Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:15, реферат
Сервис — 1) служилый, подневольный; находящийся в полном подчинении, зависимый, подвластный; рабский, невольничий;
2) обременённый повинностями, 3) услуга, сфера услуг, обслуживание (в ресторане)
Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Раздел А. Сервис в постиндустриальном обществе 3
Раздел B. Правила оформления научно-исследовательской работы 11
Раздел C. Технологии эффективного мышления 18
Раздел D. Работа с текстом: ключевые слова 25
Заключение 28
Литература
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методы научных исследований»
Раздел А. Сервис в постиндустриальном
обществе
Раздел B. Правила оформления научно-исследовательской работы 11
Раздел C. Технологии эффективного
мышления
Раздел D. Работа с текстом: ключевые
слова
Заключение
Литература
Раздел А. Сервис в постиндустриальном обществе
Сервис — 1) служилый, подневольный; находящийся в полном подчинении, зависимый, подвластный; рабский, невольничий;
2) обременённый повинностями, 3) услуга, сфера услуг, обслуживание (в ресторане)
Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сферу услуг
часто относят к
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.
В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда, создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.
Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.
Примеры:
Жилищно-коммунальные услуги, Страхование, Торговля, Электроснабжение, Банковские услуги, Информационные услуги, Арендодательство, Охрана, Туристические услуги, Услуги переводчиков иностранных языков
В постиндустриальном обществе происходит отход от централизованного распределения информации, что проявляется в развитии телевидения в направлении увеличения числа каналов, адресованных на различные аудитории, а также распространения кабельного и спутникового телевещания. Практически неограниченные возможности для доступа к интересующей информации и для общения дает глобальная сеть Интернет. Влияние информационных и телекоммуникационных технологий на дробление общества на множество различных малых групп заключается в том, что благодаря им, человек может находиться в том «фрагменте» информационного пространства, который ему наиболее интересен. Если телевидение - это коммуникативная система с односторонней связью, то сетевые компьютерные технологии дают возможность для двустороннего, интерактивного общения людей в режиме реального времени.
Основные тенденции мирового развития на современном этапе
1. Этапы современной НТР
Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.
Научно-техническая революция
характеризуется двумя
1. Произошло срастание науки с техникой
в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая),
в результате чего наука стала непосредственной
производительной силой.
2. Небывалыми успехами в деле покорения
природы и самого человека как части природы.
Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.
В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.
Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта. Но без этого невозможны, ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.
Наука развивается по
экспоненте: объем научной деятельности,
в том числе мировой научной
информации в ХХ веке, удваивается
каждые 10-15 лет.
Расчет число ученых, наук. В 1900 году в
мире было 100 000 ученых, сейчас -
5 000 000 (один из тысячи человек, живущих
на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших
на планете - наши современники. Процесс
дифференциации научного знания привел
к тому, что сейчас насчитывается более
15 000 научных дисциплин.
Наука не только изучает
мир и его эволюцию, но и сама
является продуктом эволюции, составляя
вслед за природой и человеком
особый,
«третий» (по Попперу) мир - мир знаний
и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического
и мира интерсубъективного (общечеловеческого)
знания - наука сменила «мир идей»
Платона. Третий, научный мир, стал таким
же эквивалентом философскому «миру идей»,
как «град божий» блаженного Августина
в средние века.
В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки.
Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.
«С того момента, как
наука стала действительностью,
истинность высказываний человека обусловлена
их научностью. Поэтому наука - элемент
человеческого достоинства, отсюда
и ее чары, посредством которых
она проникает в тайны мироздан
Эти же чары приводили
к преувеличенному
Создалось своеобразное научное «лобби»,
которое получило название сциентизма (от латинского «сциенция»
- наука). Именно в наше время, когда роль
науки поистине огромна, появился сциентизм
с представлением о науке, особенно естествознании,
как высшей, если не абсолютной ценности.
Эта научная идеология заявила, что лишь
наука способна решить все проблемы, стоящие
перед человечеством, включая бессмертие.
Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.
Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе.
Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.
Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.
С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.
С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.
В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию. Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия. В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество.
На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.
Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.
В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.
1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи.
2. Замена бумаги электронными
средствами, включая электронные
банковские услуги вместо
3. Расширение телевизионной
службы через кабельные
4. Реорганизация хранения
информации и систем ее
5. Расширение системы
образования на базе
Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.
Самый же важный вопрос - политический. Информация в постиндустриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера.
Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части.