Становление политической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Вложенные файлы: 1 файл

Zachet.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

1. Становление  политической науки.

 

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Мил-ля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина и других мыслителей.

Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки.

В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В России политическая мысль  имеет длительную историю и содержит много интересных и оригинальных идей. Современный облик политические исследования приобретают здесь в конце XIX — начале XX в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и ряд других исследователей, а также марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания.

 

2. Предмет и  функции современной политической  науки.

Предметом политологии  являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

 

Функции политической науки.

  • Дескриптивная функция, предполагающая необходимость всестороннего и полного описания внутренних и внешних связей политических явлений, их характерных признаков. Осуществление данной функции неразрывно связано с изменением и обогащением способов и приемов познания, требования к которым определяются состоянием объекта, потребностями общества в получении достоверных знаний о политических изменениях, наличием профессиональных исполнителей и некоторых других условий.
  • оценочную функцию, предполагающую вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того или иного общественного субъекта. Иначе говоря, политические явления подвергаются со стороны ученых обязательной ценностной оценке, являющейся непременной составляющей научного анализа.
  • сравнительную функцию, предполагающую обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления, типов политической культуры и т.п.), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.
  • преобразовательная функция политической науки. Она вызвана потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти, смогут снизить издержки государственного управления, способствовать достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д. Таким образом, политическая наука в той или иной степени связана с практическими преобразованиями в сфере власти, вплетена в целенаправленные действия разнообразных политических сил.
  • прогностическая функция политической науки. Она выражает потребность в разработке вероятностного знания, предвосхищающего возможные последствия предпринимаемых действий и пытающегося гипотетически определить изменения, сопутствующие достижению целей.
  • Функция социализации направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений. Сопровождая жизнедеятельность индивидов, чью жизнь в той или иной мере затрагивают политические процессы, наука способствует рационализации их политических представлений, повышению уровня их компетентности при выполнении различных ролей в сфере власти, уточнению собственных возможностей при использовании политической власти для защиты своих интересов.

Таким образом, следует  признать, что значение и роль тех  или иных функций могут меняться в зависимости от конкретных политических условий, уровня развития научных знаний, чуткости правящей элиты к рекомендациям ученых, приоритетов ведущей группы политических исследователей и ряда других факторов.

 

3. Природа политики. Детерминистские( социологические) концепции политики

Политика появляется там и тогда, где и когда утрачено естественное согласие, но существует потребность в согласованном поведении.

Детерминистская (социологическая) концепция

Политика понимается как следствие нескольких причин. В качестве причин выступают другие сферы: экономика, право, мораль, социальная структура. Модель бильярдного шара.

  • Экономическая концепция.

Политика – концентрированное  выражение экономики. Политика вторична, политика – это следствие.

Это определение подходит для описания России.

  • Правовая концепция.

Политика – следствие  правовых отношений, прежде всего, состояние прав человека.

  • Социальная концепция.

Политика – результат  борьбы социальных групп за ограниченные ресурсы.

  • Этическая концепция.

Политика – деятельность, обусловленная стремлением к  общему благу (с) Аристотель.

 

4. Субстанциальные  и структурно-функциональные концепции политики

Субстанциональная концепция

Попытка выявить исходное зернышко, из которого вырастает все  политическое.

  • Властная концепция

Ключевое слово –  «власть». Политика – деятельность, направленная на приобретение, удержание  и использование власти.

  • Государственная концепция.

Политика – деятельность, связанная с государством: направленная на определение его форм и целей.

  • Конфликтная & Компромиссная концепции

Политика – это  борьба, конфликт между группами за дефицитные ресурсы.

Политика – это искусство жить сообща.

Структурно-функциональная концепция

Ответ на вопрос, какова функция политики в обществе, что  она дает, что она выполняет.

  • Телеологическая концепция (учение о целях)

Политика – это  деятельность, направленная на разработку, принятие и достижение целей для всего общества.

  • Десизионная концепция («решение»)

Политика – это  деятельность, связанная с разработкой  и принятием решений, обязательных для всего общества.

  • Системная концепция (автор: Т. Парсонс)

Общество – система, состоящая из подсистем. Каждая подсистема выполняет определенную функцию в рамках целого.

Духовная система обеспечивает смыслами. Политика обеспечивает целостность  общества как системы.

Таким образом, природа  политики находит разные выражения. Политика – очень сложное и динамичное явление, поэтому в принципе невозможна одна концепция или одно исчерпывающее определение. Для понимания политики нужно применять системный подход.

Политика – деятельность  социальных групп по артикуляции ( осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего обществ решений, осуществляемых с помощью власти.

 

5. Природа власти. Субстанциальные и реляционные теории власти

Многоликость форм существования  и проявления властной воли обусловила нестихающие дискуссии относительно ее природы и породила различие подходов и трактовок ее. 
Поведенческий подход характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В таком случае власть отождествлялась с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Природа власти объясняется биологической и психической природой человека. 
Социологический подход трактует власть в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие по крайней мере двух сторон В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения. Они складываются между субъектом властной воли (субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (объект власти - тот, кто осуществляет свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, т. е. с характером предъявляемых субъектом власти требований). 
Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и английского исследователя Дж. Кэтлин. выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики; более того, они рассматривали человека как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего-неосознанное) к власти.

Основные концепции власти

Природа власти в зависимости  от исторических обстоятельств проявляется  в разной форме, требует решения разных задач. Эта специфика привела к тому, что в современной политологии есть 2 базисные концепции власти. В принципе, они подтверждают правильность интуиции древних мыслителей.

Субстанциональная концепция власти

Соответствует вертикальному пониманию власти древними мыслителями. Субстанция – категория древнегреческой философии – далее неделимое основание.

  • Власть есть некая энергия, производимая обществом как целостностью.
  • Держателями этой власти-энергии являются отдельные люди —> властители приходят и уходят, а власть остаётся.

Оценка субстанциональной  теории:

Плюс "+"

Такое понимание власти хорошо отвечает на вопрос, почему появляется власть и зачем (по какой причине  и какую роль играет). Причина  – усложнение общества —> усиление центробежных тенденций, ослабление контроля над отдельными людьми, обществу грозит саморазрушение. Власть появляется, чтобы блокировать центробежные тенденции, наладить связи между обществом и личностью при доминировании интересов целого общества, а не человека.

Минус "–"

Если власть – некая  энергия производимая обществом  и существующая сама по себе, вне  общества, вне людей и отношений  между ними, то возникает элемент  мистики.

Чтобы «заземлить», «очеловечить»  понимание власти, разрабатывается  вторая базовая концепция.

Реляционная концепция власти

Власть – это такое  отношение между людьми, когда  одни люди, так или иначе, определяют поведение других. Ключевое слово: «отношение». Соответствие горизонтальному пониманию  власти древними мыслителями.

Оценка:

Плюс "+"

Понимание власти как  межличностного отношения срывает  с власти ореол мистики, непознаваемости; понимание власти становится очень  прагматичным. О ней можно говорить, изучать ее, анализировать взаимоотношения даже двух людей.

Минус "–"

Реляционная концепция не дает возможности объяснить многие известные из истории феномены власти, например, когда люди подчиняются не сильной, а слабой личности, когда слушают не умного, а внимают болтуну. Например, советский период с 1917 г.

Анализ показывает: власть – очень сложный и исторически меняющийся феномен. Так же, как и с политикой, невозможна одна исчерпывающая концепция власти. Надо анализировать, применяя системный подход, всё многообразие концепций и определений, отдавая себе отчёт в том, что каждая концепция обладает своими плюсами и минусами.

Информация о работе Становление политической науки