об одностороннем влиянии политики на культуру, т.е. искусство - только отражение политических процессов, а не фактор, и доказывается, что культурные связи, равно как и само искусство и его деятели, если не доминируют, то оказывают непосредственное влияние на принятие политических решений. Таким образом, в работе приводится анализ характера и механизмов влияния искусства на мировую политику.
В связи с этим в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- Уточнить понятие «искусства» в контексте данной работы.
- Выявить носителей «акторности» культуры в мировой политике и механизмы лоббирования их интересов.
- Выявить возможности и ограничения использования искусства в качестве «мягкой силы».
- Определить роль и значение международного сотрудничества в сфере искусства в мировой политике
Степень
научной разработанности
При подборе аналитического материала мы полагались на серьезные теоретические исследования в области политизации искусства отечественных и зарубежных авторов. На протяжении всего XX века российские и зарубежные ученые стремятся проникнуть в суть этого феномена. Многие из них пришли к выводу, что симбиоз политика-искусство не только сложен, но и обладает двойственной природой, рассматривать ее также стоит как в позитивном, так и в негативном плане. Плодотворность исследований зависит от того, в какой мере удается синтезировать подходы, предлагаемые с позиций разных научных дисциплин. Западная гуманитарная мысль накопила значительное количество исследований по этой проблеме.
Источниковую базу работы составляют официальные документы Министерства Иностранных Дел Российской Федерации: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации7, Концепция внешней политики Российской Федерации8; Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество): Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию9; международно-правовые документы: Бернская конвенция по охране художественных и литературных произведений10, Декларация принципов международного культурного сотрудничества11, Конвенция об охране всемирного природного и культурного наследия12 и некоторые другие.
Также в данной работе использовались исследования видных политологов и исследователей, занимающихся проблемами культуры и культурной политики - Ашин Г.К. 13, Балакшин А.С.14, Бенедиктова Т.Д.15, Бердяев Н.А.16, Востряков Л.Е.17, Выготский Л.С.18, Гнедовский М.Б.19, Кириллова Н.Б.20, Кокарев И.Е.21, Мельвиль А.Ю.22, Кастельс М.23, Мукерджи Ч.24, Ортега-и-Гассет Х.25, Рашкофф Д.26; анализа международных отношений и мировой политики - Богатуров А.Д.27, Делягин М.Г.28, Уткин А.И.29, Хрусталев М.А.30; политстратегии - Арбатов Г.А.31, Бжезинский З.32, Гидденс Э.33, Кара-Мурза С.Г.34, Фукуяма Ф.35, Хантингтон С.36
А также искусствоведов: Дж. Риоса, Р.Мейера37, Ч.Харрисона38, П.Вуда.
Отдельное внимание обращалось на работы Дж. Ная, посвященные проблематике культурного воздействия на политические процессы, «мягкой силе», исследованиям по проблеме глобализации – Лебедевой М.М39., Кессиди Ф.К.40,
Помимо названных выше источников, мы опирались и попытались проанализировать выступления, как самих видных политических деятелей, так и работников сферы искусства: Министр иностранных дел Лавров С.В., генеральный директор ЮНЕСКО Мацуура К.41, экс-президент Российской Федерации, премьер-министр РФ Путин В.В.42, дирижер Спиваков В.43.
Новизна работы обусловлена все возрастающей актуальностью темы среди западных политологов и фактическим отсутствием в настоящий момент комплексных научных исследований данного влияния в России. Было бы ошибочно полагать, что российские исследователи стараются обходить данную проблему стороной, хотя и стоит отметить, что они в первую очередь затрагивают феномен «массовой культуры».
В контексте данного исследования
также будет затронуты проблемы
международного сотрудничества по борьбе
с преступлениями в сфере искусства
и тотальной популяризации арт-
Методологической и
Глава 1. Проблема «взаимоотношений» искусства и политики