Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:52, реферат
Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.
Унитарное государство представляет собой единую политически однородную организацию, состоящую из административно территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единое гражданство.Все государственные органы составляют единую систему и действуют на основе единых правовых норм
Различают :
Федерация представляет собой устойчивый союз государств( территорий) самостоятельных в рамках распределенной между ними и центром компетенции. Имеют собственные законодательные , исполнительные, и судебные органы и конституцию( устав).
Обычно наличествует 2ух палатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей регионов.
Конфедерация союз самостоятельных суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза лишь определенный вопрос. Как правило это вопросы в области обороны, внешний политики, транспорта, связи, денежной системы. она непрочна и либо переходит в федерацию либо распадается.
22. Политическая партия: происхождение, понятие, структура, функции
Политическая партия как институт в своем развитии по М. Веберу прошла 3 основных этапа становления
Выделяют следующие институтообразующие признаки партии:
Структура партии:
Лидер – партийная
бюрократия-«мозговой штаб»-
Функции политических партий:
23. Типология политических партий. Партийные системы (лекция).
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.
Типология (классификация) партий | |
По идейному основанию деятельности |
|
По отношению к правящему режиму |
|
Различиям в структуре партий и организаций их внутренней жизни |
|
Партийные системы – совокупность политических партий и взаимосвязей между ними, отражающие их отношения между собой, а так же с государством, иными политическими институтами. В каждой стране партийная система является результатом действия множества факторов: законодательство страны ( избирательный режим), культурно- религиозная среда, история страны и её традиции, экономическая и социальная структура и т.д
По числу партий , входящих с систему выделяют: однопартийные(неконкурентные), многопартийные ( конкурентные) – с одной доминантной партией, двухпартийные, система 2,5 партий, мультипартийные.
24. Тоталитарный политический режим.
Тоталитаризм как тип
Общими отличительными
признаками тоталитаризма являются
стремление к всеобъемлющей
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».
25. Авторитарный политический режим.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей.
5. Отказ от тотального
контроля над обществом,
6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
26. Демократия как политический режим.
В XX в. слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?
«Демократия» переводится
с древнегреческого как «
Демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов.
Учитывая взаимосвязь
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа.
2. Периодическая выборность
основных органов государства.
Демократией может считаться
лишь то государство, в
3. Равенство прав граждан
на участие в управлении
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.
Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их.
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенное целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.